Комплекс трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Есина Евгения Юрьевна

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет

Тема: «Профессии вокруг нас»

Цель: формирование представлений о ценности и значимости разных видов труда.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы с вами поговорим о профессиях, которые нас окружают. Кто знает, кем работает ваш папа или мама? Давайте обсудим!

Дети отвечают, называют профессии своих родителей, делятся впечатлениями.

Посмотрите на эти фотографии. Здесь изображены повар, дворник, медсестра. Как вы думаете, что они делают?

Рассматривают фотографии, высказывают предположения о том, чем занимаются эти люди.

Давайте представим, что мы повара! Вот вам игрушечные кастрюли и продукты. Что мы будем готовить?

Участвуют в сюжетно-ролевой игре, «готовят» блюда, распределяют роли.

А теперь попробуем стать дворниками. Вот веники и совки. Как мы можем помочь поддерживать чистоту?

Берут игрушечные инструменты, имитируют уборку, обсуждают важность чистоты.

На этой неделе к нам придут ваши родители и расскажут о своих профессиях. Как вы думаете, что интересного они нам покажут?

Задают вопросы, выражают ожидания, делятся предположениями.

После рассказа мамы-медсестры, давайте обсудим: почему её работа важна? Как она помогает людям?

Рассуждают о значимости профессии, вспоминают примеры из жизни.

Видите, как много труда стоит за простыми вещами? Кто делает наши обеды вкусными? Кто убирает двор?

Отвечают на вопросы, делают выводы о ценности труда.

Давайте скажем спасибо всем, кто трудится для нас! Как мы можем показать, что ценим их работу?

Предлагают варианты: не мусорить, говорить спасибо, помогать.

 

Итог: дети узнают о разных профессиях, пробуют себя в ролевых играх, учатся уважать труд окружающих. Постепенно у них формируется понимание, что каждая работа важна и заслуживает благодарности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_trudovyh_porucheniy_dlya_detey_5-6_let.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет

Тема: «Профессии вокруг нас»

Цель: формирование представлений о ценности и значимости разных видов труда.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы с вами поговорим о профессиях, которые нас окружают. Кто знает, кем работает ваш папа или мама? Давайте обсудим!

Дети отвечают, называют профессии своих родителей, делятся впечатлениями.

Посмотрите на эти фотографии. Здесь изображены повар, дворник, медсестра. Как вы думаете, что они делают?

Рассматривают фотографии, высказывают предположения о том, чем занимаются эти люди.

Давайте представим, что мы повара! Вот вам игрушечные кастрюли и продукты. Что мы будем готовить?

Участвуют в сюжетно-ролевой игре, «готовят» блюда, распределяют роли.

А теперь попробуем стать дворниками. Вот веники и совки. Как мы можем помочь поддерживать чистоту?

Берут игрушечные инструменты, имитируют уборку, обсуждают важность чистоты.

На этой неделе к нам придут ваши родители и расскажут о своих профессиях. Как вы думаете, что интересного они нам покажут?

Задают вопросы, выражают ожидания, делятся предположениями.

После рассказа мамы-медсестры, давайте обсудим: почему её работа важна? Как она помогает людям?

Рассуждают о значимости профессии, вспоминают примеры из жизни.

Видите, как много труда стоит за простыми вещами? Кто делает наши обеды вкусными? Кто убирает двор?

Отвечают на вопросы, делают выводы о ценности труда.

Давайте скажем спасибо всем, кто трудится для нас! Как мы можем показать, что ценим их работу?

Предлагают варианты: не мусорить, говорить спасибо, помогать.

Итог: дети узнают о разных профессиях, пробуют себя в ролевых играх, учатся уважать труд окружающих. Постепенно у них формируется понимание, что каждая работа важна и заслуживает благодарности.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Что значит быть ответственным?»

Цель: осознание понятий «ответственность», «обязательность» в трудовой деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы поговорим о том, что значит быть ответственным. Кто из вас знает, что это такое? Давайте обсудим.

