Отчёт по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Отчёт по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 984.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: « Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования . Научно- исследовательские условия Методические условия Организационно- педагогические условия Изучение работ, научных исследований педагогов, психологов, поиск философских обоснований Изучение авторских программ, методических разработок Н.Н. Поддъяков К.А.Тимирязев А.И. Савенков Л.С. Выготский О.В. Дыбина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Е.А Мартынова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет. Обсуждение проблемы в сетевых сообществах Участие в конференциях, семинарах
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников. Основное противоречие Отсутствует система, определяющая использование опытно- экспериментальной деятельности в ДОУ.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Эксперимент (от лат.еxperimentum) - опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким- либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества . Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Н.Н.Поддъяков, обобщив опыт исследований в системе дошкольного образования, пришел к выводу: «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» К.А.Тимирязев отмечал, что «люди научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» Иванова А. И., Дыбина О.В., Николаева С. Н., Рыжова Н. А. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.
Цель и задачи самообразования. Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи : Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворяя детскую любознательность. Активизировать и развивать познавательные способности детей. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам поведения.
Ведущая педагогическая идея Использование опытно- экспериментальной деятельности в работе с детьми служит стимулированием познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования . Этапы работы Подготовительный Основной Заключительный Определение цели и задач работы. Изучение литературы по данной теме. Мониторинг. Разработка комплексно - тематического плана работы. Создание условий для организации работы. Цикл НОД Исследовательская и практическая деятельность детей. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей . Открытое занятие для педагогов ДОУ
Подготовительный этап: Диагностика познавательного интереса детей в процессе опытно- экспериментальной деятельности на начало работы. В мониторинге участвовало 27 человек старшей группы.
Предметно-пространственная развивающая среда
Основной этап: Направления опытно-экспериментальной работы Физические явления (цвет, свойства магнита, свет) Человек (функционирование организма- осязание, обоняние, вкус) Рукотворный мир (материалы и их свойства) Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов) Неживая природа (воздух, вода, почва и др.)
Формы работы Занятия - путешествия Беседы познавательного характера Дидактические игры Работа в уголке природы Рассматривание иллюстраций Экскурсии и целевые прогулки Наблюдения за живыми и неживыми объектами Эксперименты и опыты Проектная деятельность Прослушивание аудиозаписей, просмотр презентаций Решение занимательных задач
Методы работы с детьми Наглядные Словесные Практические Беседы Чтение художественной литературы Использование фольклорных материалов Наблюдения, Рассматривание иллюстраций, Просмотр презентаций об изучаемых явлениях Игры-опыты Игры-эксперименты Дидактические игры сюжетно-ролевые Настольно-печатные игры
«Тонет не тонет» «Цветной взрыв в молоке»
«Поиск воздуха» «Лавовая лампа» «Опыты с водой»
«Волшебный магнит» «Опыты с водой и растительным маслом» «Свойства бумаги»
«Радуга» »
Формы партнерского взаимодействия с родителями Собрание Мастер- класс Анкетирование Консультации Совместная деятельность
Выводы: В процессе опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста повысился уровень познавательного интереса дошкольников. Дети научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе. Знания детей о живой и неживой природе стали более полными, содержательными и конкретными. У детей проявляется ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Многие дети научились проводить простые и усложнённые опыты, исследования объектов природы. В дальнейшем воспитанники смогут продолжить самостоятельно заниматься поисковой деятельностью. Повысились личностные характеристики дошкольников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими.); У детей формируется бережное, гуманное отношение к природе; Дети постепенно овладевают навыками экологически безопасного поведения в природе.
Литература 1.Дыбина О.В. « Ребёнок в мире поиска » - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2.Евдокимова Е. С. « Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада » - Волгоград: Перемена, 2001; 3. Иванова А.А. « Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду » - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 4. Маневцева Л.М. « Мир природы и ребёнок » - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003; 5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. « Экологические проекты в детском саду » - Волгоград: учитель 2011; 6. Прохорова Л.Н. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников » - Москва: Аркти,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)
В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
в индивидуальном плане по самообразованию воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "
Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...

Творческий отчёт " Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность,...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...
