МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 3D РУЧКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 3D РУЧКИ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Дружба»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 3D РУЧКИ В РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчики: Русинова Н.Е., воспитатель I к.к
Горева О.С., воспитатель I к.к
Русинова Т.А., воспитатель I к.к
Аннотация
Формирование первоначальных технических навыков, конструкторских умений детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей, всех сторон речи; воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Данная методическая разработка призвана расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах применения «3D ручки» для развития детей дошкольного возраста. Может быть интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Введение
Актуальность разработки: В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, дошкольное образование является начальной ступенью общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.
В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать 3D ручка.
Нашей стране нужны творческие люди. 3D ручка – это первая ступень в подготовке учёных, инженеров и будущих исследователей. Внедрение в образовательный процесс современных технологий помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада.
Актуальность данного проекта определяется активным внедрением технологий 3D-моделирования во многие сферы деятельности (авиация, архитектура, машиностроение, и т. п.) и потребностью общества в дальнейшем развитии данных технологий.
Практическая значимость предлагаемой методической разработки связана с включением в ее содержание конкретных примеров работы с использованием технологии «3D моделирование», направленных на развитие детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества происходят изменения в системе дошкольного образования. Познавательно-речевое развитие является одним из главных направлений работы с дошкольниками. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Одним из таких методов обучения является технология «3D моделирование».
Уникальность данной технологии состоит в том, стимулирует творческую фантазию и пространственное воображение, а также, очень эффективно развивает моторику. Позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе «3D моделирования» в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
Данную технологию, с использованием 3D ручки, можно использовать в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности, в режимных моментах.
Основная часть методической разработки
Цель использования 3 D ручки – освоение элементов основных навыков моделирования. Обеспечение условий, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития и начальных технических способностей детей дошкольного возраста.
Используя 3 D ручку в работе с дошкольниками, педагог ставит следующие задачи:
От 5 до 6 лет.
В области социально-коммуникативного развития:
В сфере социальных отношений:
- поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности;
- обеспечивать умение детей вырабатывать и принимать правила взаимодействия в группе, понимание детьми последствий несоблюдения принятых правил;
Содержание образовательной деятельности.
Педагог предоставляет детям возможность рассказать о себе, выразить собственные потребности и желания, воспитывает самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает достижения ребенка.
Педагог поддерживает стремление ребенка быть членом детского коллектива: иметь ближайшее окружение и предпочтения в общении; стремиться к деловому сотрудничеству; в совместной деятельности ориентироваться на свои возможности и сверстника. Способствует овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям. Поддерживает предотвращение и самостоятельное преодоление конфликтных ситуаций, уступки друг другу, уточнения причин несогласия. Обогащает опыт освоения детьми групповых форм совместной деятельности со сверстниками.
Педагог в совместной деятельности с детьми поощряет обсуждение и установление правил взаимодействия в группе, способствует пониманию детьми последствий несоблюдения принятых правил.
Педагог создает условия для закрепления представлений детей о правилах безопасного поведения в быту.
В области познавательного развития:
- развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
- формировать представления детей о средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования;
- расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности;
Содержание образовательной деятельности:
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
- закреплять умения детей различать и называть все цвета спектра и оттенки цвета, тоны цвета, теплые и холодные оттенки; расширяет знания об известных цветах, знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый); развивает способность различать и называть геометрические фигуры;
- демонстрировать детям способы осуществления разных видов познавательной деятельности, осуществления контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, поощряет проявление наблюдательности за действиями взрослого и других детей. В процессе организации разных форм совместной познавательной деятельности показывает детей возможности для обсуждения проблемы, для совместного нахождения способов ее решения, поощряет проявление инициативы, способности формулировать и отвечать на поставленные вопросы;
2) Математические представления:
- педагог обогащает представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги.
В области речевого развития:
1) Формирование словаря:
- закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением.
2) Звуковая культура речи:
- закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка.
