Опросник «отношение детей к педагогу»
материал (подготовительная группа)
Вопросник «Отношение детей к педагогу» (автор Е. Е. Алексеева) позволяет определить не только наличие или отсутствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но степень и место этих нарушений. Целью любой диагностики является получение информации (о состоянии, особенностях, уровнях, свойствах и др.), выявление сильных сторон личности ребенка, отреагирование аффективных комплексов, а возможно, и решение проблем ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка не только для окружающих взрослых, но и для самого ребенка. Особенностью диагностической работы с дошкольниками является то, что взрослый оказывает значимое влияние на ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Опросник «отношение детей к педагогу»
Вопросник «Отношение детей к педагогу» (автор Е. Е. Алексеева) позволяет определить не только наличие или отсутствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но степень и место этих нарушений. Целью любой диагностики является получение информации (о состоянии, особенностях, уровнях, свойствах и др.), выявление сильных сторон личности ребенка, отреагирование аффективных комплексов, а возможно, и решение проблем ребенка, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка не только для окружающих взрослых, но и для самого ребенка. Особенностью диагностической работы с дошкольниками является то, что взрослый оказывает значимое влияние на ребенка.
Как пользоваться данным вопросником?
- Прежде всего, определиться в том, кто будет проводить опрос. Если в детском саду есть специалист-психолог, то диагностику взаимоотношений педагогов и детей по этому вопроснику организует он. Воспитатели группы детского сада по договоренности друг с другом могут провести этот вопросник, задавая вопросы с №6 по №15 про своего коллегу.
- Для беседы с ребенком необходимо выбрать время и место. Лучше всего это утренние и вечерние часы в работе воспитателя детского сада. Перед дневным сном также будет удобно организовать индивидуальную беседу с ребенком. Беседа с ребенком по данному вопроснику проводится только индивидуально.
- С ребенком 4 — 5 лет целесообразней поводить беседу во время его игры. Ребенку 6 — 7 лет можно предложить ответить на вопросы, сев с ним рядом. При этом взрослого и ребенка не должны разделять предметы (например, стол).
- Инструкция ребенку звучит таким образом: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов о том, как тебе живется у нас в детском саду. У всех бывают какие-то проблемы, расскажи, как у тебя...» После этих слов произносится первый вопрос вопросника.
- Очень важно принимать спокойно всю информацию, которую доверит вам ребенок. Необходимо исключить и восторги по поводу положительных моментов и тем более критику по поводу отрицательных ситуаций.
- В конце беседы необходимо обязательно поблагодарить ребенка за ответы и за доверие. При необходимости заверить ребенка в том, что вы обязательно поможете ему справиться с трудными ситуациями и проблемами. «Спасибо тебе... (имя ребенка), что ты рассказал все как есть, поделился со мной тем, что тебя волнует и беспокоит. Я помогу тебе справиться с трудными для тебя ситуациями.
Вопросы
- 1. Ты любишь ходить в детский сад или нет?
- 2. Если бы ты мог остаться дома и не ходить в детский сад, чтобы ты предпочел — ходить в детский сад или остаться дома?
- 3. Ты скучаешь по дому, находясь в детском саду, или нет?
- 4. У тебя есть друзья в детском саду или нет?
- 5. Тебя обижают ребята в детском саду или нет?
- 6. Тебе нравится твоя воспитательница (твой педагог) (имя, отчество педагога) или нет?
- 7. Ты бы захотел, чтобы вместо (имя, отчество педагога) у тебя была другая воспитательница (другой педагог), или нет?
- 8. Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество педагога)?
- 9. Много ругает или мало (имя, отчество педагога)?
- 10. Много требует от тебя (имя, отчество педагога) или нет?
- 11. Часто или редко хвалит тебя (имя, отчество педагога)?
- 12. Интересно тебе или нет на занятиях (имя, отчество педагога)?
- 13. Если бы с тобой произошло горе, беда, несчастье, обидел тебя кто-нибудь, то ты всегда бы рассказал об этом с (имя, отчество педагога), поделился или не всегда?
- 14. Нравится тебе или нет на занятиях, которые проводит (имя, отчество педагога)?
- 15. Какие занятия тебе нравятся больше всего: занятия с (имя, отчество педагога) или другие занятия?
Обработка результатов
Ответы на вопросы 1 и 3 дают представление об отношении ребенка к детскому саду. Делается вывод об отрицательном отношении к детскому саду при наличии двух негативных ответов (не люблю ходить в детский сад, скучаю по дому). Вопросы 4 и 5 раскрывают взаимоотношения со сверстниками. Делается вывод о нарушении во взаимоотношениях со сверстниками при двух негативных ответах (нет друзей, обижают ребята). Эмоциональный компонент отношения ребенка к педагогу проявляется в ответах на вопросы 6,8,9,11 и оценивается как нарушенный при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех. Мотивационно-поведенческий компонент отношения ребенка к педагогу раскрывается в ответах на вопросы 2, 7, 13, 15 и считается нарушенным при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех. В данном вопроснике когнитивный компонент отношения к педагогу раскрывают ответы на вопросы 10, 12, 14 и считается нарушенным при любых двух негативных ответах из этих трех. Ниже приведен пример записи данных вопросника «Отношение детей к педагогу».
Заключение по проведению вопросника «Отношение детей к педагогу» в... группе
- 1. Положительное отношение к детскому саду у... детей (у... мальчиков и у... девочек).
- 2. Нарушены взаимоотношения со сверстниками у... детей (у... мальчиков и у... девочек).
- 3. Нарушен эмоциональный компонент отношения к педагогу у... детей (у... мальчиков и у... девочек).
- 4. Нарушен мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу у... детей (у... мальчиков и у... девочек).
- 5. Нарушен когнитивный компонент отношения к педагогу у... детей (у... мальчиков и у... девочек).
Отношение детей (группа детского сада) к педагогу (пол, возраст, педагогический стаж)
Таблица 3
Пол, возраст ребенка | Отношение к детскому саду. Вопросы 1,3 | Взаимоотношения со сверстниками. Вопросы 4, 5 | Эмоциональный компонент отношения к педагогу. Вопросы 6, 8, 9, 11 | Мотивационноповеденческий компонент отношения к педагогу. Вопросы 2, 7, 13, 15 | Когнитивный компонент отношения к педагогу. Вопросы 10, 12, 14 | Вывод |
1. Мужской, 5 лет |
|
|
|
| 10. Много требует. 12. Неинтересно. 14. Нравится на занятиях | Нарушены взаимоотношения со сверстниками и когнитивный компонент отношения к педагогу |
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
20. |
Взаимосвязь в сознании ребенка страха наказания родителей со страхом наказания воспитателей позволяет предположить перенос восприятия детьми негативных воздействий со стороны родителей на педагогов.
В ответе на вопрос о наказаниях родителей мальчик Ваня 6 лет так представил перенос негативного восприятия матери на эмоциональные отношения с воспитателем женского пола: «Мама только ругается на меня, а наказывает воспитательница».
Дети одной из групп детского сада, отвечая на вопрос о том, что делает воспитатель в детском саду, сказали не задумываясь: «Наказывает и учит». Страх наказания, используемый родителями и педагогами, заставляет ребенка поступать правильно, становится для дошкольника внешним тормозом, не способствующим развитию способности к правильным поступкам под воздействием собственного внутреннего контроля.
В дошкольном учреждении целесообразным является разделение взаимоотношений между педагогами и детьми по общей направленности их эмоционального компонента на несколько типов:
- взаимно положительные (при положительном отношении педагога к ребенку и ребенка к педагогу);
- взаимно отрицательные (при отрицательном отношении педагога к ребенку и ребенка к педагогу);
- амбивалентные или конфликтные, противоречивые (при положительном отношении педагога к ребенку и отрицательном отношении ребенка к педагогу или при отрицательном отношении педагога к ребенку и при положительном отношении ребенка к педагогу).
