Познавательный проект «Цветы вокруг нас»
проект (старшая группа)

Гасымова Татьяна Сергеевна

создание условий для ознакомления детей с многообразием цветов, особенностями их строения, факторами, влияющими на рост растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 370» г. Перми

 (для детей 5-6 лет)

Разработали и реализовали:

воcпитатель I категории

Т.С.Гасымова.

2025 г.

Актуальность проекта

В современной городской жизни наши дети, к сожалению, все реже соприкасаются с удивительным миром природы. Зачастую им сложно назвать даже самые обычные цветы – будь то комнатная фиалка, полевой василек, яркая петуния с клумбы, целебная ромашка или нежный подснежник. О тонкостях их роста и развития многие ребята знают еще меньше. Отсутствие дачи у большинства семей лишает детей возможности наблюдать за растениями в естественной среде, ухаживать за ними и видеть результаты своего труда.

Именно поэтому возникла идея создания этого проекта, направленного на экологическое воспитание дошкольников. В его рамках дети смогут не только узнать названия разнообразных цветов и растений, но и научиться заботиться о них, понимая их неоценимую роль в жизни нашей планеты.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.

По характеру содержания: ребенок и природа

Участники проекта: дети 5 -6 лет (старшая группа, воспитатель, родители)

По продолжительности: краткосрочный - 1 неделя.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с многообразием цветов, особенностями их строения, факторами, влияющими на рост растений.

Задачи:

  1. Обеспечить расширение представлений у детей о цветущих растениях и их многообразии.
  2. Познакомить детей с классификацией растений: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения, первоцветы.
  3. Формировать у детей бережное отношение к миру растений, прививая детям искреннее желание ухаживать за ними.
  4. Воспитывать интерес к творчеству, поощряя создание рисунков и поделок, связанных с миром растений.

Ожидаемые результаты:

  1. Расширение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии.
  2. Усвоение большинства детей понятий: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения, первоцветы.
  3. Формирование у детей бережного отношения к миру растений, пробуждение искреннего желания ухаживать за ними.
  4. Воспитание любви к прекрасному, красоте окружающего мира, развитие творческих способностей детей через отражение полученных впечатлений в рисунках и творческих работах.

Ожидаемый результат на уровне родителей:

Активное участие родителей в выставке поделок группы детского сада.

Оценка результатов:

Оценка социально-личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.

Методы и приемы, используемые в работе:

Методы, используемые непосредственно в образовательной деятельности, были выбраны исходя из целей и задач проекта, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

Словесные методы: объяснение, беседа, художественное слово, заучивание стихотворений о цветах, речевые игры.

Наглядные методы: презентация и рассматривание иллюстраций: садовые, луговые цветы, первоцветы. 

Практические методы: экспериментальная деятельность детей (наблюдение, исследования), трудовая деятельность (работа в уголке природы, посадка семян, уход за растениями).

Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные игры.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационно - мотивационный. Введение в проблему. 

- Определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы;

- постановка цели и задач (на основе изучения проблемы);

- поиск информации: подбор литературы, иллюстрации, открыток;

- разработка конспектов непрерывной образовательной деятельности, подготовка материала для продуктивной деятельности;

- определение микротем для презентаций (поиск совместной информации детей и родителей)

2 этап. Основной. Реализация проекта.

- Чтение художественной литературы: Ж. Санд «О чем рассказали цветы», сказка «Как Ромашки с Васильками поссорились»; И. Ревю «Сказка «Цветочная Фея»;

- стихи: А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы»;

- загадки о цветах;

- слушание музыки: В. Моцарт «Цветы»;

- слушание музыки: Чайковский П. И. «Вальс цветов»;

- просмотр мультимедийных презентаций «Весенние первоцветы», «Красная книга природы»;

- пальчиковые игры: «Цветы»; «В саду растут цветы»;

- дидактическая игра «Назови правильно», «Узнай цветок по описанию», «Четвертый лишний», «Найди растение», «Собери цветок из лепестков», «Отгадай, что за цветок», «Найди такой же»;

- настольно-печатные игры: «Что где растёт?», «Из чего состоит цветок?», «Как появляется цветок», «Собери растение» (моделирование); мозаика «Выложи цветы»;

- наблюдение за цветами «Все цветы разные», наблюдения – за цветами на участке;

- сюжетно-ролевая игра «Садовод», «Магазин цветов и семян».

Оборудование: проектор, ноутбук.

«Метод трех вопросов» (по Л.Кругловой):

«Цветы»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как мы это узнаем?

  1. Какие названия садовых цветов мы знаете? (Петунья, астры, тюльпаны).
  2. Зачем людям нужны цветы? (Чтобы приносили радость, подарить на праздник).
  3. Из каких частей состоит цветок? (Стебель, листик, тычинка).
  4. Как люди ухаживают за садовыми цветами? (поливают, рыхлят землю).
  5. Какие первоцветы мы знаем? (подснежник, тюльпан).
  6. Какие луговые цветы мы знаем? (ромашка, колокольчик).
  1. Какие условия необходимы цветку?
  2. Какие бывают ядовитые цветы?
  3. Есть ли песни или музыка про цветы?
  4. Какие есть сказки или истории про цветы?
  5. Какие цветы растут в других странах?
  6. Какой самый редкий цветок?
  7. Какие цветы занесены в Красную книгу?
  8. Чем отличаются садовые цветы от луговых?
  9. Какие комнатные цветы бывают?
  1. Спросить у взрослых (мама, папа, воспитатель и пр.)
  2. Поискать информацию в интернете.
  3. Сходить в библиотеку.
  4. Подготовить ответы- рисунки на А4 формате. в горизонтальном положении, для создания альбома.

Физическое развитие:

- физминутка «На лугу растут цветы»

Художественно-эстетическое развитие:

- Лепка «Ваза с цветами», рисование «Комнатное растение», «Цветик семицветик».

Работа с родителями:

- оформление творческой выставки «Цветочное настроение»;

- оформление тематических презентаций «Интересные факты о цветах»;

- привлечь родителей к участию в создании общей клумбы (принести рассаду;

- папка-передвижка для родителей «Берегите цветы».

3 этап. Итоговый

- тематический альбом детских презентации «Интересные факты о цветах»;

- выставка рисунков детей, продуктивные работы из пластилина «Цветочное настроение»;

- конкурс «Рассада для клумбы»;

- викторина для детей «Цветы вокруг нас».

Приложение 1

Рисование «Комнатное растение»

C:\Users\user\Downloads\1746253606660.jpg

   

Лепка «Ваза с цветами»

C:\Users\user\Desktop\1746253606567.jpg

Рисование «Цветик-семицветик»

C:\Users\user\Desktop\1746253606717.jpg

Уход за рассадой

Высаживаем рассаду на участок

C:\Users\user\Desktop\1746253606750.jpg

Приложение 2

Сказка «Как Ромашки с Васильками поссорились»

Эта удивительная история про говорящие цветы. Они живут на Цветочной поляне у опушки леса. А зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда были дружными: вместе веселились и играли, помогали друг другу. На опушке не смолкал радостный цветочный смех, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная пушистая пыльца. В солнечный день поляна благоухала.

Но однажды случилось несчастье. Началось все с пустяка. Васильку понравилось, как Ромашка жмурится на солнце, и он беззаботно рассмеялся, но Ромашке не понравилось, что над ней смеются. Она обиделась, и все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись на такое неделикатное обращение и решили начать войну против Васильков. Они не стали с ними играть, обзывали их и колко шутили. Васильки в ответ стали дразниться: они хватали Ромашек за лепестки и задорно кричали:

– Любит! Не любит!

К вечеру друзья рассорились так, что разошлись на разные стороны Цветочной поляны. Ведь каждая уважающая себя Ромашка не будет расти рядом с таким забиякой и грубияном. А всякому Васильку наконец могут надоесть капризы и колкости.

– Теперь здесь никто не насмехается и не толкается! – успокоились Ромашки.

– Ах, хныканья не слышно! – приятно удивились Васильки.

– Вот теперь начнется спокойная жизнь! – подумали все.

И вот наступило первое утро этой жизни. Ромашки принялись красоваться друг перед другом и хвастаться своими лепестками. Хвастались, хвастались и заспорили. У кого лепестки лучше? На кого села самая красивая бабочка? У кого самая желтая серединка? Кто веселее всех смеется? Эти вопросы не давали им покоя, но Ромашки не нашли ответов и заскучали.