3) Грамматический строй речи:
- совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных;
- развивать умения детей образовывать по образцу однокоренные слова, образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами;
- продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения;
4) Связная речь:
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения детей поддерживать непринуждённую беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно); закреплять умения детей участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Продолжать формировать у детей умение использовать формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; формировать культуру общения: называть взрослых по имени и отчеству, на "вы", называть друг друга ласковыми именами, во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не вмешиваться в разговор взрослых. Развивать коммуникативно-речевые умения.
Содержание образовательной деятельности.
1) Формирование словаря:
- педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов. Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам.
2) Звуковая культура речи:
- педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
3) Грамматический строй речи:
-педагог формирует у детей умение грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или только единственное число, глаголы "одеть" и "надеть", существительные множественного числа в родительном падеже; образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками.
4) Связная речь:
- педагог способствует развитию у детей монологической речи, формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников, обогащает представления детей о правилах речевого этикета, развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, поощряет использование в диалоге разных типов реплик;
- педагог помогает детям осваивать принятые нормы вежливого речевого общения; участвовать в коллективных разговорах, использовать разные виды деятельности и речевые ситуации для развития диалогической речи.
В области художественно-эстетического развития:
1) Приобщение к искусству:
- продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус;
- развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений;
2) Изобразительная деятельность:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
- обогащать у детей сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
- развивать у детей эстетическое восприятие;
- в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;
- формировать умение у детей передавать в изображении основные свойства предметов;
- совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
- развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;
- обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей;
- формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок;
3) Конструктивная деятельность:
- поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие;
Содержание образовательной деятельности.
1) Приобщение к искусству:
- педагог развивает у детей эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус.
- педагог поощряет активное участие детей в художественной деятельности как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.
2) Изобразительная деятельность.
- педагог продолжает развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Педагог обогащает сенсорный опыт детей; закрепляет знания об основных формах предметов. Развивает у детей эстетическое восприятие, учит созерцать красоту окружающего мира. Развивает у детей способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). В процессе восприятия предметов и явлений развивает у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения. Развивает у детей чувство формы, цвета, пропорций, учит передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Педагог продолжает совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
От 6 лет до 7 лет.
В области социально-коммуникативного развития:
1) В сфере социальных отношений:
- поддерживать положительную самооценку ребенка, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником;
- обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие начал социально-значимой активности;
- обогащать эмоциональный опыт ребенка, развивать способность ребенка распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
- развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми.
2) В области формирования основ гражданственности и патриотизма:
- расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране;
Содержание образовательной деятельности.
1) В сфере социальных отношений:
-педагог обеспечивает детям возможность осознания и признания собственных ошибок, рефлексии качества решения поставленных задач, определения путей развития. Воспитывает осознанное отношение к своему будущему и стремление быть полезным обществу.
-педагог развивает умение детей распознавать собственные эмоции и чувства, понимать чувства и переживания окружающих; учит понимать эмоциональное состояние сверстников по невербальным признакам (обращает внимание на мимику, позу, поведение); помогает находить причины и следствия возникновения эмоций, анализировать свои переживания и рассказывать о них; использовать социально приемлемые способы проявления эмоций и доступных возрасту способы произвольной регуляции эмоциональных состояний (сменить вид деятельности и прочее).
-педагог воспитывает привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
-педагог расширяет представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с праздниками: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации.
2) В сфере трудового воспитания:
-педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей.
-организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.
3) В области формирования безопасного поведения:
-педагог инициирует самостоятельность и активность детей в соблюдении норм и правил безопасного поведения, ободряет похвалой правильно выполненные действия.
-обсуждает с детьми правила безопасного общения и взаимодействия со сверстниками в разных жизненных ситуациях, поощряет стремление детей дошкольного возраста создать правила безопасного общения в группе.
В области познавательного развития:
1) Расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
2) Развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
3) закреплять и расширять представления детей о способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развивать чувство собственной компетентности в решении различных познавательных задач;
4) расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;
Содержание образовательной деятельности.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
- в ходе специально организованной деятельности педагог осуществляет развитие у детей способности к различению и называнию всех цветов спектра и ахроматических цветов, оттенков цвета;
- педагог поддерживает стремление детей к обеспечению самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу;
- обогащает представления о цифровых средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с ними.
2) Математические представления:
- обогащает представления о плоских геометрических фигурах, совершенствует умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Педагог способствует совершенствованию у детей умений классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и тому подобное), овладению различными способами видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и другое;
- педагог закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку.
3) Природа:
- педагог расширяет и актуализирует представления детей о многообразии природного мира родного края, различных областей и регионов России и на Земле, рассказывает о некоторых наиболее ярких представителях животных и растений разных природных зон (пустыня, степь, тайга, тундра и другие), об их образе жизни и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в разные сезоны года. Закрепляет умение сравнивать, выделять свойства объектов, классифицировать их по признакам, формирует представления об отличии и сходстве животных и растений, их жизненных потребностях, этапах роста и развития, об уходе взрослых животных за своим потомством, способах выращивания человеком растений, животных (в том числе и культурных, лекарственных растений), профессиях, с этим связанных;
- педагог поддерживает стремление детей к наблюдениям за природными явлениями, живыми и неживыми объектами; о некоторых небесных телах (планеты, кометы, звезды);
В области речевого развития:
1) Формирование словаря:
- обогащение словаря: расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Закреплять у детей умения использовать в речи синонимы, существительные с обобщающими значениями. Вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова;
- активизация словаря: совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
2) Звуковая культура речи:
- совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп).
3) Грамматический строй речи:
- закреплять умение согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
4) Связная речь:
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать развивать коммуникативно-речевые умения. Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок. Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала. Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки. Формировать умения строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания.
5) Подготовка детей к обучению грамоте:
- упражнять в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
6) Интерес к художественной литературе:
- развивать образность речи и словесное творчество (составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных строк).
Содержание образовательной деятельности.
1) Формирование словаря:
- педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения.
2) Звуковая культура речи:
- педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении.
3) Грамматический строй речи:
- педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова посредством слияния основ, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания, с помощью упражнений закрепляет умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
4) Связная речь:
- педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия, формирует умение использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает детям осваивать умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий, употреблять вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми, правила этикета в новых ситуациях. Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для формирования коммуникативно-речевых умений у детей;
- педагог развивает у детей способность самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование, помогает детям осваивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей; развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.
В области художественно-эстетического развития:
1) Приобщение к искусству:
- продолжать развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус;
- закреплять знания детей о видах искусства (изобразительное, декоративно-прикладное искусство);
- формировать у детей духовно-нравственные качества и чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа в процессе ознакомления с различными видами и жанрами искусства;
- закреплять у детей знания об искусстве как виде творческой деятельности людей;
2) Изобразительная деятельность:
- формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность и любознательность;
- обогащать у детей сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету;
- продолжать развивать у детей образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей;
- формировать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
- воспитывать самостоятельность;
- создавать условия для свободного, самостоятельного, экспериментирования;
- поощрять стремление детей сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;
- поощрять стремление детей делать самостоятельный выбор, помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда;
- продолжать развивать у детей коллективное творчество;
- воспитывать у детей стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину;
- формировать у детей умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа;
- организовывать участие детей в создании индивидуальных творческих работ и тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах);
3) Конструктивная деятельность:
- формировать умение у детей видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- закреплять у детей навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
- развивать у детей интерес к конструктивной деятельности;
- знакомить детей с профессиями дизайнера, конструктора, архитектора, строителя и прочее;
- развивать у детей художественно-творческие способности и самостоятельную творческую конструктивную деятельность детей;
4) Культурно-досуговая деятельность:
- продолжать формировать интерес к полезной деятельности в свободное время (отдых, творчество, самообразование);
- развивать желание участвовать в подготовке и участию в развлечениях, соблюдая культуру общения (доброжелательность, отзывчивость, такт, уважение);
- расширять представления о праздничной культуре народов России, поддерживать желание использовать полученные ранее знания и навыки в праздничных мероприятиях (календарных, государственных, народных);
- воспитывать уважительное отношение к своей стране в ходе предпраздничной подготовки;
- формировать чувство удовлетворения от участия в коллективной досуговой деятельности;
Содержание образовательной деятельности.
1) Приобщение к искусству:
- педагог продолжает развивать у детей эстетическое восприятие.
2) Изобразительная деятельность.
3) Предметное рисование:
- педагог совершенствует у детей умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивает наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Педагог совершенствует у детей технику изображения. Продолжает развивать у детей свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
Инновационность опыта состоит в обучении воспитанников умению использовать 3D ручку на основе интеграции всех образовательных областей.
Умение ею работать даёт возможность воспитанникам воплощать в жизнь свои конструкторские замыслы и идеи, развивать пространственное мышление, творческие представления и способности.
Игровые занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).
Обучение воспитанников по использованию 3D ручки состоит из 7 этапов организации педагогического процесса, который построен от простого к сложному:
Первый этап: вызвать интерес к 3 D ручке, как к с современному гаджету, через презентации, знакомим с историей появления ручки, её строением, назначением. Провести с воспитанниками инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с данным гаджетом, знакомство с памяткой «Правила безопасного пользования 3D ручкой» (Приложение 1). В словаре у дошкольников появляются термины: филамент (цвет нити) - расходный материал, используемый для печати на 3D принтере, представляет собой пластмассовую нить; моделирование - построение и изучение моделей реально существующих объектов; 3D принтер - это оборудование для изготовления объёмных предметов посредством послойного построения.
Второй этап: работа с 3D ручкой, научить правильно держать 3D ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи.
Постепенно кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит в дальнейшем освоение ребенком навыков письма.
Третий этап: рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков. Воспитанники быстро приобретают первоначальные навыки, переходим к плоскостному рисованию, используя шаблоны.
Четвертый этап: плоскостное рисование, использование шаблонов.
Шаблоны для рисования подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками. Закрепить навык работы с 3D ручкой и ориентировку на доске, плоскости, листе. В зависимости от вида рисунка, параллельно с воспитанниками закрепить темы. Например, транспорт, насекомые и др.
Включить дидактические игры: «Чего не стало?» или «Что изменилось?», «Соедини фигуры» и т.д. (пластик легко можно убрать/добавить со строения рисунка). Все используемые шаблоны, идеи для поделок собраны и систематизированы в картотеки с применением 3D ручки. Картотеки размещены на сайте, в свободном доступе для родителей и коллег.
Пятый этап: развитие практических навыков работы с 3D ручкой. На этом этапе часто используется метод «паутинки» прием «закрашивания», штрихования. Данный метод хорош для детей, так как он прост: от нижней стороны изготавливаемой поделки ведут к верхней стороне и обратно так, чтобы между линиями был виден просвет, при необходимости сменить цветовую гамму.
Этот приём рисования помогает выглядеть изделию воздушно и эстетично. Упражнения с 3D ручкой всегда создает благоприятный эмоциональный фон.
Шестой этап: 3D ручка – это инструмент, который разрешает рисовать не только в плоскости на бумаге, но и даже в пространстве!
Самый сложный этап для воспитанников. Предложить детям работать в парах: один работает с ручкой, выполняя движения ею, другой осуществляет помощь в поддержке нити и выполнении ею загибов по замыслу поделки.
С помощью 3D ручки можно и рисовать, и экспериментировать в создании поделок. Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.
Седьмой этап: организация познавательных встреч.
Работа по внедрению в образовательный процесс 3D ручки у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с педагогами, родителями и социальными партнерами.
3 D ручка – полезный для развития ребёнка гаджет. Она развивает у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного мышления. Также способствует воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, позволяет вовлекать ребенка в интересную и увлекательную деятельность, что способствует усидчивости и дальнейшему отличному обучению в школе.
3 D ручка – это современный, не избитый, очень оригинальный и полезный подарок, который доставит истинную радость ребёнку и заинтересует даже взрослых!
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности является работа с родителями.
Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса необходимо:
1. Познакомить родителей с использованием технологии «3 D моделирование».
2. Продумать эффективные способы информирования и просвещения родителей. (Приложение 2)
3. Привлекать родителей к сотрудничеству и участию в совместных мероприятиях, подготовке сообщений с детьми, изготовлению поделок и макетов.
Заключение
В данной методической разработке представлены особенности технологии «3 D моделирования», представлены возможности ее использования для развития дошкольников, на основе опыта составлены методические советы по организации образовательной деятельности. Такой вид конструирования актуален для последующего освоения ребенком таких видов деятельности, как прототипирование, робототехника, инженерия.
Игровые упражнения построены по принципу перехода от простого к сложному, подобраны с учетом возраста, интересов и навыков старших дошкольников, позволяют закреплять уже имеющиеся знания и умения и приобретать новые. В частности, они расширяют представления о геометрических фигурах, формах, их названиях и способах постройки. Это означает, что мы вооружаем воспитанников необходимыми инструментами для дальнейшего успешного обучения в школе. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Приложение 1
Памятка «Правила безопасного использования 3D-ручкой».
Нужно помнить, что 3D-ручка – это электроприбор. Она работает от розетки с 220В, поэтому техника безопасности с ней такая же, как и при работе с любыми другими электроинструментами.
- Дети должны работать только под присмотром взрослых. Работа с ручкой для детей 5-7 лет не должна превышать 20 минут с перерывами на физкультминутку и гимнастику для глаз.
- Подготовка рабочего места. Работать с 3 D ручкой можно только в тщательно проветренном помещении. Перед началом работы следует очистить рабочее место от посторонних вещей и предметов, которые могут осложнить вашу работу и ухудшить само изделие. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, что мешало бы производить работу аккуратно, либо что могло бы испортиться при попадании капель горячего пластика.
- Подключение. При подключении инструмента поверхность стола, ваши руки и сама ручка должны быть сухими. Не держите поблизости жидкости, проливание которых может привести к короткому замыканию.
- Использование. При работе с 3d-ручкой необходимо избегать контакта с нагревательным элементом. Нужно помнить, что во время рисования кончик ручки нагревается до температуры в 270 градусов, из-за чего может легко нанести ожёг на открытой коже, а значит хвататься пальцами за металлическое или керамическое сопло во время работы с прибором запрещено.
- Не прикасайтесь к готовому объекту, пока не будете полностью уверены, что он остыл. Не трогайте стержень ручки во время работы или сразу после выключения.
- Неприятный запах. Если вы почувствовали резкий, неприятный запах, выключите ручку из сети и положите на твердую ровную поверхность до выяснения причин поломки. Ни в коем случае не пытайтесь разобрать инструмент самостоятельно.
Соблюдая данные правила безопасности, можно долго наслаждаться использованием своего гаджета.
Приложение 2
Консультация для родителей «Рисуем 3D ручкой с ребёнком».
Использование современных устройств в работе с дошкольниками – это не роскошь, а неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса. Именно они насыщают детей новыми знаниями, а также развивают творческие и интеллектуальные способности дошкольника. В нашу жизнь, практически каждый день, врываются современные гаджеты. Одним из них и является – 3D ручка, которая постепенно завоёвывает признательность у педагогов и любовь к творчеству у дошкольников.
Дети обожают рисовать и создавать что-то новое. Маленькие творцы преподносят родителям одну картину за другой, а в остальное свободное время постоянно что-нибудь строят: замки из песка на пляже или башни из кубиков в комнате. Теперь же появилась возможность объединить эти два навыка и дать свободу детскому воображению. С помощью 3Д ручки можно реализовать свои самые смелые идеи, работа с ней похожа на волшебство. Создать, украсить и даже починить что-то сломанное – легко! Теперь и не возможное становится возможным.
3D ручка не только своим внешним видом и названием походит на своего прародителя. Ей, как и обычным письменным принадлежностям, требуется заправка. Вместо чернил для этого используются специальные полимерные прутики разных цветов - 3д пластик для 3д ручки. Заправочная нить вставляется в ручку, нагревается до температуры плавления и выдавливается наружу, а на воздухе сразу застывает. Таким образом и происходит процесс рисования.
Преимущества рисования 3D ручкой:
Использование 3 D - ручки не только способствует обогащению новыми знаниями, развитию конструктивных и изобразительных способностей, пространственного мышления, но и формированию мелкой моторики и координации движений рук. А это, как нам известно, важная часть подготовки дошкольника к школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Различают два вида ручек: холодные и горячие.
Холодные 3D ручки печатают быстрозатвердевающими смолами.
Горячие 3D ручки используют различные полимерные сплавы в форме катушек с пластиковой нитью.
Принцип работы горячей 3D ручки очень прост. В отличие от обычных приспособлений для письма и рисования, вместо чернил заправляется пластиковая нить. Большинство ручек используют обычный полимерный пруток, который покупается для принтеров, работающих по технологии послойного наплавления.
Рисование имеет огромное влияние на восприятие, мышление, внимание и воображение ребенка.
3D ручка - это инструмент изобразительного искусства, который делает процесс рисования необычным и ещё более увлекательным.
Можно начать с изображения простых картинок. Например, взять раскраску и накрыть её калькой или бумагой для выпечки. Так как сквозь них видны контуры изображения, можно приступать к работе. В конце работы убрать кальку и контур раскраски. Получится объёмная картинка
Важной особенностью 3D ручки является то, что ребёнок не «перерастает» её, ведь она как - бы «растёт» вместе с ребёнком. Навыки и умения рисования ребёнка обычно развиваются вместе с ним.
Так в 5 лет ребёнок будет изображать простые геометрические фигуры и любимых сказочных персонажей, а в 10 лет уже сможет изумлять и радовать родителей своими творческими работами.
А это даст отличную возможность создания оригинальных подарков, сувениров, украшений, елочных игрушек, поделок в детский сад, сделанных своими руками!
7 этапов обучения детей по использованию 3- D ручки.
(из личного опыта).
Первый этап: целью данного этапа является: вызвать интерес воспитанников к 3D ручке, как к с современному гаджету. Используя презентации знакомим детей с историей появления такой ручки, её строением, назначением.
3D ручка – малогабаритный вариант 3D принтера: мы не печатаем, а рисуем модели на базе пластика, который расплавляется в ручке. То есть для рисования вместо чернил в ручку заправляется пластиковая нить, есть самые различные расцветки.
В верхней части корпуса располагается отверстие, в которое вставляется филомент. Пластиковая нить, затягиваемая внутрь корпуса ручки, расплавляется внутри неё и выдавливается с острия ручки (из сопла) в виде тонкой нити, которая затвердевает на воздухе сразу после выхода из сопла.
Первая такая ручка для создания объёмных форм возникла еще в феврале 2013 года. Создатели — Питер Дилворс и Максвелл Боуг. Данное новое открытие рекомендовано для детей и взрослых.
Предлагаем детям сравнить 3-D Ручку с обычной ручкой, устройством для выжигания (визуально), увидеть ее преимущество.
Обязательно на этом этапе проводим с детьми инструктаж по соблюдению техники безопасности при работе с данным гаджетом, знакомим их с памяткой «Правила безопасного пользования 3-D ручкой».
В словаре у дошкольников появляются термины:
филамент (цвет нити) - расходный материал, используемый для печати на 3D-принтере, представляет собой пластмассовую нить; моделирование - построение и изучение моделей реально существующих объектов; 3D принтер - это оборудование для изготовления объёмных предметов посредством послойного построения.
Интерес в глазах детей был очевиден! И мы продолжали!
На втором этапе перед нами стояла цель, научить правильно держать 3D ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи.
Дети испытывали затруднение в овладении ручкой, потому что, во-первых, сама ручка широка в диаметре, и детскими пальчиками поначалу достаточно сложно ее удержать, еще и нажимая при этом на кнопку подачи пластика.
Поэтому изначально мы с ребятами работали вместе, мы помогали держать и направлять ручку, чтобы ребенок привык, понял принцип и не боялся.
Во-вторых, пластик поступает на разной скорости и необходимо выбрать самую медленную подачу. Параллельно на этом этапе повторяли и закрепляли цвета, индикатор в режиме ожидания и нагрева – горит красным; в режиме готовности - загорается зеленым цветом. Отрабатывали повторение цифр при выборе скорости подачи пластика.
И так, постепенно кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит в дальнейшем освоение ребенком навыков письма.
Третий этап: переходим непосредственно к рисованию простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко). В этом нам помогали контуры различных геометрических фигур.
В основном дети быстро приобрели первоначальные навыки, и мы перешли к плоскостному рисованию, используя шаблоны. Об этом – четвертый этап.
Четвертый этап: плоскостное рисование, использование шаблонов.
Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками.
Например, были изготовлены:
- «Флаги» – ко Дню народного единства;
- «Сердечко» ко Дню Матери;
- «Цветы» к международному женскому дню и т.д.
Детям, которые достаточно хорошо справлялись с такими работами, предлагала шаблоны на выбор, а также созданную поделку закрасить в одном направлении.
Здесь закрепляли навыки работы с 3D ручкой и ориентировку на доске, плоскости, листе. В зависимости от вида рисунка, параллельно с детьми закрепляли темы. Например, транспорт, насекомые, украшения и др.
По ходу применяли дидактические игры: «Чего не стало?» или «Что изменилось?», «Соедини фигуры» и т.д. (пластик легко можно убрать/добавить со строения рисунка). Все используемые нами шаблоны, идеи для поделок собраны в сборник трафаретов для 3D ручки.
Пятый этап: Идет развитие практических навыков работы с 3D ручкой. Дети учились видеть – развитие зрительно-пространственной ориентации на плоскости, активизируется логическое мышление. На этом этапе мы часто использовали метод «паутинки» приемом «закрашивания», штрихования. Данный метод приемлем для детей, так как он прост: от нижней стороны изготавливаемой поделки ведут к верхней стороне, а затем обратно так, чтобы между линиями был виден просвет, при необходимости меняли цветовую гамму.
Этот приём рисования помогает выглядеть изделию воздушно и эстетично. Упражнения с 3D ручкой всегда создавали благоприятный эмоциональный фон.
На шестом этапе доносили до ребят, что 3D ручка – это инструмент, который разрешает рисовать не только в плоскости на бумаге, но и даже в пространстве!
Это самый сложный этап для детей, многое не получалось. Предлагали ребятам работать здесь в парах: один работал с ручкой, выполняя движения ею, другой осуществлял помощь в поддержке нити и выполнении ею загибов по замыслу поделки.
Так, с помощью 3D ручки можно и рисовать, и экспериментировать в создании поделок. Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил.
Большую радость дети испытывали, когда видели результат. Все это развивает пространственное воображение, инженерное мышление, что поможет определить дальнейшие интересы ребенка. Не исключено, что кто-то из детей выберет профессию дизайнера или инженера.
И последний 7 этап был направлен на организацию познавательных встреч. На этом этапе проводилась работа по внедрению в образовательный процесс 3D ручки у детей дошкольного возраста во взаимодействии с педагогами, родителями и социальными партнерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста
Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

методические рекомендации по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми старшего дошкольного возраста
В виде игровых заданий представлены методические рекомендации родителям по изучению темы "Азбука безопасности" с детьми дошкольного возраста...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»...

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...

Методические рекомендации по проведению организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «День Эколят»
Методические рекомендации разработаны для педагогов, которые будут осуществлять проведение занятия «День Эколят». Они призваны оказать методическую помощь в реализации проведения интеракти...
- Мне нравится (1)

