Главные вкладки

    Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ
    материал на тему

    Россова Маргарита Валериевна

    представляю вашему вниманию подборку игр для использования ТРИЗ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_triz.docx21.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ

    Игра "Волшебные картинки"

    Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами) .

    Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

    Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

    Игра "Теремок"

    Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

    Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

    Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

    Ход игры: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

    - Тук, тук, кто в теремочке живет?

    - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

    - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

    - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

    Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

    Игра "Красная шапочка”

    Цель: развитие творческого воображения.

    Реквизит: бумага и фломастеры.

    Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.

    Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой) .

    Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.

    Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета?

    - Чтобы видеть, сколько я съела.

    И так играем до тех пор, пока не будут ободут обоснуем все странности бабушки.

    После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла) .

    Игра "Маша-Растеряша"

    Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

    Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

    Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

    Ход игры: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

    - Ой!

    - Что с тобой?

    - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

    (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?

    Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

    "Перевирание сказки".

    Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

    Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

    - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

    - Не Желтая, а Красная

    - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

    - Да нет же, не папа, а мама.

    - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

    - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

    И так далее

    «Что – то – часть чего – то»

    Принцип этой игры взят из игровой телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

    Игра «Назови часть предмета»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

    Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет) :

    -ДОМ.

    Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

    - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

    Игра «Паровозик»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

    Например, Человек:

    1 карточка – младенец

    2 карточка – дошкольница

    3 – девочка-подросток

    4 – девушка

    5 – женщина

    6 – старушка. («Поезд времени»)

    Игра «Что это такое? »

    (со 2 младшей группы)

    Цель: развивать ассоциативное мышление.

    Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

    -Что это такое? Или На что похоже?

    Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

    Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

    Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это? ». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т. д.

    Игра «Гирлянда»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

    Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

    Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

    - Лягушка какая?

    Ребенок отвечает: - Зеленая.

    От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

    - Зеленая кто (что?

    Ребенок отвечает: - Трава.

    - Трава что делает? (растет)

    - Растет что (кто? (ребенок)

    - Ребенок какой? (веселый)

    - Веселый кто бывает? (клоун)

    - Клоун что делает? (смеется)

    И т. д.

    (со средней группы)

    Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

    Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

    - кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д. »

    При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

    - Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

    За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

    Игра «Маленькие человечки»

    (со средней группы)

    Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

    Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

    Человечки твердого тела –

    Человечки жидкого тела –

    Человечки газообразного тела –

    Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

    Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.

    Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

    Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

    Игра «Узнай меня»

    Цель: учить описывать предмет, не называя его.

    Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

    Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

    Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)

    - Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

    Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

    Конспект НОД по области «Социально-коммуникативное развитие» (безопасность на дороге) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) с использованием здоровьесберегающей технологии «Подвижные игры» Тема: «Социо-игровые задания и упражнения"

    Конспект НОД по области «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения на дороге) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)  с использованием здоровьесбе...

    Методическое пособие. Дидактическая игра для дошкольников с использованием технологии ТРИЗ

    Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и родителям во внедрении технологии ТРИЗ для развития ребенка-дошкольника.Дошкольное детство – это тот особый возраст, ког...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР, ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ

    Методическая копилка игр, игровых заданий и упражнений для использования технологий ТРИЗ...

    Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

    Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

    Использование технологии ТРИЗ в игровой и образовательной деятельности детей старшей группы.

    В статье рассказывается о Триз технологии. Описываются виды, методы и этапы Триза. А так же выделяются его положительные стороны при использовании в детском саду....