Статья для педагогов «Использование игровых заданий и упражнений в развитии социально–коммуникативных навыков»
статья

Лазарева Марина Анатольевна

Использование игровых заданий и упражнений в развитии  социально–коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых заданий и упражнений в развитии

социально–коммуникативных навыков»

В настоявшее время основное внимание уделяется проблеме социально – коммуникативного развития и воспитания ребёнка дошкольника. В чём важность данной проблемы: с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения; нет живого общения (с книгой; со сверстниками, взрослыми; с социумом; нет положительного примера); а с другой стороны – общество идёт вперёд, предъявляя новые требования: к личности ребёнка дошкольника (ребёнка, как субъекта педагогического процесса); а также наличие у педагога нового взгляда на ребёнка (как на субъекта воспитания), как на партнёра по совместной деятельности.

ФГОС ДО к основным характеристикам социально-коммуникативного развития детей относит: положительное отношение к себе и другим; активное взаимодействие со сверстками и взрослыми; участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей и радоваться их успехам; стараться разрешать конфликты.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит в повседневной деятельности, во всех видах детской деятельности, но прежде всего в игре, так как это ведущий вид детской деятельности. Общение является важным элементом любой игры.

Во время игры дети имеют возможность получить новые впечатления, происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Все эти и другие навыки и умения можно сформировать, используя социо-игровые задания и упражнения. С помощью социо-игровой технологии дети осваивают и овладевают такими умениями: слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое, диалоговое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них исчезает чувства страха за ошибку. Ребенок учится быть лидером и быть ведомым; учится умело ориентироваться в пространстве, находить себе свободное, удобное место.

Чтобы успешно (интересно для детей) провести на своем занятии какое-либо игровое упражнение, воспитателю недостаточно просто прочитать соответствующую цель игры. Ему нужно детально разыгрывать в своем воображении весь процесс выполнения данного задания с реальными воспитанниками, это поможет, верно определить свой индивидуальный темпоритм, необходимый для удачного осуществления ключевых моментов предстоящей работы. Обучение в детском саду становится радостным для дошкольника процессом, если оно то и дело изменяется от «не получается» к «получается». А еще если все эти изменения видны не только взрослому и самому ребенку, но и его сверстникам! Тогда каждый ребёнок, присутствующий на обучающем занятии, видит, что это «нисколечко не страшно». Что они все вместе, и что каждый из них может помочь каждому. И никто заранее не знает, как может быть лучше...

Мы уверены, что такие игры помогут научить детей находить контакт друг с другом, строить диалоги, взаимодействовать, распределять обязанности, решать спорные ситуации.

«Снежная королева»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то, хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

«Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.

«Мост дружбы»

Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.

Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.

«Радио».

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

«Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

«Подарки».

Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: (передающий, называет существительное, принимающий – прилагательное к нему; передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.).

Если принимающий, не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего.

PS. Дети договариваются об условии передачи сами: (глядеть друг другу в глаза; вставать, если согласны с высказыванием принимающего; передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему).

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

Хлопают перед собой в ладоши;

Двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)

Выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами

Выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами

Вариант: Изменять темп и вид движений, вводить речевое сопровождение.

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты: воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие - «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный).

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант: (выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений; изменение темпа выполнения; выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.).

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие убегают – догоняют.

Вариант: Вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

Таким образом, благодаря активизации эмоционального, мыслительного, коммуникативного настроя каждого участника в выполнении игровых заданий и упражнений становится одним из желаемых видов деятельности и дошкольников и их воспитателей вне зависимости от той программы, на которой строится образовательная деятельность в детском саду.

Литература:

  1. Карманная энциклопедия социально-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие/ Под ред. В.М. Букатова. – СПб.: Образовательные проекты; М.: ТЦ Сфера, 2014,. – 128с.
  2. Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

социально-игровые задания и упражнения

данный материал поможет с помощью игр выявить уровень знаний детей 2 младшей группы по ПДД в сентябре....

Социо-игровые задания и упражнения для детей с нарушениями речи

Предлагаю Вашему вниманию некоторые    адаптированные игры-задания для использования учителем-логопедом в коррекционно-образовательном процессе.Такие игры помогают создавать  условия дл...

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

представляю вашему вниманию подборку игр для использования ТРИЗ...

«Социо-игровые задания и упражнения».

: Выявить представления детей в  соответствии с социально-нормативными характеристиками  второй младшей группы  по социально-коммуникативному развитию (безопасность на дороге)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР, ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ...