МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР, ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ
картотека на тему

Кокорина Елена Геннадьевна

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

воспитателя МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58

Игра "Волшебные картинки"

 Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами) .

 Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

 Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра "Теремок"

 Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

 Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

 Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

 Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

 - Тук, тук, кто в теремочке живет?

 - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

 - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

 - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

 Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

Игра "Красная шапочка”

 Цель: развитие творческого воображения.

 Реквизит: бумага и фломастеры.

 Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

 Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой) .

 Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.

 Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета?

 - Чтобы видеть, сколько я съела.

 И так играем до тех пор, пока не будут ободут обоснуем все странности бабушки.

 После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла) .

Игра "Маша-Растеряша"

 Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

 Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

 Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

 Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

 - Ой!

 - Что с тобой?

 - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

 (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?

 Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Игра "Перевирание сказки".

 Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

 Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

 - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

 - Не Желтая, а Красная

 - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

 - Да нет же, не папа, а мама.

 - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

 - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

 И так далее

 «Что – то – часть чего – то»

 Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Игра «Назови часть предмета»

 (со 2 младшей группы)

 Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

 Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет) :

 -ДОМ.

 Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

 - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

 Игра «Паровозик»

 (со 2 младшей группы)

 Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

 Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

 Например, Человек:

 1 карточка – младенец

 2 карточка – дошкольница

 3 – девочка-подросток

 4 – девушка

 5 – женщина

 6 – старушка. («Поезд времени»)

Игра «Что это такое? »

 (со 2 младшей группы)

 Цель: развивать ассоциативное мышление.

 Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

 -Что это такое? Или На что похоже?

 Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

 Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

 Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это? ». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т. д.

Игра «Гирлянда»

 (со 2 младшей группы)

 Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

 Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

 Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

 - Лягушка какая?

 Ребенок отвечает: - Зеленая.

 От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

 - Зеленая кто (что?

 Ребенок отвечает: - Трава.

 - Трава что делает? (растет)

 - Растет что (кто? (ребенок)

 - Ребенок какой? (веселый)

 - Веселый кто бывает? (клоун)

 - Клоун что делает? (смеется)

 И т. д.

 (со средней группы)

 Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

 Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

 - кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д. »

 При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

 - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

 За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Игра «Маленькие человечки»

 (со средней группы)

 Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

 Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

 Человечки твердого тела –

 Человечки жидкого тела –

 Человечки газообразного тела –

 Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

 Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.

 Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

 Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

 Игра «Узнай меня»

 Цель: учить описывать предмет, не называя его.

 Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

 Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

 Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)

 - Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

представляю вашему вниманию подборку игр для использования ТРИЗ...

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Божья коровка»

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности о второй младшей группе с исполь зованием технологии ТРИЗ. Цель занятия: научить рисовать выразительный образ Божьи коровки с испол...

Игры и упражнения с использованием технологии "ТРИЗ" в младшем возрасте

Игры и упражнения с использованием технологии "ТРИЗ" в младшем возрасте...

Статья для педагогов «Использование игровых заданий и упражнений в развитии социально–коммуникативных навыков»

Использование игровых заданий и упражнений в развитии  социально–коммуникативных навыков....

Конспект образовательного мероприятия с детьми 3-4 лет по теме: «Лестница для пожарной машины» с использованием игрового упражнения с элементами технологии ТРИЗ

Конспект образовательного мероприятия разработан для организации образовательной деятельности с детьми 3-4 лет с использованием игрового упражнения с элементами технологии ТРИЗ....