Экологический проект «Цветочный город»
проект (подготовительная группа)

Белоусова Анжелика Владимировна

Проект основывается на общение с природой и красоту цветов,дети учатся наблюдать и ухаживать за цветами.Любить природу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvetochnyy_gorod_aprel_2025.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86

Красносельского района Санкт–Петербурга

Экологический проект

«Цветочный город»

в подготовительной к школе группе

№ 13 «Васильки»

Подготовила и провела воспитатель:

Белоусова Анжелика Владимировна

Санкт-Петербург

2025 г

Экологический проект «Цветочный город»

Тип проекта: Исследовательский, познавательно-творческий, экологический.

Идея проекта: Создание на территории участка детского сада  клумбы.

Участники: Воспитанники подготовительной к школе группы «Звездочки», воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: 1 месяц (23.03.2025-25.04.2025)

Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».

Пояснительная записка

Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду будет разводить цветы.

Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, но и приумножать.

Детский сад - это одно из первых этапов, где ребёнок учится понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Актуальность.

Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».

В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.

Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбы нашего участка.

В ходе реализации данного проекта мы предполагали, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные свойства. Путем исследования мы планировали познакомить детей с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.

Дети должны узнать много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом должно происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.

Проблема: Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для         посадки.
Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.

Цель проекта: Обогащать  и расширять знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями; прививать любовь к труду и природе

Задачи проекта:

  1. углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
  2. учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
  3. формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
  4. закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
  5. воспитывать любовь к прекрасному.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Осваивают нормы поведения в природном окружении и соблюдают их в практической деятельности и в быту.
  3. Проявляется активное отношение к объектам природы (действенная забота, умение оценивать действия других людей по отношению к природе).

Задачи

Деятельность  с детьми

Деятельность  с родителями

Материалы и средства реализации

Сроки и ответственный

Подготовительный этап

Выбор темы.

Планирование.

Исследовать знания детей и их интересов.

Составить план работы.

Подобрать методическую литературу; разработать конспекты занятий, наблюдений; подобрать почву, выбрать растений, варианты оформления цветочных клумб.

Подготовка контейнеров с землей, семена.

Подбор детской художественной литературы вместе с детьми по данной теме.

Отбор картинок и иллюстративного материала.

Выбор настольных игр.

Обсуждение с детьми темы о цветах и клумбах.  

Информирование родителей об акции «Создадим цветочный город».

Специальная литература (список прилагается), интернет-ресурсы, художественная литература, настольные игры, картотека подвижных игр, картотека опытов.

Контейнеры для посадок, семена.

21.03-25.03

Белоусова А.В.

Основной этап -  Реализация проекта

Заинтересовать детей самостоятельным выращиванием цветов.

Подготовить детей к выращиванию цветов.

Устанавливать связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

Развивать познавательный интерес, общую эрудированность.

Замочить семена.

Посеять семена.

Вырастить рассаду.

Высадить рассаду в открытый грунт.

Поливать и ухаживать за растениями.

Адаптировать и систематизировать подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе

Целевые прогулки по территории детского сада; наблюдения за клумбами и цветниками на всей территории детского сада, беседы о цветах; рассматривание фотографий и картинок цветов. Рассматривание карточек с этапами развития растений в календаре природы.

Провести занятие по образовательной деятельности ознакомление с окружающим миром «Фея цветов в гостях у ребят».

Беседы, утренний и вечерний круг: «О чем говорят цветы в вазе – садовые и полевые?», «О чем говорят полевые цветы с бабочками?», «О чем говорят полевые цветы с пчелками?», «Как появился цветок бархатец (история)».

ПИ. МПИ.

Дидактические игры: «Собери цветок», «Рисуем картину», «Назови ласково».                      

Упражнение «Отгадайте»:

«Какие бывают цветы?»

«Охраняемые цветы».Развивающие игры. Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.

Наблюдения.

Опыты, исследовательская деятельность:  «Условия, необходимые для жизни растений», «На какой стороне лучше растут растения?» «Тень и свет», «Где теплее?», «Куда бежит вода?».

В группе детского сада разбить садик на подоконнике. Подписать контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов  бархатцев. Посадка цветов 15.04, первые всходы 21.04.

Наблюдение за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.

Труд: посадка в комнатных условиях, выращивание рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, цветением и сбор семян.