Необходимо отметить, что женский педагогический коллектив в детском саду создает для девочек психологически лучшие, чем для мальчиков, условия. Воспитательное воздействие на девочек меньше, девочки легче компенсируют неудачи (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.). Нарушения во взаимоотношениях с педагогами в детском саду, по нашим данным, гораздо чаще отмечается у мальчиков.
Представляется важным и постановка вопроса о психофизиологической совместимости (несовместимости) ребенка и педагога. Наиболее неблагоприятными могут быть сочетания крайних типов темпераментов педагога-холерика и ребенка-флегматика; педагога-флегматика и ребенка-холерика. Менее приемлемыми сочетаниями для работы с одной группой детей могут быть два воспитателя-холерика или два воспитателя-флегматика, которые объединенными усилиями могут создавать непереносимые условия для противоположных по темпераменту детей. Заметим также, что и левополушарная направленность личности педагогов оборачивается для детей-дошкольников излишним рационализмом, отсутствием непосредственности, спонтанности, игровой инициативы, интуиции. Правополушарные дети, в особенности мальчики, у таких левополушарных женщин-педагогов часто невроти- зируются.
Обратимся к рассмотрению умения педагога увидеть ребенка с новой стороны. Л. Д. Ершова отмечала, что важным для педагогов является умение координировать свои действия и деятельность на основе полученной информации. Наличие положительного отношения к ребенку способствует адекватному видению ребенка.
А. А. Рояк подчеркивала необходимость знания педагогом состояния каждого ребенка в группе, а в связи с этим тех факторов, от которых оно зависит, придавая особое значение периоду первых контактов ребенка с педагогом, который нужно целенаправленно использовать для формирования положительного эмоционального климата в группе. Существует взаимосвязь между информацией о ребенке и тем, как педагог строит с ним взаимоотношения, что позволяет улучшить отношение педагога к ребенку при помощи ознакомления педагога с психологической информацией о ребенке.
Основные методы изучения отношений в диаде «ребенок-воспитатель»:
§ наблюдение;
§ беседа;
§ анализ продуктов детской деятельности;
§ психодиагностические методики.
Диагностическая методика «Маски» (СНОСКА: См.: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. – С. 46-47)
Вариант 1. Цель: определение позиции ребенка по отношению к педагогу.
Стимульный материал: набор схематически изображенных лиц человека, различающихся по характеру расположения бровей и рта: брови могут располагаться «галочкой» (выражают отношение доминирования) и «домиком» (отношение подчинения); изображение рта «подковкой кверху» выражает положительное отношение, а «подковкой книзу» - отрицательное.
Таким образом, фиксируется четыре основных позиции: положительное доминирование – Д+, отрицательное доминирование – Д-, положительное подчинение – П+, отрицательное подчинение – П-.
Предварительно рекомендуется выяснить, правильно ли дети понимают выражение лиц.
Инструкция:
1. Выбери из четырех лиц одно, которым ты чаще всего смотришь на воспитателя …
2. Как чаще всего на тебя смотрит воспитатель..?
3. Как чаще всего смотрит на детей воспитатель..?
Вариант 2. Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к педагогу и характера восприятия отношения к себе со стороны воспитателя.
Стимульный материал: набор, состоящий из трех схематически изображенных лиц человека, которые обозначают три основных типа эмоциональных отношений ребенка к другим людям: симпатию, безразличие и неприязнь.
Инструкция: та же.
Рисование «Моя воспитательница» (СНОСКА: См.: Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – 134-137)
Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к педагогу.
Материал: лист бумаги 21x29 см, цветные карандаши или фломастеры (минимум 6 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный).
Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою воспитательницу".
При выполнении задания фиксируется последовательность рисования, паузы более 15 секунд, стирание деталей, комментарии ребенка, его эмоциональные реакции.
Анализ детской работы: см. в разделе «Материалы к теме».
Проективный вербальный тест на интерпретацию детьми воображаемых ситуаций (СНОСКА: См. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – С. 186-187).
Цель: изучение представлений дошкольников об отношении к ним педагога.
Проведение исследования: индивидуальные беседы с детьми по картинкам:
1-я ситуация: «Скоро праздник. В группе будет концерт. Дети украшают зал и готовят номера. Как ты думаешь, воспитатель поставит тебя во главе праздничной колонны? А кого из детей поставят возглавить ее?»
2-я ситуация: «Представь себе: воспитатель входит в группу и
держит в руке карнавальную маску зайчика. Как ты думаешь, он отдаст ее тебе или кому-нибудь другому? Кому?»
3-я ситуация: «Начинается занятие, а дети оставили на ковре разбросанные игрушки. Воспитатель рассердился на детей, он недоволен ими. Как ты думаешь, на тебя за это воспитатель рассердился бы? А на кого из детей группы он мог бы рассердиться?»
Обработка данных. Ответы детей заносятся в таблицу. На основе анализа ответов на поставленные вопросы дети делятся на три группы по характеру эмоциональной направленности на воспитателя:
1-я группа – эмоционально восприимчивые дети. Их характеризует ярко выраженная положительная эмоциональная направленность на воспитателя, уверенность в любви педагога. Они адекватно оценивают его отношение к себе, очень чувствительны к изменениям в его поведении. Тон воспитателя, жест, поза служат источником возникновения эмоциональных переживаний.
2-я группа – эмоционально невосприимчивые дети. Для них характерна отрицательная установка на педагогические воздействия, неадекватность откликов даже на положительные воздействия воспитателя. Эти дошкольники часто нарушают дисциплину и порядок, не соблюдают установленные нормы. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, дети отвечают на него негативизмом или равнодушием. Удовольствия от общения с воспитателем они не испытывают и не ожидают.
3-я группа – дети с безразличным отношением к воспитателю и его требованиям. Они не проявляют активности и инициативы в общении с воспитателем, играют пассивную роль в жизни группы. По их внешним проявлениям трудно определить характер переживаний. Когда воспитатель их хвалит, они не выражают радости, так же как при осуждении – огорчения или смущения. Это свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения своих эмоций.
Текст методики.
— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
1.
— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а. — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
б. — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2.
— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.
3.
— Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).
Затем волшебник попадает в школу.
— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
4.
— Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?
5.
— Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
— Чуть не забыли о тебе!
6.
а. — Что бы ты сделал для себя? Почему?
б. — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
7.
— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
— Спасибо, ты — настоящий волшебник!
— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8.
а. — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
б. — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
— Ты можешь превратиться в любое животное.
9.
а. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
10.
а) Кошка,
б) лев,
в) маленький козленок, олененок,
г) змея,
д) орел,
е) мышь,
ж) обезьяна,
з) тигр,
и) заяц,
к) собака,
л) птичка(например, синица).
— Ты отлично справился с заданием.
— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
11.
а. — Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б. — А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?
в. — А почему... (2-й не выбранный вариант)?
12.
— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
13.
— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
14.
а, б, в?
— А почему а, б, в?
— Отлично. А подумай:
15.
а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?
б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация.
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Внутригрупповые отношения детей в условиях ДОУ"
В консультациии дано понятие "Внутригрупповые отношения", описано, как правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников. Кроме этого,...

Отношения детей дошкольного возраста к педагогу в группе детского сада
Особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:-отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога; -для детей характерна в основном положительная оценка личности ...

Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.
В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры коммуник...

Консультация для педагогов "Воспитание бережного отношения детей к природе"
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Консультация для педагогов "Коллекционирование в формировании партнерских отношений детей и взрослых"
Консультация для педагогов "Коллекционирование в формировании партнёрских отношений детей и взрослых"...
Конспект открытого группового занятия с педагогом-психологом в подготовительной группе "Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы"
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Участники: дети старшего дошкольного возраста в количестве 8-10 человек, продолжительность занятия 40 мин...

Что знают дети о личной безопасности (анкета-опросник для детей дошкольного возраста)
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний, интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бес...

