Методические рекомендации для воспитателей по работе с семьей «Моя семья и её история»
методическая разработка
Семья является первичным институтом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности ребёнка. Именно в семье закладываются основы социального поведения, ценностных ориентаций и эмоционального интеллекта. Введение детей в мир социальной действительности через тему «Моя семья» способствует осознанию ими своей принадлежности к семейной системе, пониманию ролей и взаимоотношений внутри неё.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей по работе с семьей
«Моя семья и её история»
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 41 «Золотой ключик» города Георгиевска»
Семья является первичным институтом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности ребёнка. Именно в семье закладываются основы социального поведения, ценностных ориентаций и эмоционального интеллекта. Введение детей в мир социальной действительности через тему «Моя семья» способствует осознанию ими своей принадлежности к семейной системе, пониманию ролей и взаимоотношений внутри неё.
На своём опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и эмоциональной привязанностью. В педагогике и психологии выделяются следующие функции семьи:
Воспитательная – передача норм, ценностей и моделей поведения.
Эмоциональная – обеспечение чувства защищённости и поддержки.
Хозяйственно-бытовая – организация совместного проживания.
Социализирующая – подготовка ребёнка к жизни в обществе.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста важно понимать, что семья – это опора, место, где их любят и принимают.
1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия семьи детьми Восприятие семьи ребёнком зависит от возраста:
3–4 года – семья ассоциируется с родителями, домом, повседневными ритуалами.
5–6 лет – появляется осознание родственных связей (бабушки, дедушки, дяди, тёти).
7–8 лет – формируется понимание социальных ролей (мама работает, папа заботится).
Методика работы должна учитывать возрастные особенности, используя наглядные, игровые и словесные методы.
Такая форма работы очень помогла. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь детям были разработаны вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.
Что ты можешь рассказать о себе?
Кто входит в твою семью?
Что ты знаешь о своём брате, сестре?
Назови имена своих родственников?
Какие праздники проводятся в твоей семье?
В результате, ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Дети с удовольствием рассказывали о жизни семьи и внимательно слушали аналогичные рассказы товарищей. Историю каждой семьи можно оформить в виде самодельных книжек, блокнотов, которые в будущем могут стать семейными реликвиями.
Необходимо разработать также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Цель которых - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.
«Наш семейный альбом»
Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.
«Дом и комнаты родителей»
Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.
«Семейные реликвии»
Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, медалях и орденах родственников, старых открытках, значках, марках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную вещь - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.
«История нашего рода»
Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.
«История нашей семьи»
Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, рассказать где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.
«Интересные истории из жизни»
Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.
Под руководством взрослых дети могут собрать фотографии своих близких, внимательно слушать и запоминать воспоминания мам и пап, даже составить генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми необходимо проводить семейные праздники. Во время таких праздников можно изготавливать совместные работы родителей и детей.
Тема «Моя семья» имеет фундаментальное значение в социально-нравственном воспитании детей. Через игровые, наглядные и практические методы ребёнок учится осознавать свою роль в семье, ценить близких и понимать важность семейных отношений.
Предложенные методические подходы позволяют интегрировать тему в образовательный процесс эффективно и доступно. Систематическая работа по данной теме способствует формированию у детей положительного образа семьи, что является основой их дальнейшей успешной социализации.
Таким образом, изучение темы «Моя семья» – это не только передача знаний, но и воспитание чувств, что делает её одной из ключевых в дошкольном образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей "Формы работы детского сада с родителями"
В данном материале представлена информация о различных формах работы детского сада с семьей...

методические рекомендации для воспитателей "Система работы по валеологическому сопровождению ребёнка в детском саду"
Данная система работы разработана для воспитателей ДОУ и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста. Она включает:теоретический аспект;работу по формированию валеологической к...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»
Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»
Методические рекомендации для воспитателей «Формы работы с родителями в условиях детского сада»...
Методические рекомендации для воспитателей по работе с дневником
Для работы с дневником понадобится цветные карандаши ,фломастеры ,клей, фотографии, которые дети приносят из дома ,шаблоны или трафареты для рисунков по темам .Дневник содержит заметки из жизни ребенк...
Методическая рекомендация для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Рекомендации от дефектолога для воспитателей детских садов по работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП...

Методические рекомендации для воспитателей по работе в технике "ниткография"
Данные рекомендации помогут организовать работу с детьми в новой технике "ниткография". Эту технику можно использовать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, она даёт прекр...