Наблюдения: «За всходами семян»,

«За рассадой бархатцев», «За трудом взрослого», «За цветником», «За цветами при разных погодных условиях»,  « Что цветет на нашем участке», « Какие они – цветущие растения?», «Кто помогает цветам расти?», «Кто прилетает и садится на цветы?»,  «Как одуванчик ложиться спать?», «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»,  «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, детский сад красивыми цветами»

Вести дневник наблюдений.

СЖР: «Садовники», «Цветочный магазин», ИЗОдеятельность и т.д.

Ознакомить родителей с нашими клумбами. Предложить принять участие в реализации проекта.

Попросить родителей принести землю для рассады.

Предложить родителям принести бумагу для зарисовок и раскрасок.

Предложить родителям выучить с детьми поговорки про цветы.

Попросить родителей сделать с детьми бумажные кораблики.

Предложить родителям расспросить детей о их деятельности в группе.

Предложить родителям принести рассаду цветов.

Предложить родителям рассмотреть вместе с детьми клумбы и цветники встречающиеся на вашем пути.

Картотека наблюдений.

Календарь природы.

Иллюстративный материал о цветах.

Книги для чтения и рассматривания.

Карточки с изображением инвентаря для ухода за комнатными растениями

Контейнеры для посадки семян с землей, лейки с водой, палочки для рыхления земли, семена различных цветов, таблички с изображением цветов, аудио запись П.И. Чайковский «Танец цветов».

Иллюстративный материал о цветах.

Раскраски по теме «Цветы», фломастеры, цветные карандаши, краски, бумага для рисования.

Картотека ПИ, МПИ, ДИ. Настольно-печатные игры. Книги, журналы, демонстрационный материал.

Картотека опытов.

Дневники наблюдений.

Комнатные растения и инвентарь за их уходом.

Термометр. Бумажные кораблики, компас.

Пакетированная почва, семена, вода, контейнеры под рассаду.

Ушакова.

Картотека ПИ, МПИ, ДИ,

Книга Веракса.

Атрибуты для СЖР: фартуки, лейки, инструменты для ухода за растениями.

Настольные игры.

Картотека  ДИ, ПИ, ПГ, СЖР.

Пластилин, перышки, бусинки, книги для чтения и рассматривания.

Методическая литература: Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Резиновые штампы, краска гуашь, тонированная бумага.

28.03 – 01.04

Белоусова А.В.

04.04

Белоусова А.В.

По пятницам 01.04, 08.04, 15.04, 22.04

Белоусова А.В.

В процессе НОД на протяжении всего проекта.

Белоусова А.В.

Ежедневно на утренних и вечерних прогулках

Белоусова А.В.

15.04. 22 – 18.04.22

Белоусова А.В.

На протяжении всего проекта.

Белоусова А.В.

Заключительный этап

Подведение итогов, оценка результатов

Организовать уход за клумбами в течение летних месяцев.

Проанализировать выполненную работу.

Создать презентацию-отчёт «Цветики-цветочки у меня в садочке».

Фото - выставка «Как мы выращивали бархатцы»

Выставка рисунков «Любимые цветы»

Опросить родителей о результатах проекта.

Пополнились картотеки ПИ, ПГ, ДИ, СЖР, библиотека.

Белоусова А.В.

Выводы: В результате проведенной работы дошкольники научились бережно относиться к растениям, заботиться о «зеленых друзьях» человека, нести ответственность за него понимают и осознают насколько ценно озеленение участка и почему это необходимо, что благоустройство  территории детского сада приносит радость не только тому, кто её создаёт, но и обычному  прохожему;

Результаты проекта:

Дети постоянно имели возможность наблюдать уход за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений. Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок, сколько времени происходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Приложение№1

Конспект образовательной деятельности «Фея цветов в гостях у ребят»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с понятием «рассада», с последовательностью посадки семян на рассаду с помощью алгоритма действий
  • закрепить представления детей об условиях успешного ухода за комнатными растениями
  • приучать детей отражать наблюдения за ростом и развитием растений с помощью дневника наблюдений
  • продолжать формировать умение трудиться в звеньях;
  • развивать ручные умения обращения с инвентарем.
  • воспитывать у детей желание самим вырастить растение из семян, воспитывать  аккуратность при выполнении работы

Материал:

  • Карточки с изображением инвентаря для ухода за комнатными растениями
  • Контейнеры для посадки семян с землей, лейки с водой, палочки для рыхления земли, семена различных цветов, таблички с изображением цветов, аудио запись П.И. Чайковский «Танец цветов»

Словарная работа: рассада, календула, бархатцы, астры, петуния.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре полукругом на стульчиках. На столе воспитателя стоит комнатное растение "Хлорофитум".

 Воспитатель: Дети, наступила весна! А с наступлением тепла и лучами  солнца просыпается природа. Помните, в сказке «Дюймовочка» девочка оказалась в сказочной стране эльфов, которые жили в цветах. В этой стране и живет Фея цветов. А вам было бы интересно встретиться с феей Цветов?

 Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо.

Воспитатель взмахивает "волшебным" цветком. 

Раз, два, три, Фея цветов приди!

Звучит музыка, появляется Фея цветов.

Ф:-  Здравствуйте, дети!

Ф:- Я слышала, что вы зовете меня, я пришла к вам из страны, где любят и восхищаются цветами, и конечно, умеют за ними ухаживать. А ухаживают за цветами садовники. Но произошла беда. Ветер-ураган унес книгу с правилами, перепутал предметы ухода за растениями. Теперь садовники забыли, не могут разобраться, как вырастить пышные цветущие клумбы. Может, быть, вы сможете нам помочь?

В: - Фея цветов, мы не можем оставить вас в беде. Дети, мы сможем помочь? А как вы поможете?

Возможные ответы детей.
В: -  Фея цветов, ты позволишь нам навести порядок? Видим, что ты собрала в сундучок  потерянные  предметы и правила, которые помогут нашим детям стать грамотными  садовниками, и научат нас понимать желания цветущих растений. Нужно привести все в порядок. А мы тебе с удовольствием поможем.

  • Рыхлить землю, чтобы корни могли дышать, нужно граблями.
  • Поливаем  растения из лейки с ситечком.
  • Опрыскивать листья из пульверизатора.
  • Протирать листья от пыли тряпочкой или очищаем кисточкой.
  • Подкармливаем растения специальными удобрениями.
  • Выкапываем лунки для новых посадок лопатой
  • Убираем засохшие листья
  • Подвязываем растения шнуром, ленточкой к опоре

В: - Вот, Фея цветов, теперь все по порядку. Если знаешь все эти простые правила, можно вырастить красивые и здоровые  растения дома.

Ф: - Дети, а у вас дома и в детском саду какие растения украшают комнаты? Ваши растения выглядят здоровыми или грустными? И как вы ухаживаете за растениями? 

Воспитатель выкладывает карточки. Дети выбирают карточку с изображением инвентаря по уходу за комнатными растениями и рассказывают, как надо правильно ухаживать за ними.

 Ф:- Спасибо, вам ребята! Я все запомнила! И теперь у меня дома будут красивые комнатные растения на моем окошке. Скажите, а знаете ли вы, как сажают и ухаживают за растениями на клумбе и на  цветнике?

В: - Фея, мы можем тебе это показать. Правда, дети? Сейчас мы встанем спокойно и приготовимся стать умелыми садовниками. Физкультминутка. Дети изображают садовников, показывают, как они копают землю, сажают цветы, поливают их.

Физкультминутка «Клумба»

Клумба посреди двора выросла вчера.
Там сажает детвора цветики с утра.
Мы лопаты взяли, землю мы вскопали,
Семена зарыли, их водой полили.

И ромашка, и вьюнок, вырастай скорей цветок.
Наши яркие цветки открывают лепестки,
Ветерок чуть дышит - лепестки колышет.
Наши яркие цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

Молодцы, ребята! Здорово у Вас получается сажать цветы. А вы знаете, что цветы на клумбу можно сажать не только семенами, но и рассадой. А для этого их можно вырастить дома из семян.

В:- Дети, как вы считаете, на какое слово похоже слово рассада?

 Возможные ответы детей

Д:- Думаю, рассада похоже на рассаживать.

Д: -Похоже нас слово сад.

Д: - А мы сажаем в саду маленькими молодыми растениями.

В:- Верно. Мы вырастим молодые растения и будем их рассаживать таким образом, чтобы получилась красивая клумба, и цвела бы она с весны все лето до осени.

И  ты знаешь, Фея, как раз сегодня мы и собирались этому научиться. Дети, а вы хотите посадить семена  садовых цветов на рассаду?

Возможные ответы детей.

Д:- Да, пусть наша клумба на участке будет яркой, веселой.

Д:- Да, нужно приготовиться к весенним посадкам.