Дети высказывают свои предположения, приводят примеры из жизни.

Я прочитаю вам рассказ о мальчике, который был ответственным, и о девочке, которая забывала о своих делах. Как вы думаете, кто поступил правильно?

Слушают рассказ, анализируют поступки героев, делают выводы.

В нашей группе появится Доска ответственных дел. Каждый из вас сможет выбрать себе задание на день. Кто хочет попробовать?

Рассматривают доску, выбирают посильные задания (полить цветы, проверить игрушки и т.д.).

Маша, ты сегодня отвечаешь за порядок в кукольном уголке. Расскажи, как ты будешь это делать?

Ребенок объясняет свои действия, показывает, как проверит порядок.

Коля, твоя задача — следить, чтобы все после рисования закрывали фломастеры. Что ты будешь делать, если кто-то забудет?

Ребенок предлагает вариант (напомнить, помочь закрыть).

Давайте подумаем, почему важно выполнять свои обязанности каждый день, а не только один раз?

Дети рассуждают, приходят к выводу о постоянной заботе и важности дисциплины.

В конце дня мы соберемся и обсудим, как каждый справился со своей ответственностью. Кто хочет рассказать о своих успехах?

Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что получилось, а что было сложно.

Завтра у нас будут новые задания. Кто готов снова проявить ответственность?

Поднимают руки, выражают желание участвовать, выбирают новые поручения.

Итог: дети через личный опыт и игровые задания учатся понимать суть ответственности. Они видят, что даже маленькие, но регулярные действия важны для общего порядка. Постепенно у них формируется привычка добросовестно выполнять свои обязанности.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Правила дружной работы»

Цель: усвоение норм коллективного труда и взаимопомощи.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы будем учиться работать дружно. Давайте подумаем, почему важно помогать друг другу?

Дети предлагают идеи: чтобы быстрее сделать, чтобы было веселее, чтобы никто не расстраивался.

Сейчас мы все вместе будем украшать группу к празднику. Но сначала давайте придумаем, как сделать это по-доброму.

Предлагают варианты украшений, выбирают материалы.

Давайте вспомним наше «правило трех шагов»: сначала обсудим план, потом распределим работу, а затем поможем тем, кому трудно.

Повторяют правило, предлагают, кто что будет делать (развешивать гирлянды, клеить снежинки).

Вижу, что Саша и Оля хотят вырезать одинаковые фигурки. Как нам поступить по-доброму?

Предлагают решения: сделать по очереди, выбрать разные фигурки, работать вместе.

Посмотрите, как Маша помогает Коле - показывает, как правильно держать ножницы. Это и есть дружная работа!

Наблюдают за положительным примером, некоторые начинают тоже помогать товарищам.

Ой, у нас остался последний лист бумаги для панно. Как нам его поделить справедливо?

Предлагают варианты: разрезать пополам, отдать тому, кто еще не сделал свою часть, сделать общий элемент.

Давайте подведем итог: что у нас сегодня получилось лучше всего, когда мы работали вместе?

Отмечают моменты взаимопомощи, говорят, что понравилось работать в команде.

Завтра мы будем создавать большой бумажный город. Кто уже сейчас готов договориться о том, кто что будет делать?

Дети объединяются в пары/группы, договариваются о будущих ролях (кто будет делать дома, кто - машинки).

Итог: через практическую деятельность дети осваивают принципы коллективного труда: учатся договариваться, справедливо распределять обязанности, помогать друг другу. Формируется понимание, что дружная работа приносит больше радости и лучший результат, чем индивидуальные усилия.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Помощники малышей»

Цель: развитие эмпатии и желания заботиться о младших.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, сегодня мы с вами будем особыми помощниками - будем заботиться о малышах из младшей группы. Кто хочет попробовать?

Дети проявляют интерес, задают вопросы, некоторые высказывают опасения.

Давайте подумаем, в чем малыши нуждаются в нашей помощи? Что они еще не умеют делать сами?

Предлагают варианты: одеваться, кушать, играть, убирать игрушки.

Сейчас я покажу вам, как правильно помогать малышам одеваться. Посмотрите: сначала спросим, нужна ли помощь, потом покажем медленно.

Внимательно наблюдают, пробуют повторять движения на куклах.

Саша, представь, что ты помогаешь малышу застегнуть пуговицы. Как ты будешь это делать?

Показывает на кукле, проговаривает действия: беру пуговицу, вставляю в петельку.

Оля, а как ты объяснишь малышу, как правильно держать ложку?

Демонстрирует на игрушке, говорит простыми словами: держи вот так, не спеши.

Вижу, что Ваня расстроился, не может надеть варежки. Кто хочет ему помочь?

Даша подходит, сначала успокаивает, потом показывает, как вывернуть варежку.

Давайте обсудим: что было самым трудным в помощи малышам? Что понравилось больше всего?

Делятся впечатлениями: сложно было объяснять, приятно, когда малыш улыбается.

Завтра мы снова будем помогать нашим маленьким друзьям. Кто уже придумал, как сделать это еще лучше?

Предлагают идеи: принести простые пазлы, научить новой игре, нарисовать «подсказки» для одевания.

Итог: через практику шефства у детей развивается эмпатия и ответственность. Они учатся не просто выполнять действия за малышей, а терпеливо объяснять и эмоционально поддерживать. Формируется понимание, что настоящая помощь – это когда другой человек становится более самостоятельным.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Трудное задание»

Цель: формирование настойчивости и терпения при выполнении сложных поручений

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня у нас будут особенные задания – не простые, а сложные. Но я уверена, что вы справитесь! Кто готов попробовать?

Дети проявляют интерес, но некоторые выглядят неуверенно, задают вопросы.

Первое задание: нужно аккуратно почистить щеточкой ящик конструктора от прилипшего пластилина. Давайте разберем, как это сделать.

Рассматривают инструменты, предлагают способы очистки, пробуют на маленьком участке.

Вижу, что у тебя, Сережа, не сразу получается. Давай попробуем делать это медленно, участок за участком.

Ребенок пробует новый способ, радуется первым результатам.

Следующее задание – распутать эти перепутанные шнурки. Как вы думаете, с чего лучше начать?

Предлагают варианты: найти концы, развязать узлы, действовать по очереди.

Оля боится повредить корешки при пересадке растения. Давайте все вместе посмотрим, как это сделать правильно.

Внимательно наблюдают за показом, задают уточняющие вопросы.

Посмотрите, у Коли получилось пересадить первый цветок! Теперь он может помочь другим. Кому нужна помощь?

Дети обращаются за советом к успешному сверстнику, пробуют под его руководством.

Давайте обсудим: что было самым трудным? Как вы справились с трудностями?

Делятся опытом: сначала было страшно, потом получилось, когда делал медленно.

Завтра у нас будет новое сложное задание. Кто теперь уверен, что справится?

Дети поднимают руки, высказывают готовность, некоторые предлагают свои идеи сложных заданий.

Итог: через выполнение специально усложненных заданий дети учатся преодолевать трудности, разбивать сложную задачу на этапы и помогать друг другу. Формируется важное понимание: то, что сначала кажется невозможным, становится достижимым при терпении и правильном подходе. Развивается уверенность в своих силах и бережное отношение к материалам и живым объектам.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Радость полезного дела»

Цель: воспитание положительного эмоционального отношения к труду

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы будем делать добрые дела, которые порадуют других. Кого бы вы хотели порадовать?

Дети предлагают варианты: птичек, малышей, родителей, воспитателей.

Давайте сделаем кормушки для птиц. Посмотрите, как они обрадуются, когда найдут угощение!

С интересом рассматривают материалы, задают вопросы о птицах.

