«Логоритмические и пальчиковые игры, как способ развития речи и моторики у детей с ОВЗ»
статья
Логоритмические и пальчиковые игры, как способ развития речи и моторики у детей с ОВЗ. Из опыта работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логоритмические и пальчиковые игры, как
способ развития речи и моторики у детей с ОВЗ»
Нашу группу посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата со сложными дефектами.Естественно такие дети требуют своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых. Следует найти подход к такому ребенку, завоевать его доверие, подобрать средства и методы взаимодействия, вызвать эмоциональный отклик, желание взаимодействовать со взрослым, и со сверстником, успокоить возбудимого, активизировать медлительного - в этом состоит мастерство педагога.
Одним из таких средств в нашей работе являются пальчиковые игры. Ведь игра – ведущая деятельность дошкольника, а пальчиковая игра и развлекает ребенка, и заодно развивает моторику и речь.
Цель: стимулирование процесса речевой, физической и психической деятельности детей со сложными дефектами посредством использования пальчиковых и логоритмических игр.
Задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, формирование двигательных навыков и умений, формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; развитие чувства ритма, темпа, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; запуск и развитие всех сторон речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие умения расслабиться, снимать напряжение.
Принципы, которых мы придерживаемся в своей работе:
- принцип дифференцированного подхода– сообразно возрасту детей , структуре и
составу нарушенных функций;
- учёт зоны ближайшего развития, опора на реальные возможности ребенка;
- от простого к сложному;
- наглядности;
- систематичности и последовательности
Во время работы с детьми со сложными дефектами, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик мы получаем во время проигрывания пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: пропеванием стихотворения педагогом, под фонограмму песенки и пение педагога, проигрывание на музыкальном инструменте и пение педагога.
Игровая деятельность под музыку радует ребенка, привлекает его внимание, музыка становится понятней и интересней именно через движения, музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.
В своей работе мы используем народные пальчиковые игры с пропеванием, пальчиковые и логоритмические игры С.Железнова и Е.Железновой, Ю.Дерябкиной.
Все музыкальные пальчиковые игры следует выполнять вместе с ребенком, демонстрируя увлеченность, помогая и поддерживая ребенка.
Этапы проведения музыкальных пальчиковых игр:
1.Взрослый сам выполняет движения и пропевает - ребёнок смотрит и слушает.
2. Взрослый выполняет движения руками ребёнка, ребенок повторяет обрывки фраз, окончания слов, отдельные движения.
3.Ребенок выполняет пальчиковую игру своими руками, соотнося слова с движениями, по возможности пропевает вместе с педагогом.
Неговорящие дети повторяют движения, ритм, пальчиковая игра побуждает их сказать звук, слог, слово.
Ещё один немаловажный момент, который мы заметили в ходе работы, это то- что для наших детей очень важна наглядность, визуализация происходящего. Поэтому мы решили оживить наши пальчиковые игры и в совместной образовательной деятельности, мы вместе с детьми к некоторым пальчиковым и логоритмическим играм создали персонажей.
На слайде и в зале вы можете видеть животных, которых мы сделали с детьми по пальчиковой игре «У жирафа пятна, пятна..» Е.Железновой в рамках проекта «Животные жарких стран».
Также здесь представлены домашние животные из пальчиковой игры «Купим мы бабушка».
Хотим отметить, что все персонажи выполнены с использованием бросового материала, коробок, втулок от скотча и т.п.и не требуют особых материальных вложений.
Конечно, необязательно делать всех персонажей к игре, иногда достаточно визуализировать одного -главного персонажа, как получилось у нас с пальчиковой игрой «Маленькая Катя». Мы создали платковую куклу Катю, которую педагог надевает на себя и с детьми уже взаимодействует Катя, а не воспитатель. Детям так понравилась кукла Катя, что у нас появилась и кукла Маша из известного мультфильма. Данные куклы универсальны, мы используем их не только для пальчиковых игр, но и в других видах деятельности.
Вывод:
Таким образом используя в своей работе музыкальные пальчиковые игры, дополненные наглядными пособиями мы обеспечиваем детей со сложными дефектами разнообразием сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, двигательные, тактильно-кинестетические. Развиваем умение подражать взрослому, учим вслушиваться и понимать смысл речи, стимулируем и повышаем речевую активность ребёнка, развиваем внимание и память. У детей развивается воображение и фантазия. Улучшается крупная и мелкая моторика. А главное музыкальные пальчиковые игры помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, способствуют снятию мышечного напряжения, помогают расслабить или наоборот активизировать ребенка, создают благоприятные условия для коммуникации между всеми участниками педагогического процесса.
«У жирафа»
Слова и музыка: Е. Железнова
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. - 2 раза
(Хлопаем по всему телу ладонями).
Припев:
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде – 2 раза
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде-2 раза
(гладим себя, как будто по шёрстке)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
(горизонтальные движения руками из стороны в сторону)
Припев
«Маленькая Катя» авторы С. и Е.Железновы
Маленькая Катя умницей была- (большие пальцы вверх, остальные прижаты к ладони).
В комнате работу всем зверям дала- (поочередно каждый палец касается большого).
Чашечки собачка моет язычком,- (водим по ладони пальчиком).
Мышка подбирает крошки под столом – (пальцы в щепотку).
Кошка коготками лавочку скребёт – (пальцами как-будто скребем)
Курочка рябая пол крылом метёт. (разными сторонами ладони проводим по другой ладони)
Катя варит кашу для зверят своих- (одной рукой полукруг, другой как-будто мешаем кашу)
За работу хвалит – (гладим себя по плечам)
С ложки кормит их – (руки в сторону ладонями вверх)
«Бежали бегемотики» автор Ю.Дерябкина
1.Бежали бегемотики-надутые животики,
Бежали и бежали, дружно повторяли: (руки сжаты в кулаки, поочередно стучим по коленям ног)
Ладонь-кулак,Ты тоже делай так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног)
2.Веселые лягушки
Скакали на опушке,
Скакали и скакали, (соединяем и разъединяем большой палец с остальными)
И дружно повторяли:
Ладонь-кулак,Ты тоже делай так! (Поочередно сжимаем и разжимаем руки, стуча по коленям ног)
3. А маленькая змейка
В траве ползла, шуршала.
А маленькая змейка
За всеми повторяла: ( Соединяем ладони обеих рук вместе, делаем плавающие движения)
Ладонь-кулак,
Ты тоже делай так! (Поочередно сжимаем и разжимаем рук, стуча по коленям ног)
Е.Фаюстова
Автор неизв, музыка И.Банецкого
«Купим мы, бабушка...»
Муз.И.Банецкого
Сл.***
1.Купим мы, бабушка, тебе курочку,
Купим мы, бабушка, тебе курочку.
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
2.Купим мы, бабушка, тебе уточку,
Купим мы, бабушка, тебе уточку.
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
3.Купим мы, бабушка, тебе индюшонка,
Купим мы, бабушка тебе индюшонка.
Индюшонок: шалды- балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
4.Купим мы, бабушка для тебя котёнка,
Купим мы, бабушка для тебя котёнка.
А котёнок: мяу-мяу!
Индюшонок: шалды-балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
5.Купим мы, бабушка, тебе собачонку,
Купим мы, бабушка, тебе собачонку.
Собачонка: ау-ау!
А котёнок: мяу-мяу!
Индюшонок: шалды-балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
6.Купим мы, бабушка, тебе поросёнка,
Купим мы, бабушка, тебе поросёнка.
Поросёнок: хрюки-хрюки!
Собачонка: ау-ау!
А котёнок: мяу-мяу!
Индюшонок: шалды- балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
7.Купим мы, бабушка, тебе коровёнку,
Купим мы, бабушка, тебе коровёнку.
Коровёнка: муки-муки!
Поросёнок: хрюки-хрюки!
Собачонка: ау-ау!
А котёнок: мяу-мяу!
Индюшонок: шалды-балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
8.Купим мы, бабушка, тебе лошадёнку,
Купим мы, бабушка, тебе лошадёнку.
Лошадёнка: тпруки-тпруки!
Коровёнка: муки-муки!
Поросёнок: хрюки-хрюки!
Собачонка: ау-ау!
А котёнок: мяу-мяу!
Индюшонок: шалды-балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
9.Купим мы, бабушка, тебе «Жигулёнок»,
Купим мы, бабушка, тебе «Жигулёнок».
«Жигулёнок»: вуки-вуки!
Лошадёнка: тпруки-тпруки!
Коровёнка: муки-муки!
Поросёнок: хрюки-хрюки!
Собачонка: ау-ау!
А котёнок: мяу-мяу!
Индюшонок: шалды-балды!
Уточка: та-та-та-та!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
10.Купим мы, бабушка, тебе телевизор,
Купим мы, бабушка, тебе телевизор.
Телевизор: «Время, факты»!
Дикторша: «Ля-ля-ля-ля»!
Курочка по зёрнышкам: кудах-тах-тах-тах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников
Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.В. А. Сухомлинский...

Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики рук у дошкольников
Почему именно пальчиковым играм я отдаю предпочтение в своей педагогической деятельности? На этот вопрос поможет ответить материал "Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики рук у дошкольни...
Методическая разработка "Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников"
В данной методической разработке раскрыта главная задача пальчиковых игр....
Статья «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ»
Данная статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, родителям. Раскрывает необходимость развития мелкой моторики рук через пальчиковые игры....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей с овз
Брошюра по развитию мелкой моторики детей овз...