У Васильков дело обстояло не лучше. Они знали мало игр (все их знали Ромашки). Из тех же игр, которые они знали, Васильки больше всего любили меряться силой. Вот так мерялись они силой, мерялись и подрались. Их некому было успокоить. Сначала это было весело, а потом – ох как больно! Самые слабые заплакали, а сильные молчали, но им тоже было не по себе.

Наступила ночь. Стало темно. Ухала сова. Ромашки испугались.

– Где же наши сильные и храбрые Васильки? Мы так боимся! – переживали они.

– Где же наши певуньи –Ромашки? Нам так скучно! – расстроились Васильки и пошли жить к своим дальним родственникам – Колоскам. И теперь они уже были на пшеничном поле. Но Колоски их встретили холодно. Они считали себя знатнее и умнее Васильков. А еще они водились с самим Человеком: он за ними ухаживал.

Наступило утро. Васильки заскучали еще больше. А потом случилось совсем ужасное! Колоски заявили, что они знатные и не желают иметь дела с простыми Васильками.

– Где же наши милые и добрые Ромашки? – подумали Васильки. – Как напрасно мы их обидели!

А Колоски стали еще злее. Они сказали Васильком, что скоро придет Человек и всех их выгонит с поля. Василькам стало страшно. Впервые они, такие храбрые, испугались.

– А все потому, что нет с нами наших Ромашек! Они бы обязательно что-нибудь придумали, – решили Васильки, собрались и зашагали обратно к поляне, а потом и побежали, все ускоряя бег от страха.

А на поляне в это время было тревожно. Мыши, узнав, что защитники Ромашек ушли, решили подгрызть их корешки. Они, клацая зубами, приближались к Ромашкам. Те закричали. К счастью, их услышали Васильки. Только что трусливо бежавшие от Человека, они вдруг бросились на спасение своих подруг. Мыши не ожидали такой атаки и разбежались.

– Как хорошо, что вы вернулись! – воскликнули Ромашки. – Мы были не правы! Ведь нам так хорошо и весело вместе!

– Как мы соскучились! – радовались Васильки. – Вы такие выдумщицы! Нам с вами так здорово!

– Вы такие сильные! – Вы такие добрые! – Вы такие храбрые! – Вы такие милые! – слышалось со всех сторон.

Наступило примирение, они рассмеялись, и пушистая ароматная желтая пыльца облаком поднялась над поляной. С тех пор они всегда дружны. А если кто-нибудь обидится? Но ведь это же ненадолго, если все вместе помогут разобраться!

Вот такая сказочная поляна есть у нас в стране. Ее всегда можно найти по звонкому смеху, слышному оттуда, и пушистому облаку радости, гуляющему над поляной.

Сказка «Цветочная фея»
Автор: Ирис Ревю

В Фиалковом лесу жила-была цветочная фея. Звали ее Оливия. В будние дни фея работала, она помогала цветам расти большими и красивыми. Оливия оберегала цветы от сильной засухи и излишней влаги, от злых насекомых и больших сорняков.

Оливия относилась ко всем с добром, все её ценили и уважали. И только колдун Пугаш не любил её. Во-первых, его просто раздражали цветы и все то, что было с ними связано. А, во-вторых, он терпеть не мог, когда кто-то кому-то помогал.

И вот однажды колдун Пугаш проснулся в очень скверном настроении. Он долго думал, что бы ему сделать плохого. И, наконец, придумал. Он решил отлучить Оливию от цветов!

И стал разрабатывать план. Когда коварный план был готов, Пугаш отправился на поиски Оливии. При встрече с ней он мило сказал, что в Дремучем лесу растут очень красивые цветы и им нужна помощь. И что он готов ее туда сопроводить.

Оливия немедленно направилась туда, где она была нужна. Колдун Пугаш показывал ей дорогу. Они шли долго. Но внезапно колдун исчез. И фея осталась одна в темном, незнакомом лесу, где, как оказалось, совсем не было цветов. Силы внезапно оставили Оливию.

В такой трудной ситуации цветочная фея еще не была. Откуда ждать помощи? Это было непонятно…

Первыми в Фиалковом лесу заволновались цветы. Колокольчики нервно переговаривались с анемонами, ромашки с ландышами. Васильки и незабудки пребывали в сильном волнении.