В: - Мы  будем за рассадой ухаживать, наблюдать, и у нас в группе вырастут красивые  здоровые молодые растения. А весной в мае месяце мы высадим их на клумбы, и они украсят наш участок.

Ф: - Дети, вижу, что у вас есть желание трудиться, и я вам приготовила сюрприз. Подходите поближе  и посмотрим, что я хочу вам показать.

На столе лежат предметы:

Контейнеры для посадки с землей, семена разных цветов, лейки, палочки для рыхления земли, таблички с изображениями цветов.

Ф:-  У меня есть семена разных цветов: календула, бархатцы, астры, петуния. У каждого растения есть свой период цветения. Например, календула зацветает раньше всех, продолжит цветение на клумбе петуния, а до самой осени радуют глаз бархатцы и астры.

Прежде, чем мы будем сажать семена, я расскажу и покажу, как нужно это делать. Каждое действие обозначим карточкой, нужно поставить карточки в ряд, чтобы запомнить последовательность действий.

Итак, в контейнере для посадки семян палочкой порыхлим землю. Какую карточку нужно поставить? Верно, карточка с палочкой. Миша внимательно наблюдает. Пусть он поможет.  

Ф:- Дети, как вы считаете, для чего землю мы делаем рыхлой, воздушной?

Возможные ответы детей

Д:- Растения дышат и листочками и корешками.

Д: - Через рыхлую землю легче пройдет вода к корням во время полива.

Д:- Если уплотнить землю вокруг корней, растение может погибнуть.

Ф: - Верно. Потом  польем ее из лейки тонкой струйкой. Подождем, пока вода впитается. С каким знаком нужна карточка? Алиса любит поливать цветы дома? Поможешь нам?

Дети, а для чего мы смачиваем почву?

Возможные ответы детей

Д:- Растение живое, а все живое на Земле не сможет жить.

Д: - Если растение не поливать, оно засохнет.

Ф: - Ну вот, вода впиталась, и теперь палочкой делаем  лунки  для посадки семян. Вот так. Знаю, что Василиса любит помогать бабушке на огороде.  Ты сможешь поставить карточку?

Ф:- Спасибо! Теперь в каждый контейнер посадим семена одного вида. Посмотрите на  табличку и запомните свои семена и растение! Положим  по 1-2 семя в каждую лунку.  Что будет нарисовано на следующей карточке? Вижу, что знает… Правильно выбрал. Молодец!

Теперь  присыпаем землей. Для чего мы это делаем?

Возможные ответы детей

Д:- Растению молодому нужно крепче держаться в земле.

Д: - Семя на воздухе может высохнуть и не прорасти.

 Ф:- А карточку поставит Саша.

В:- Спасибо, Фея цветов! Знаешь, наши дети умеют трудиться в звеньях. Так получается быстрее  и качественно. А кто  в каких звеньях окажется, решит цветовой жребий. Желтый кружок – календула, оранжевый – бархатцы, астра – красный, и розовый – петуния

Воспитатель предлагает детям разделиться на звенья.

В: - Семена каких цветов будет высаживать Дима П.? А ты, Тимофей? А какие семена у Арсения?

Теперь можно приступать к работе.

В: - Молодцы, ребята! Сегодня вы научились сажать рассаду из семян. Давайте посмотрим, семена каких цветов мы посадили. 

Дети перечисляют названия цветов.

Ф:-  Ребята, будет лучше, если посаженные семена  сегодня окажутся в парнике, ведь всходы любят теплый и влажный воздух. Вам интересно узнать, как его сделать?

Возможные ответы детей

Ф:- У нас для этого есть большие пакеты под мусор, которые просто одеваются на  контейнер. Воздух в парнике теплее, чем в комнате. Вот так. А как вы считаете, куда нужно поставить контейнеры с будущей рассадой? Почему?

Возможные ответы детей.

Д:- Конечно на подоконник, там пригревает солнышко.

Д: - Я согласен, растения нуждаются в свете и тепле.

Ф:- Желаю вам вырастить крепкую рассаду. А чтобы и на следующий год у вас все получилось, оставляю вам  дорожку и карточки действий  по выращиванию растения из семян.

Пришло время, и мне нужно отправляться в свою волшебную страну цветов. А когда наступит месяц май, я снова приду к вам, чтобы вместе высадить рассаду в клумбы. До свидания!

Фея улетает

В:- Ребята, мы с вами хорошо потрудились. Кто из наших мальчиков поможет поставить контейнеры на подоконник? Молодцы!

А еще, дети, чтобы проследить за нашими успехами, ростом растений, уходом, в нашем уголке природы, у нас есть помощник – дневник наблюдений. Наши зарисовки и заметки порадуют Фею. И может быть тогда, она пригласит нас в свою волшебную страну цветов. Согласны?

Дети, а как вы считаете, можно ли дома тоже иметь дневник наблюдений за вашими любимыми цветами? Чем он может помочь?

Возможные ответы детей

В: - Умницы! Вижу, что все у нас в порядке. Многим из вас удалось понять желания растений, поухаживать за растениями. Мы поработали чисто, аккуратно, слаженно. Сделали большое дело – приступили к выращиванию  рассады  для цветника на нашем участке. Молодцы!

В: - Подарок Фея оставила для нас схему выращивания растения из семени. Будет интересно, все ли дети смогут правильно выложить карточки. Для этого у нас будет время вечером, после сна. Обязательно поиграем с детьми, которые не успели Фее помочь на занятии. Договорились?

 А еще мне хочется узнать, понравилось ли вам сегодня трудиться, думать, помогать Фее. Об этом узнаем с помощью нашей цветочной полянки настроения. Если  все понравилось, вы готовы вырастить рассаду, ухаживать за ней, выкладываем  золотой цветочек. Если  вам было неинтересно, и вы не желаете видеть растения дома и на клумбах, выкладываем коричневый цветок.

Спасибо за ваш выбор. Хочу пожелать радостного дня!

Приложение №2

Картотека опытов:  «Условия, необходимые для жизни растений»

 «Солнце и растение» №1

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»

2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

«Вода и растение» №2

Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.

Опыт: «Растения «пьют» воду»

Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.

«Земля и растение» №3

Цель: выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.

Опыт: « Влияние состава почвы на рост растений»

Набрали для опыта в ведерках песок, глину, почву чернозем. Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка в песок, в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем песок сразу весь намок хорошо пропускает воду ,глина почти не пропускает воду , а чернозем пропускает воду хуже, чем песок, но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.

Опыт № 4«С водой и без воды»

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Опыт № 5 «Что потом?»

Цель: систематизировать знания о циклах развития растений.

Опыт № 6 «Может ли растение дышать?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании: понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Опыт № 7 «В погоне за светом»

Цель: дать знания детям о зависимости растений от света.

Опыт № 8 «Почему цветы осенью вянут?»

Цель: установить зависимость роста растений от температуры.

Опыт № 9 «Где лучше расти?»

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Приложение№3 

Дидактические игры для детей
1. «Условия, необходимые для жизни растений» Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». 

Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину. 
3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений. Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут. Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
4. Дидактическая игра: «Собери букет». 

Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.


5. Дидактическая игра: «Назови ласково». 

Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например: Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты. 

История бархатца.

Как появился цветок бархатец – история:

Бархатцы принадлежат семейству астровые (Asteraceae). Родина растения – Южная Америка, где произрастает большинство видов.

 Название бархатцев связывают со старинной украинской  легендой о мастерах-сапожниках, которые шили очень нарядные, праздничные женские сапожки, имевшие ярко-красные голенища и черные головки, называли их «чорнобривцями». Похожесть окраски лепестков на такие сапожки и дало название этим цветам.

Приложение №  4                                                                                                            

Загадки для детей.

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

Под сугробом он растет,        

Снеговую воду пьет.

                (Подснежник)

Он мачеха, и мать,

Как цветочек, этот звать

                (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок

Сладкий медок.

И в названье мед таиться

Узнаете?

(Медуница)

Белый цветок,

Кислый цветок

В суп пригодиться,

Зовут его…?        (Кислица)

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет!

(Одуванчик)

На каком цветке гадают

Лепесточки обрывают?

                        (На ромашке)

Вдоль дороге у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…

                (Василек)

Зеленый плот

По реке плывет,

На плоту – красавица.

Солнцу улыбается.

                (Кувшинка)

Из желтой точки        

Выросли листочки,

Белеют по кругу,        

Касаясь друг друга.

Такой цветочек

Мне нравиться очень!

                (Ромашка)

Жаркий ветер дунул круто,

Что за шарик он растряс?

Вся семья на парашютах

Пролетела мимо нас.

(Одуванчик)

Над шипами острыми        

Гроздь бутона пестрая,        

Дарят нежный аромат,        

Украшая летний сад.        

Мне бы их обнять немножко,        

Но уколются ладошки.        

