Разработка кейса игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников.
картотека (старшая группа)

Бурмистрова Елена Александровна

Разработка кейса игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников представлены для:

- Для формирования математической грамотности;

На формирование читательской грамотности;
Для формирования естественно-научных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burmistrova_elena_pdd-120_razdel_2_zadanie_1.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка кейса игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников.

Для формирования математической грамотности:

 «Кто самый внимательный?»

Цель: закрепить знание чисел и обозначение их цифрами и развивать зрительную память и логическое мышление.

Для игры необходимы карточки с цифрами от 0-9 для каждого ребенка, и ряд чисел, представленный ниже.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотреть ряд чисел и вспомнить с чем у них ассоциируется каждая цифра. Например: 2 – два уха у зайца; 3 – три угла у треугольника; 0 – овал; 5 – пять пальцев на руке и т.д.

Затем педагог предлагает детям запомнить этот числовой ряд и восстановить его по памяти у себя на парте. Числовой ряд убирается.

Когда дети выполнят задание, педагог показывает числовой ряд для проверки и исправления ошибок.

«Магазин игрушек»

Цель: сделать покупки в магазине, на определённую сумму.

Оборудование: монетки для детей, игрушки с ценниками.

Ход игры:

Предварительно детям раздаем монетки.  

На полке в магазине много игрушек и у каждой игрушки своя цена.  

Педагог: - Приглашаю вас в магазин игрушек, у вас есть монетки. Что вы можете купить на 5 р?    

(Например, я хочу купить машину за 2 рубля и куклу за 5 рублей. А можешь ты это сделать? Почему?  А хватит ли денег? Давай посчитаем. 2+5=7, а сколько денег у покупателя? 5 рублей).

«Числовое поле»

Цель: закрепить название чисел и обозначение их цифрами.

Материалы: пособия с числами от 0-10.

Ход:

На занятиях по математике для дошкольников в качестве разминки, в начале занятия, используют числовые поля. Для этого сделаны красочные наглядные пособия с числами от 0-10. Дети очень любят путешествовать по этим полям.

Варианты заданий: - проведи нас от 0 до 10

                                  - проведи нас от 10 до 0

                                  - покажи число, которое на 1 меньше/больше 9.

«Веселая геометрия»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и их признаках.

Ход:

Для этой игры сделаны из яркой бумаги геометрические фигуры, изучаемые в рамках программы. Дети имеют возможность взять фигуру в руки, посчитать количество сторон, углов.

Варианты заданий.

Фигуры выкладываются на столе. Дети выходят по очереди и находят фигуру в зависимости от задания учителя.

- найди круг или найди фигуру, у которой ноль углов;

- найди фигуру, у которой 3 угла;

- найди фигуру, у которой 4 стороны и все стороны одинаковые/равны.

На формирование читательской грамотности:

«Волшебная корзинка»

Цель: закрепить знания детей по сказкам, развить речь, внимание и мышление.  

Материалы: картинки с изображением сказок.

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино (ключик)

2. Оле -Лукойле (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.

Для формирования естественно-научных представлений:

«Чей это хвост?»

Задача игры (замысел): проанализировать изображения диких животных, нарисовать рисунки диких животных.

Игровые правила: быть внимательным.

Содержание (ход игры):

Воспитатель показывает сороку, которая прилетела с вестью к детям и читает текст.

 - Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают.  Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост);       у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост);    у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост);   у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост);       у лося – (лосиный хвост).

«Отвечай быстро»

Дидактическая задача: Закреплять умения классифицировать явления природы и приметы времен года, приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа мяч в руке, становится в круг вместе с детьми и говорит:

- Сейчас, я назову примету любого времени года или любое явление природы и брошу кому-нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать примету любую другую того же времени года или явление природы. Одно и тоже явление природы или примету можно назвать дважды. Игру при повторении можно усложнить, называя не одну примету или явление, а два.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача: воспитывать у детей наблюдательность, умения замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие на картинках, объяснять связно, что изменилось.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям, говорит:

- Игра вам знакома, но в этой игре надо быть особенно внимательным, изменения будут очень незаметные, вы все постарайтесь их все заметить и назвать. Первого ведущего выберем считалкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому бросили мяч. Поэтому будьте готовы быстро и правильно отвечать. Выбранный ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с картинками и запомнить их. Затем, закрыв ширмой стол изменяет что-то, затем убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на картинки и бросает мяч кому-нибудь. Тот ловит и отвечает. Если ответ правильный, он становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания

Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника – один из основных способов формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности в области естествознан...

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ финансовой культуры старших дошкольников

Кейс игр и игровых упражнений по формированию основ финансовой культуры старших дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Актуальность разработки обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности как основы для успешного обучения в школе и адаптации в современном о...