Консультация для педагогов «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
консультация

Жижина Ольга Владимировна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и воспитания, которое начинается с первых лет жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagogam.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация учителя-логопеда для педагогов

 «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, и в большей степени зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и воспитания, которое начинается с первых лет жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка.

Выделяются следующие предпосылки речевого развития:

1. Биологические – нормальное развитие центральной нервной системы.

2. Социальные:

-Положительные эмоции.

-Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Трехмесячный ребенок уже различает интонацию.

-Речевая среда – пример для подражания. Память ребенка заполняется языковым материалом, который еще пока не осмыслен. Первые значения слов ребенок приобретает к 6 месяцам.

-Физиологическое развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов артикуляции. При нормальном развитии органов речи, чтобы речь развивалась по возрасту, необходима практика речи ребенком не менее 2-х часов в день говорения и 3 – 4 часа аудирования, т.е. необходимо слышать окружающую речь. Гибкость и пластичность органов говорения проявляется до 7 лет.

Темп развития речи зависит от условий воспитания и от непосредственного воздействия взрослых.  Чтобы освоение ребенком речи проходило успешно, ребенок должен иметь возможность получать различные впечатления об окружающей среде. А, чтобы эти впечатления способствовали развитию речи, необходимо сопровождать их словесными объяснениями, давать им определения, устанавливая связь слова с предметом, действием или явлением.

Средством развития речи является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые        .

Так как задача ДОО заключается в том. Чтобы дети овладели правильной речью, важно чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. Педагоги ДОО должны давать детям такой образец. Это важно. Потому что дети много времени проводят в детском саду. При этом следует помнить, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения и построения фраз. Но также и те ошибки, которые встречаются в речи взрослых. Поэтому к речи педагогов предъявляются высокие требования:

-содержательность и точность;

-соответствие возрасту детей;

-лексическая и грамматическая правильность;

-образность;

-выразительность;

-эмоциональная насыщенность;

-богатство интонаций;

-неторопливость;

-соблюдение речевого этикета.

        Речевое общение взрослых с детьми в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой и учебной деятельности, и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому педагогам очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность с детьми.

        Огромное влияние на развитие речи оказывают игры, в которых участвуют взрослые вместе с детьми:

- сюжетно-ролевые игры;

- игры- драматизации;

-дидактические игры;

-хороводные игры;

- подвижные игры.

        Чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным оказывается чтение, если взрослый задает детям вопросы по прочитанному тексту и должным образом реагирует на попытки ребенка ответить на эти вопросы. Стихи и другие художественные произведения надо читать выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных и другие звуки. Если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении ребенок будет безразлично относиться ко всему, о чем говорит взрослый. У него не будет желания слушать, подражать взрослому, отвечать на его вопросы. В то время как     выразительное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка.

        Один из ценнейших приемов развития речи детей – это беседа. Беседа учит детей выражать свои мысли. Показывает, как развивается их язык.

        С дошкольниками беседа должна проводиться по возможности, при наличии того предмета, которым беседа вызвана. Дошкольник может быть внимательным только к тому, что находится в поле его зрения.

        Чтобы беседы носили оживленный характер и достигали наибольшего (в смысле развития мыслительных способностей и их речи), надо стремиться извлекать самостоятельную мысль детей, их личное отношение к предмету. Умение спрашивать – дело нелегкое, но еще труднее приучать детей к свободной речи, к расспрашиванию в пределах того материала, который охватывает беседа.

        Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:

- Не давать детям уклоняться от главной темы.

- Не прерывать детей без безусловной необходимости. Свои замечания и поправки делать в конце.

- Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно.

- Не злоупотреблять вопросами.

- Побуждать детей к вопросам.

- Привлекать к оценке высказываемых мыслей всех детей.

         Таким образом, перед педагогами стоит задача создать такую речевую среду, которая бы способствовала правильному и своевременному развитию речи дошкольников.

                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка".

Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка. «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают д...

Консультация для педагогов "Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка"

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве¬дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, кот...

Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Методы и приемы для обогащения словаря детей:• дидактические, развивающие, настольные игры;• подвижные игры с текстом;• сюжетно-ролевые игры;• драматизация сказок;• игров...

Консультация для педагогов "Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольников".

Художественная литература - универсальное средство развития речи, поэтому ознакомление с художественной литературой имеет особое значение в системе развивающего и коррекционного обучения в логопедичес...

Консультация для педагогов "Влияние речи взрослого на развитие речи детей"

laquo;Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»(слайд 1)Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достато...

Консультации для педагогов : "Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка"

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка...