Статья для педагогов и родителей "Нейропсихологические игры и упражнения в развитии дошкольника"
статья
Нейропсихологические игры и упражнения в развитии дошкольника
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические игры и упражнения в развитии дошкольника.
Нейроигры – гимнастика для мозга, которая держит в тонусе умственную деятельность подобно тому, как влияет на мышцы физическая нагрузка.
Нейроигры - это ряд упражнений, направленных на нестандартную деятельность мозга. При этом задействуются все 5 органов чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. В этом случае мозгу приходится создавать новые нейронные связи, формировать ассоциативные ряды. А так как активизируется работа мозга, активизируется весь организм, следовательно, улучшается и здоровье ребенка.
Проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Гимнастика для мозга необходима в любом возрасте. Нейроигры позволяют тренировать память и внимание, что особенно важно для дошкольников. В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего ребенка, способного логически мыслить, умеющего находить подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Цели и задачи нейроигр:
Образовательные задачи:
• активизировать познавательный интерес;
• формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие задачи:
• развитие логического мышления ребёнка;
• развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации;
• формировать индивидуальные, творческие способности личности.
Воспитательные задачи:
• формировать умение работы в коллективе;
• воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
• воспитывать волю ребенка.
Принципы нейроигр:
• сочетать работу двух и более органов чувств;
• акцентировать внимание на том, чтобы в привычной ситуации органы чувств действовали по-новому, в непривычном для себя амплуа;
• использовать различные виды внимания (произвольное/непроизвольное) и разную степень концентрации (чередовать полную сосредоточенность и относительное расслабление);
• изменять привычное, отдавать предпочтение новому;
• обоняние - единственное ощущение, которое имеет непосредственную связь с мозгом. Поэтому воспоминания, связанные с запахами, являются наиболее устойчивыми.
Родители первоклассников часто попадают в ситуацию, когда ребенку сложно запомнить материал, соблюдать дисциплину на уроках и в повседневной жизни, а также заниматься дома. Помимо личного примера, важным подспорьем могут стать регулярные нейрогимнастические упражнения. Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается еще в детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьными нагрузками.
Раскроем следующие нейропсихологические игры:
Игра «Разноцветные пятнышки»
Цель: расставить стаканчики в нужном порядке, имея в распоряжении лишь одну свободную клетку.
Ход игры: расставьте стаканчики одинаково на каждом поле. Посередине произвольно выложите цветные круги. Стаканчики можно передвигать только на свободную клетку. По диагонали двигать нельзя. Побеждает тот, кто быстрее расставит стаканчики в нужном порядке.
Игра «Зеркальное рисование»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, точности и координации движений, формирование функции контроля, мелкой моторики
Ход игры: в этом задании на амбидекстрию нужно следовать кончиками пальцев по контуру или держа фломастеры в обеих руках одновременно.
Игра «Нейротаблица или покажи одновременно»
Цель: Развитие концентрации внимания, усидчивости, синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Ход игры: под диктовку ребенку необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые предметы. Можно играть группой, можно делиться на команды, или играть индивидуально.
Игра «Сложи целое»
Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.
Ход игры: предложить ребенку одновременно собрать двумя руками целую картинку из маленьких деталей. Для развития пространственных представлений и создание новых межполушарных связей в головном мозге лучше использовать многокомпонентные картинки. Игра усложняется тем, что детям не предлагался образец картинки.
Игра «Кто быстрее»
Цель: закрепить умение счета до 10, развивать дух дружеского соперничества, продолжать формировать навык игры в парах.
Ход игры: каждый из игроков вытягивает карточку с цифрой от 1 до 10 и на скорость каждому необходимо одновременно двумя руками лопнуть «пузырик» и вложить в него фасоль.
Игра «Рисунки на спине»
Цели: развитие тактильного восприятия, воображения.
Ход игры: нарисуйте на спине ребенка символ или фигуру, предложите угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины.
Игра «Рисование двумя руками».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Ход игры: для занятий с детьми предлагаем рабочие листы, где нужно одновременно двумя руками обвести по линиям узоры и рисунки. Рисовать можно карандашами, фломастерами или ручкой.
Игра «Нейроладошки»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие координации движения, развитие навыка употребления предлогов, выполнение инструкций, навык счета.
Ход игры: попросите малыша поставить руки на зелёные ладошки. Затем давайте задания: сдвинь руки на 2 ладошки вниз, на 1 ладошку вверх, на 1 ладошку влево и так далее. Ребёнок сдвигает руки и смотрит, где они оказались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов Тема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
Консультация для педагоговТема «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладоне и на стопе находятся более 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирован...

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Статья для педагогов «Использование игровых заданий и упражнений в развитии социально–коммуникативных навыков»
Использование игровых заданий и упражнений в развитии социально–коммуникативных навыков....
мастер-класс для педагогов доу " Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи дошкольников"
занимательные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей доу....

Мастер-класс для педагогов ДОУ « Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников»
я рассказываювам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Речевые о...
