ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дошкольный возраст представляет собой такой период, который характеризуется интенсивностью развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира – все это создает предпосылки для формирования творческой деятельности детей-дошкольников. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления.
Творческие способности рассматриваются как комплекс многих качеств личности. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует немало исследований, касающихся этой проблемы.
Психологи (Б.П. Никитин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.) называют различные сроки начала развития способностей – от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Таким образом, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, а также сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Процесс развития у дошкольников творческих способностей, а вместе с тем, и активности в ходе приобщения к продуктивной деятельности обеспечивает у них формирование таких важных качеств, как воображение, любознательность, интерес, целеустремленность. Начиная с 5 лет дети начинают активно интересоваться продуктивным творчеством, изучают и осваивают разнообразные методы и приемы художественно-творческой деятельности.
Обратимся к толкованию понятия «творческая активность». Многие исследователи по-разному определяют значение данного качества человека. Г.С. Арефьева, например, понимает под «творческой активностью» самый высокую степень человеческой самостоятельности [1].
Согласно исследованиям В.Ф. Овчинникова, «творческую деятельность необходимо рассматривать с позиции специфического проявления субъектности, которое свидетельствует об уникальности, индивидуальности и возможности решать нестандартные вопросы» [3].
Результаты исследований А.И. Крупнова, позволили прийти к выводу, что «активность – это своего рода мера деятельности или степень осуществления того или иного процесса деятельности, с одной стороны, и комплекс действий человека, которые проявляются через его инициативу, обусловленный его специфическими признаками» [2]
Д.Б. Эльконин отмечает следующее «если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребенка является еще недостаточно расчлененным и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребенка изолировано от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребенка» [5]
В связи с этим стоит утверждать, что эффективность и качественный положительный результат развития творческой активности старших дошкольников напрямую является следствием грамотно подобранных педагогических методов работы с детьми.
В развитии, формировании и становлении активной, а самое главное творческой личности особую роль играют вопросы, раскрывающие источники активности субъекта, особенностей их проявления в самых разнообразных жизненных ситуациях и видах деятельности. Изучению этих вопросов посвящается большое количество научных работ, а особое внимание заслуживают исследования таких педагогов, как П.П. Болонского, Е.Т. Руднева, С.Т. Шацкого и др.
Исходя из многочисленных исследований С.Т. Шацкого следует, что дети дошкольного возраста больше чувствуют потребность в проявлении своих духовных переживаний и в непосредственном выражении своих чувств, впечатлений и настроения [4]
Как утверждает ученый, основной задачей воспитателя является организация и обеспечение таких условий, которые бы соответствовали раскрытию творческого потенциала [4]
Не менее важными исследованиями являются работы Л.С. Выготского, Н.Н. Волкова, Ц.И. Киреенко, П.М. Якобсона и др., в которых представлен анализ психологической составляющей творческой и продуктивной деятельности дошкольника, характер ее развития и совершенствования через знакомство и активное взаимодействие детей с искусством.
Творческая активность формируется в процессе осуществления той или иной творческой деятельности, поэтому одним из основных условий ее развития у детей дошкольного возраста является их приобщение к продуктивной работе, итоговым результатом которой является творческий продукт, выполненный ребенком самостоятельно. Такой результат творческой деятельности, по мнению Л.С. Выготского, является одним из мотивационных средств для вступления ребенка на «творческий путь» [1]
Таким образом, специфичность творческого развития заключается в том, что оно формирует у подрастающего поколения понимание красоты, изящества мировосприятия духовной потребности и интересов, эмоционального отношения к искусству и продуктивной работе, развивает творческую активность и способность. Многие исследователи едины во мнении, что художественно-изобразительное развитие может быть успешным только при условии выхождения из врожденных задатков ребенка, развивая их и создавая атмосферу успешного формирования личности. С девяностых годов прошлого века взгляды на художественно-изобразительное воспитание освободились от этого отпечатка, и художественно-изобразительное воспитание вошло в состав общего воспитания. Главным стало подготовка ребенка к активной, творческой жизни, полного личностного смысла, что стало важнейшей составляющей развития подрастающего поколения.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. – 6-е изд. – М.: Искусство, 2011. – С.71.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 29.
- Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2014. – С.39.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. / С.Т. Шацкий. – 9-е изд., доп. и испр. – М., 2009. – Т. 2. – С.37.
- Эльконин Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – 11-е изд., доп. и испр. – М., 2017. – С.112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология формирования особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период фо...

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ...
Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдви...

Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Актуальность исследования обусловлена изменениями в современном обществе, которые задают новые требования к человеку социума в общем и к выпускнику дошкольного учреждения в частности. В дошкольном пер...

