Игры и упражнения с использованием технологии "ТРИЗ" в младшем возрасте
картотека (младшая группа)

Музыченко Светлана Ивановна

Игры и упражнения с использованием технологии "ТРИЗ" в младшем возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Игры и упражнения с использованием технологии

                      ТРИЗ в  младшем возрасте

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем, развития творческого мышления, формирования творческой личности. 

   В ДОУ данную технологию можно применять в работе с детьми как можно раньше, в качестве примера можно использовать подобные игры и упражнения:

Приемы фантазирования: «Что было бы, если?..»

-Если бы вдруг не было часов;

-если бы не растаял весной снег;

-если бы все время шел дождь;

-если бы не было игрушек;

-если бы все время была ночь;

-если бы большие звери стали маленькими, а маленькие большими;

-если бы дети не ходили в школу;

-если бы не было воды;

-если бы люди умели летать;

-если бы рыбы жили на суше?.. и т.д.

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные. (холодное мороженое стало горячим)

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Пример: Слон стал маленьким, как муравей, а зайчик огромным…

-если бы черепаха быстро бегала;

-если бы воздушный шар был тяжелым;        

Кляксография

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

 Игровые упражнения типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание  Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Беседа после просмотра мультфильма «Палочка-выручалочка». Охарактеризовать главного героя, какой он находчивый, смышленый

Моделирование сказок

«Катится колобок по лесу и встречает Красную Шапочку…»

«Выросла репка большая, не смог дед вытянуть репку, к нему на помощь пришел ежик…»

«Дед бил-бил яичко, не разбил, мышка не разбила,  что было дальше?..»

Игра "Красная шапочка"

Цель: развитие творческого воображения.

Материал: бумага и фломастеры.

Ход: напомнить сказку "Красная Шапочка", в частности эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Предложение сыграть эпизод в измененном виде: бабушка, узнав о коварстве волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

Ход игры: Ведущий предлагает детям предмет, в который превратилась бабушка (например: часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка и др.) и просит назвать свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой). Затем ведущий рисует бабушку, связывая ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства (например, бабушка-стакан: вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам - руки и ноги).

Кого-то из девочек ведущий назначает Красной Шапочкой. Она подходит к "бабушке" и спрашивает: - Бабушка, бабушка, почему ты такая (называет одно из свойств, например, прозрачная)?

Остальные дети должны ответить от имени бабушки (например, чтобы видеть, сколько я съела). И так, пока будут обоснованы все странности бабушки.

Потом можно обсудить, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или втянуть руки, ноги, голову в стакан, обвязать его косынкой и спрятаться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения с использование «Блоков Дьенеша»

Игры предназначены для детей средней и старшей группы...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта

Коррекционно-развивающие игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта...

Игры и упражнений с использование этюдной игровой деятельности для детей младшего дошкольного возраста.

Волшебное перо (с 3 лет)Описание. Эта игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.М...

Игры и упражнений с использование игровой деятельности с песком для детей младшего дошкольного возраста.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок           Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не б...

МАСТЕР - КЛАСС « Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с использованием мячей – фитболов»

Цель : формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений и подвижных игр  на мячах - фитболах с детьми старшего дошкольного возраста и пра...

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.

В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...