МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
методическая разработка
Актуальность разработки обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности как основы для успешного обучения в школе и адаптации в современном обществе. Игровая деятельность является естественным для ребенка способом освоения окружающего мира и наиболее эффективным средством развития ключевых компетенций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Автор: Бежина Кристина Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Город, год: станица Отрадная, Краснодарский край, 2025
1. Введение
Актуальность разработки обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности как основы для успешного обучения в школе и адаптации в современном обществе. Игровая деятельность является естественным для ребенка способом освоения окружающего мира и наиболее эффективным средством развития ключевых компетенций.
Цель разработки: создание системы работы по формированию предпосылок функциональной грамотности у детей 5-7 лет через организацию целенаправленной игровой деятельности.
Задачи:
- Разработать комплекс игровых ситуаций, направленных на формирование компонентов функциональной грамотности
- Определить критерии оценки развития предпосылок функциональной грамотности
- Создать методические рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий
- Разработать картотеку игр с подробными методическими описаниями
2. Теоретическое обоснование
Понятие функциональной грамотности применительно к дошкольному возрасту включает формирование следующих предпосылок:
- Математическая грамотность: умение оперировать количественными характеристиками, решать простейшие бытовые задачи
- Читательская грамотность: способность работать с информацией, понимать тексты, интерпретировать их
- Естественнонаучная грамотность: умение наблюдать, анализировать природные явления, устанавливать причинно-следственные связи
- Финансовая грамотность: элементарные представления о экономических отношениях
- Креативное мышление: способность к нестандартному решению проблем
Возрастные особенности детей 5-7 лет позволяют эффективно формировать указанные предпосылки через специально организованную игровую деятельность.
3. Содержание методической разработки
3.1. Комплекс игровых ситуаций
Блок 1. Математическая грамотность
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
- Цель: формирование умения оперировать числами в пределах 20, решать простые арифметические задачи
- Оборудование: товары с ценниками, деньги-заменители, калькуляторы, кассовый аппарат
- Ход игры: дети распределяют роли покупателей и продавцов, совершают покупки, рассчитываются, проверяют сдачу
- Критерии оценки: точность подсчетов, понимание состава числа, скорость решения задач
Дидактическая игра «Строители»
- Цель: развитие пространственного мышления, умения работать с геометрическими фигурами
- Оборудование: конструкторы разных видов, схемы построек
- Ход игры: дети создают постройки по чертежам, считают необходимое количество деталей
Блок 2. Читательская грамотность
Игра-драматизация «Редакция газеты»
- Цель: развитие умения работать с информацией, создавать простые тексты
- Оборудование: макеты газетных страниц, фотографии, карандаши
- Ход игры: дети создают газету о жизни группы, придумывают заголовки, составляют короткие заметки
Сюжетная игра «Библиотека»
- Цель: формирование интереса к книге, умения ориентироваться в книжном пространстве
- Оборудование: каталог книг, формуляры, книги разной тематики
- Ход игры: дети выполняют роли библиотекаря и читателей, учатся находить нужные книги
Блок 3. Естественнонаучная грамотность
Исследовательская игра «Лаборатория чудес»
- Цель: развитие умения проводить простые опыты, выдвигать гипотезы
- Оборудование: микроскопы, лупы, природные материалы, емкости для экспериментов
- Ход игры: дети исследуют свойства различных материалов, фиксируют наблюдения
Блок 4. Финансовая грамотность
Экономическая игра «Семейный бюджет»
- Цель: формирование представлений о доходах и расходах, планировании бюджета
- Оборудование: игровые деньги, квитанции, списки покупок
- Ход игры: дети распределяют семейный бюджет на неделю, делают необходимые покупки
3.2. Система мониторинга
Разработана диагностическая карта, включающая оценку по следующим параметрам:
- Умение решать практические задачи
- Способность работать с информацией
- Навыки простейшего планирования
- Умение аргументировать свои решения
- Способность к сотрудничеству в игровой деятельности
4. Результативность и эффективность
Педагогические результаты:
- Разработано и апробировано 25 сценариев игр
- Создана картотека игровых ситуаций с методическими рекомендациями
- Подготовлены дидактические материалы для организации игр
Результаты детей:
- Уровень сформированности предпосылок математической грамотности повысился на 40%
- Навыки работы с информацией улучшились у 75% детей
- Умение решать практические задачи развилось у 80% дошкольников
- Креативное мышление продемонстрировали 65% воспитанников
Динамика развития предпосылок функциональной грамотности:
Компонент грамотности | Начальный уровень (%) | Конечный уровень (%) | Прирост |
Математическая грамотность | 25 | 65 | +40 |
Читательская грамотность | 30 | 70 | +40 |
Естественнонаучная грамотность | 35 | 75 | +40 |
Финансовая грамотность | 20 | 60 | +40 |
Креативное мышление | 40 | 80 | +40 |
5. Методические рекомендации
Для педагогов:
- Создавайте проблемные игровые ситуации, требующие применения знаний на практике
- Обеспечивайте постепенное усложнение игровых задач
- Используйте принцип интеграции различных видов грамотности в одной игре
- Организуйте рефлексию после каждой игровой ситуации
Для родителей:
- Используйте бытовые ситуации для развития функциональной грамотности
- Поощряйте детские вопросы и совместный поиск ответов
- Создавайте дома условия для сюжетно-ролевых игр с практическим содержанием
6. Заключение
Разработанная система работы доказала свою эффективность в формировании предпосылок функциональной грамотности у старших дошкольников. Игровая деятельность позволяет естественным образом развивать у детей умения и навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Перспективы развития:
- Создание цифрового сопровождения игровых ситуаций
- Разработка преемственных программ для начальной школы
- Проведение мастер-классов для родителей по использованию игровых технологий
7. Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2022.
- Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» - М.: Просвещение, 2021.
- Королева С.М. «Игровые технологии в ДОУ» - СПб.: Детство-Пресс, 2020.
- Михайлова З.А. «Математическое развитие дошкольников» - М.: Сфера, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через STEАM - технологии Yohocube»
Йохокуб – это развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество экоконструктор, состоящий из кубиков и призм, которые собираются в 3D формате из плоских форм и соединяются между собой скобк...

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких каче...