(Роза)        

Балерина вышла:

Юбочка пышна,

Сборки да оборки,

Складки да подкладки.

А имя у артистки –

Небесной прописки.     (Астра)

Куст – оконный и балконный;

Лист пушистый и душистый,        

А цветы в окошке –

Словно шапка в огне.

                (Герань)

В саду есть петушок –

Лиловый гребешок,

А хвостик – боевой.

Сабелькой кривой.

                (Ирис)

Приложение №5

Наблюдения:

Наблюдения за всходами семян

Цель: продолжать формировать представление об основных жизненных функциях и циклах растений как живых организмах: растут, питаются.

Наблюдение за рассадой бархатцев.

Цель: выявить с детьми возможность дальнейшего развития либо гибели растения.

Наблюдение за трудом взрослого

Цель: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в подготовке земли к посадке цветов.

 Наблюдения за цветником

Цель: уточнять названия цветов с целью определения их строения; побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по форме, высоте, окраске листьев)

Наблюдения за цветами при разных погодных условиях

Цель: формировать представление об изменениях в росте и развитии растений, связанных с погодными условиями, воспитывать интерес к наблюдениям за цветами.

Наблюдение  « Что цветет на нашем участке»

Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.

Наблюдение  « Какие они – цветущие растения?» 

Осмотр растений с целью определить их строение ( найти стебель, листья, цветки, корни ). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.

Наблюдение  «Кто помогает цветам расти?» 

Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают»: солнце, дождь, земля и люди.

Наблюдение  «Кто прилетает и садится на цветы?» Развивать умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов, что на них садятся насекомые.

Наблюдение  «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»

Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.

Наблюдение  «Как одуванчик ложиться спать?» 

Обратить внимание на интересное явление - цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Воспитатель рассматривает с детьми на прогулке многочисленные одуванчики на газоне, отмечает, как красивы их желтые головки в зеленой траве. Обращает внимание детей на то, что крупные, выпуклые цветки раскрыты навстречу солнцу

 Наблюдение «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»

Воспитатель в соответствующую погоду дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с ними то, что они увидели.

 Наблюдение  «Соберем семена садовых цветов» 

Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.

 Наблюдение «Украсим группу, детский сад красивыми цветами» 

Дети любуются цветами: красотой астр, настурций, бархатцев, яркостью ноготков. Называют, что красиво каждое растение. Срезают цветы для украшения группы, раздевалки, для подарков малышам, заведующей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Антонов, Ю.Е., Как научить детей любить Родину/ Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова, И.А.Щербаков. – М.: АРКТИ, 2003.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург
3. «Детство - Пресс» 2003.
4. Елкина, Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В.Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
5. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2008.
6. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2005.
7. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.

8. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М., 2009.

9. Логинова В.И. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт - Петербург «Детство – Пресс» 2003.
10. Михайлова, М.А., Поём, играем, танцуем дома и в саду/ М.А.Михайлова,.
11 Новицкая, М.Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.. Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова, И.А. Щербаков. – М.: Айрис- Пресс, 2003.

12. Проектная деятельность по экологическому образованию в дошкольном учреждении (опыт работы дошкольных учреждений Альшеевского района РБ)., Уфа. 2009.

13. Тубельская, Г.Н,. Праздники в детском саду и школе/ Г.Н.Тульбеская. – М.: Линка- Пресс, 2001.
14 Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.
15.Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Цветочный калейдоскоп» для детей 4-5 лет.

расширить представление детей об окружающем мире цветов, развивать умение воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задуматься над взаимоот...

Экологический проект "Цветочный калейдоскоп" презентация

Углублять знания детей о цветах и их разнообразии. Формировать бережное отношение к цветам....

Экологический проект "Цветочная фантазия"

Детский сад - это одно из первых звеньев, где ребенок учится понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства. Экологический проект "Цветочная фантазия" поможет приобрести каждым участник...

Экологический проект "Цветочный калейдоскоп"

Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».Проблема: «Зачем цветы на Земле?»Цель: развитие экологического и эстетического воспитания детей.Задачи проекта:• Углублять знания детей о цветах и их р...

Экологический проект "Цветочный калейдоскоп"

Проект о многообразии цветов в природе....

Экологический проект «Цветочный калейдоскоп»

ТемаЗнакомство детей подготовительной группы с весенними цветами посредством проекта «Цветочный калейдоскоп». Выращивание цветочной рассады для клумбы....

Экологический проект «Цветочная планета»

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цве...