Сейчас мы вместе замесим тесто для печенья. Представьте, как обрадуются ваши родители вечером!

Активно участвуют в процессе: насыпают муку, мешают тесто, вырезают формочками.

Вижу, что у тебя, Маша, получилась красивая закладка. Как ты думаешь, кому она понравится в библиотеке?

С гордостью показывает работу, представляет, как ребенок будет ей пользоваться.

Давайте развесим наши кормушки на участке. Как вы думаете, скоро ли прилетят птицы?

Осторожно размещают кормушки, оживленно обсуждают, каких птиц увидят.

Посмотрите, вон синичка уже прилетела к вашей кормушке! Что вы чувствуете, видя это?

С восторгом наблюдают, делятся радостью, стараются не шуметь.

Давайте вспомним все добрые дела, которые мы сделали сегодня. Какое вам запомнилось больше всего?

Эмоционально рассказывают о своих впечатлениях, показывают свои поделки.

Завтра мы можем сделать новые полезные вещи. Кто уже придумал, что именно?

Предлагают идеи: скворечники, открытки для ветеранов, игрушки для малышей.

Итог: через создание конкретных полезных вещей для других у детей формируется устойчивая положительная мотивация к труду. Они на собственном опыте убеждаются, что труд приносит радость не только результатом, но и процессом, особенно когда видишь, как твоя работа делает счастливым кого-то еще. Развивается социальная направленность труда, желание делать добро без внешнего принуждения.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Ответственные дежурные»

Цель: закрепление навыков систематического выполнения обязанностей

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы начинаем новую систему дежурств. У каждого из вас будет своя важная обязанность. Кто готов стать ответственным дежурным?

Дети проявляют интерес, задают вопросы о том, что нужно делать.

Посмотрите, у нас есть специальные трудовые книжки. Здесь мы будем отмечать ваши успехи. Кто хочет получить свою первую отметку?

С интересом рассматривают трудовые книжки, бережно берут их в руки.

Света, ты сегодня дежурная по столовой. Расскажи, как ты будешь накрывать на стол?

Перечисляет последовательность: расставить салфетки, разложить ложки, проверить чистоту стаканов.

Коля, твоя задача - подготовить материалы к занятию. Какие карандаши нужно проверить первыми?

Проверяет коробку с карандашами, откладывает сломанные, затачивает тупые.

Я вижу, что Лена заболела. Кто хочет сегодня помочь с ее дежурством по растениям?

Трое детей вызываются помочь, распределяют обязанности: полив, протирание листьев, рыхление земли.

Давайте проверим, все ли дежурные справились со своими задачами. Кто хочет рассказать о своих успехах?

Дежурные демонстрируют выполненную работу, показывают отметки в трудовых книжках.

Завтра у нас новые дежурные. Кто уже готов выбрать себе обязанность на завтра?

Дети выбирают дежурства, некоторые просятся на те же должности, чтобы закрепить навыки.

Я заметила, что сегодня многие помогали друг другу без напоминаний. Как вы думаете, почему это важно?

Делятся мыслями: так быстрее, веселее, никто не устает, все чувствуют заботу.

Итог: через систему постоянных дежурств у детей формируется устойчивая привычка к систематическому выполнению обязанностей. Трудовые книжки с отметками становятся не столько способом поощрения, сколько предметом гордости за реальные достижения. Постепенно дети начинают проявлять инициативу в помощи другим, что свидетельствует о переходе внешней мотивации во внутреннюю потребность быть полезным.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Мастерская добрых дел»

Цель: практическое применение трудовых умений для помощи окружающим

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня у нас открывается «Мастерская добрых дел». Посмотрите, сколько важных дел нас ждет! Кто готов помочь?

Дети с интересом рассматривают подготовленные материалы и инструменты.

Здесь есть разные задания: можно починить книги, постирать кукольную одежду, помочь накрыть на стол. Кто что выберет?

Выбирают занятия, некоторые советуются друг с другом.

Ваня, я вижу ты взял книгу для ремонта. Расскажи, как ты будешь ее чинить?

Объясняет последовательность: приклею страницу, прижму, дам высохнуть.

Катя хочет погладить кукольное платье. Давай вспомним правила безопасности с утюгом.

Повторяет правила: проверять температуру, не оставлять включенным, держать за ручку.

Ой, смотрите, здесь много столовых приборов нужно разложить. Кто поможет няне?

Несколько детей переключаются на это задание, распределяют между собой ложки, вилки, салфетки.

Вижу, что Саша закончил свое дело и теперь помогает Даше стирать кукольную одежду. Как хорошо помогать друг другу!

Дети координируют действия: один намыливает, другой полощет, третий развешивает.

Давайте посмотрим, сколько добрых дел мы сделали сегодня! Какое вам понравилось больше всего?

Делятся впечатлениями, показывают отремонтированные книги, чистые кукольные вещи.

В следующий раз наша мастерская снова откроется. Какие новые добрые дела мы могли бы сделать?

Предлагают идеи: починить игрушки, сделать кормушки, помочь полить огород.

Итог: через практическую деятельность в «Мастерской добрых дел» дети учатся применять свои умения для помощи окружающим. Они осознают ценность не только «интересных», но и рутинных, но необходимых дел. В процессе труда естественным образом развиваются такие качества как взаимопомощь, терпение и умение видеть потребности других. Формируется устойчивая мотивация делать добро без ожидания награды.

Конспект трудового поручения для детей 5–6 лет
Тема: «Наш цветущий уголок»

Цель: воспитание бережного отношения к результатам длительного труда

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Сегодня мы начинаем важный проект — создадим свой цветущий уголок. Какие растения вы хотели бы вырастить?

Дети активно предлагают варианты, рассматривают семена, выбирают «свои» растения.

Давайте вместе посадим семена. Вспомним, что нужно растениям для роста?

Перечисляют: вода, свет, тепло, забота. Аккуратно сажают семена в горшки.

Каждый день мы будем ухаживать за своими растениями. Кто хочет составить график полива?

Дети записывают свои имена напротив дней недели, рисуют напоминания.

Посмотрите, у Витиного растения пожелтели листочки. Как мы можем ему помочь?

Предлагают решения: проверить влажность земли, переставить на солнце, спросить у садовника.

Ура! На нашем подсолнухе появился первый бутон! Что мы чувствуем, видя этот результат?

Радостно делятся впечатлениями, осторожно рассматривают бутон, делают зарисовки.

Предлагаю подарить наши растения малышам. Как вы к этому относитесь?

Сначала нерешительны, потом предлагают научить малышей ухаживать, сделать инструкции.

Давайте подготовим подарки: сделаем таблички с именами растений и правилами ухода.

Увлеченно рисуют таблички, подписывают, украшают.

Что было самым трудным в нашем проекте? Что запомнилось больше всего?

Делятся: долго ждать всходов, переживали за растения, радовались цветам.

Итог: проект «Наш цветущий уголок» научил детей ценить результаты длительного систематического труда. Через заботу о растениях они прониклись ответственностью за живые организмы, научились наблюдать и анализировать. Важнейшим достижением стало осознание, что настоящая радость – не только в обладании, но и в возможности подарить плоды своего труда другим. Формируется понимание цикличности природы и ценности терпения в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовые поручения для детей старшего дошкольного возраста

Трудовые поручения  для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста (40 карточек)....

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста

Привлекать детей к посильной помощи, прививать  трудовые умения и навыки....

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТрудовая деятельность в детском садуТрудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания под...

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: ознакомление детей с трудом взрослых; приобщение детей к доступной им трудовой деятельности; формирование у детей положительного отношения к труду; стремление оказывать взрослым посильную помощь...

Картотека трудовых поручений для детей старшего дошкольного возраста

Карточки- задания  трудовых поручений в старшей группе ДОУ....