Шмель Дегремон, который каждое утро приветствовал Оливию, в числе первых заметил ее отсутствие. Когда цветочная фея не появилась и к обеду, стало ясно, что с ней что-то произошло.

Никто не знал, где находится Оливия. Никто, кроме маленькой фиалки Фифи, которая слышала разговор цветочной феи и колдуна Пугаша. Она-то и рассказала шмелю Дегремону, что фея вместе с колдуном отправилась в Дремучий лес. Шмель Дегремон не знал дорогу в этот лес. Но он знал, где живет колдун Пугаш.

У колдуна Пугаша не было никакого желания рассказывать шмелю Дегремону, где находится Дремучий лес, но шмель пообещал ему, что когда-нибудь он или его друзья, шмели, обязательно залетят в глаз колдуну, и тогда тот пусть пеняет на себя!

И колдун Пугаш рассказал шмелю Дегремону, где находится Дремучий лес. Там Дегремон и нашел цветочную фею.

Вскоре Оливия снова появилась в Фиалковом лесу. Шмель Дегремон сопровождал ее. Он собирал пыльцу и нектар с цветов, и время от времени поглядывал на доверчивую фею.

Но фея и сама многое поняла. Она осознала, что всегда надо быть бдительной и осторожной!

Загадки о цветах.

Белые горошки

На зелёной ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке.

(ландыш)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(ромашка)

На проталине в лесу

В посевах ржи, пшеницы и овса

Стоит цветок - синяя краса.

Хоть сорняком его и называют,

Цветок тот нашу землю украшает.

(василёк)

Лик пахучий

А хвост колючий.

(роза)

Голова на ножке, в голове горошки.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(мак)

Все знакомы с нами,

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…(гвоздиками)

Я шарик пушистый, белею в поле чистом.

А дунул ветерок – остался стебелёк.

(одуванчик)

На лесной проталинке-

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

(подснежник)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши красные цветочки

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки.

Распускают лепесточки.

Потом раскрываются в виде чаши, перед лицом.

Ветерок немножко дышит,

Затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке.

Лепестки колышет.

Кисти рук наклоняются влево и вправо.

Наши красные цветочки

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки.

Закрывают лепесточки,

Показать пальчиками, как лепестки закрываются.

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Пальчиковая гимнатика «В саду растут цветы».

В саду растут цветы небывалой красоты.

Руки на столе в вертикальном положении с опорой на локти, пальцы раскрыты.

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.

Потягивания- руки вверх.

Ветер дует иногда, только это не беда.

Взмахи руками, изображая ветер.

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки.

Наклонить кисти рук.

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

Распрямить кисти рук,

пальцы раскрыты.

Физминутка «На лугу растут цветы» 

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

Дети сидят на корточках.

К солнцу тянутся цветы.

Встать на ноги, потянуться, поднять руки вверх.

Ветер дует иногда,
Только это не беда.

Дети машут руками, изображая ветер.

Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.

Наклоны.

А потом опять встают,
И по-прежнему цветут. 

Встать на ноги, повороты туловища влево-вправо.

Ссылки на проведенные в рамках проекта мероприятия:

Рассада для клумбы

https://vk.com/wall-59761476_16935

Публикация в ВК

https://vk.com/wall-59761476_17262 

Викторина «Цветы вокруг нас»

https://drive.google.com/drive/folders/1WOZLEfHIDb2tr4m2JtomaydHwV-wykP6 

 Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е. Инновационная программа дошкольного образования. «От рождения до школы».  с детьми 4-7 лет. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  2. Колдина Д.Н. Рисование в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
  3. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
  4. Открытые источники интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.

В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Итоговое мероприятие "Путешествие у Феи цветов" в рамках проекта "Цветы вокруг нас"в подготовительной группе

Развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей, посредством познавательного развития, художественно-эстетического творчества и танцев....

Итоговое мероприятие "Путешествие к Феи цветов" В рамках проекта "Цветы вокруг нас"

Итоговое мероприятие «Путешествие к Феи цветов»в рамках проекта «Цветы вокруг нас» в подготовительной группе....

Информационно- познавательный проект "Цветы-прекрасные друзья"

Этот проект основан на проблемной ситуации "Как беден был бы мир, нибудь на нем цветов" !...

Познавательный проект "Цветы" старшая логопедическая группа "Яблонька"

Экологическое воспитание-одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления....