Консультация для педагогов «Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»
консультация

Голованова Светлана Степановна

Сегодня, мы остановимся более подробно на одном из важных направлений патриотического воспитания дошкольников – на изучение

 

государственных                                       символов                                        РФ. Детские сады должны организовать изучение государственных символов

России. Спланировать надо эту работу в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и включение мероприятий по ознакомлению    с    госсимволами    в    воспитательно-образовательный процесс (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-dlya-pedagogov-po-rabote-s-simvolami.docx77.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному поселку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости, это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.

Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

Патриотическое воспитание в образовательных организациях – одна из важнейших задач, которую сегодня перед нами ставит государство. Достаточно посмотреть на обновленный пакет нормативных документов, посвященных патриотическому воспитанию         детей        и молодежи.

На что следует обратить внимание при организации работы по патриотическому воспитанию? Это возрастные особенности детей и адаптация патриотического содержания воспитания для них. Это принципиальный момент! Только учет возрастных особенностей обеспечит качество работы по патриотическому воспитанию в детском саду. От возрастных особенностей и возможностей детей зависит отбор содержания, форм и методов патриотического воспитания дошкольников, предметно- пространственные условия и характер взаимодействия с родителями.

Сегодня, мы остановимся более подробно на одном из важных направлений патриотического воспитания дошкольников – на изучение

государственных        символов        РФ. Детские сады должны организовать изучение государственных символов

России. Спланировать надо эту работу в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и включение мероприятий по ознакомлению    с    госсимволами    в    воспитательно-образовательный процесс (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Как        выстроить        работу,        чтобы        познакомить        дошкольников        с госсимволами?

  • Учитывать возрастные особенности и возможности детей;
  • адаптировать рекомендованное содержание;
  • разрабатывать и внедрять адекватные формы детской деятельности;
  • постепенно расширять содержание тематических блоков в зависимости от возраста
  • Разрабатывать игровые оболочки для недоступного по возрасту детям содержания патриотического воспитания, привлекать широкий спектр художественных средств;
  • вовлекать в работу родителей и социальных партнеров;
  • стремиться к событийности и общности детей и взрослых.

Как работать с детьми

Чтобы познакомить детей с государственными символами, выберите формы и методы работы. Также спланируйте образовательную деятельность.

Формы и методы работы

В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн страны, смысл этих понятий, значимость. Поэтому педагоги должны отбирать понятные детям методы, приемы и средства. В таблице смотрите, с помощью каких методов и средств рекомендует выстраивать работу Минпросвещения.

Таблица 1. Методы, приемы и средства, чтобы познакомить дошкольников с государственными символами

Метод

Приемы и средства

Словесный

Беседа,        рассказ,        объяснение,        чтение        литературных произведений

Наглядный

Иллюстрации,        показ        слайдов        или        видео,        схемы, патриотический уголок или стенд

Практический

Моделирование, рисование, лепка, аппликация

Объяснительно- иллюстративный

Демонстрация,        наблюдение,        объяснение,        экскурсия, беседа,        просмотр        и        обсуждение        диафильмов        и

Метод

Приемы и средства

видеофильмов,        создание        тематических        альбомов        и стендов, проектов

В образовательно-воспитательном процессе сочетайте игровую и продуктивную деятельность. Получать знания лучше в процессе игровой деятельности, а закреплять – в продуктивной деятельности: рисунке, поделках.

Образовательная деятельность

Проводите тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Подробнее смотрите в таблице.

Таблица 2.

Образовательная область

Формы работы

Что        должен        усвоить воспитанник

Познавательное развитие

  • Игровая деятельность;
  • театрализованная деятельность;
  • чтение        стихов        о Родине, флаге и т. д.

Получить        информацию        об окружающем                мире,        малой родине,                                        Отечестве, социокультурных                        ценностях нашего народа, отечественных традициях                и                праздниках, госсимволах, олицетворяющих Родину

Социально-

коммуникативное развитие

  • Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные;
  • сформировать        чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых

Речевое развитие

  • Познакомиться с книжной культурой,        детской литературой;
  • расширить представления о госсимволах страны и ее истории

Физическое развитие

Спортивные

Научиться        использовать

Образовательная область

Формы работы

Что        должен        усвоить воспитанник

мероприятия

госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно

Художественно- эстетическое развитие

Творческие        формы:

рисование,        лепка, художественное слово, конструирование

Научиться                ассоциативно связывать госсимволы с важными        историческими событиями страны

При подготовке к ООД по ознакомлению с государственной символикой уделяйте особое внимание подбору и использованию наглядного и дидактического материала. Педагог сам должен понимать значимость государственной символики, не допускать, чтобы дети без должного уважения относились к символам, хватали картинки грязными руками, мяли, бросали.

Педагогу лично следует придерживаться определенных правил при использовании наглядности, составлении дидактических игр с государственной символикой. Например, нельзя разрезать государственные символы на кусочки, нарушающие целостность изображения.

Знакомство с государственными символами нельзя проводить во всех

группах одинаково. Это должна быть комплексная работа всего коллектива детского сада. Содержание материала по этой теме должно расширяться по мере того, как дети растут и переходят из младшей группы в старшую. Поэтому и планирование работы должно быть комплексным и единым для педагогов. Пример плана работы смотрите ниже.

Задачи

Занятия, игры, досуги

Экскурсии, прогулки, целевые посещения

Младшая группа

Познакомить        с

Занятие по аппликации «Флажок».

Наблюдение        на

Задачи

Занятия, игры, досуги

Экскурсии, прогулки, целевые посещения

Государственным флагом РФ

В ходе занятия дети наклеивают синие и красные полоски на готовые бумажные флажки белого цвета

прогулке        в

предпраздничный день        вывешенных на зданиях флагов

Средняя группа

  1. Закрепить представление

о российском флаге, познакомить        с государственным гербом.

  1. Сформировать эстетическое отношение к гербу и флагу России

Комплексное занятие «Пресветлое Солнце».

Первая        часть                посвящена ознакомлению с русским народным искусством: костюмом, вышивкой, росписями, глин. игрушкой, песнями и сказками. Детям рассказать о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в русской национальной одежде и на полотнище                        государственного флага. Объясняется образ двуглавого орла как солнечной колесницы или самого солнца. Показать                тесную                связь госсимволики с фольклором и народным                                декоративно- прикладным искусством, а также создать у детей праздничное настроение.

Во второй части занятия выполнить рисунок,        аппликацию, коллективную работу «Солнышко»

Наблюдения в ходе прогулок        и

экскурсий, на каких зданиях        можно увидеть герб и флаг России.

В повседневной жизни        следует обращать внимание детей на то, что герб можно увидеть на монетах, флаг – на автомобилях

Старшая и подготовительная группы

  1. Познакомить        с историей

возникновения        и символами

государственного герба        и        флага России.

  1. Сформировать
  1. «Двуглавый орел и всадник». Занятие-исследование        по ознакомлению с окружающим миром, на котором дети узнают, зачем нужен герб.
  2. «Белый, синий, красный». Занятие, на котором дети знакомятся с историей российского

Экскурсия        в краеведческий музей        (городской, районный, школьный).

Во время экскурсии следует обратить внимание детей на различные виды

Задачи

Занятия, игры, досуги

Экскурсии, прогулки, целевые посещения

представления        о видах        флагов (государственный, военно-морской,

Знамя        Победы, президентский

штандарт) и гербов (государственный, герб        Москвы,

родного        города,

района)        и        их назначении

флага.

3. «Флаги России». Занятие по конструированию, в ходе которого дети по выбору выполняют модель государственного флага, военно- морского – Андреевского или Знамени Победы

гербов и эмблем, на старинные        и исторические

знамена,

государственные        и военные флаги

РППС

Включите государственные символы в РППС детского сада. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в холле д/с или на специально отведенных информационных стендах. Законом не предусмотрено строгих требований на этот счет. Минпросвещения дало общие рекомендации о том, что помещение должно быть достаточно освещено, а также соответствовать санитарным нормам. Флаг и герб размещают на такой высоте, чтобы и родители, и воспитанники могли разглядеть изображение. Мебель, цветы, шторы и другие предметы не должны закрывать обзор. Расстояние от зрителя до госсимвола должно составлять как минимум 1 метр. Самый удачный вариант размещения - на специально выделенном стенде. Желательно, чтобы он отдельно подсвечивался. В помещении, где будет вывешиваться или подниматься флаг, важно создать торжественную обстановку.

Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес.

Оформления стенда – разместить материалы по патриотическому воспитанию и включить государственные символы в тематический блок «Государство». Содержание других блоков зависит от возраста детей и ООП ДО. Пособия о семье, культуре, родном крае должны меняться и дополняться, чтобы постоянно вызывать интерес у детей. Символика государства остается неизменной. Вариант оформления стенда смотрите ниже.

Уголок (стенд) по патриотическому воспитанию с материалами о госсимволах

https://vip.1metodist.ru/system/content/image/240/1/-34744731/

Подготовьте информационную базу по направлениям, чтобы разместить в кармашках стенда. Что должно содержаться в каждом блоке в каждой возрастной группе, смотрите в таблице 4.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Тематический блок «Государство»

Символика государства: изображение герба,        флага, портрет

президента

Символика сохраняется: флаг, герб. Флаг может быть представлен как иллюстрация,        как трехцветное полотно или в виде сувенирного флажка

К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы        с        иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.

Выделяются новые подразделы:

  • «Россия – мировая держава». Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах;
  • «На страже Отечества». Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времен до наших дней, используются дидактические        игры        с патриотической тематикой

Тематический блок «Малая родина»

Фотографии, открытки,

Добавляется иллюстрированный

Добавляется        отдельные        рубрики:

«Город        во        время        Великой

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

сувениры, фотоальбомы, папки, объемные

макеты края, города, района, своего детского сада

материал о населенном пункте:

достопримечательности, история возникновения, известные земляки

Отечественной войны»,        «Наука и образование        в        нашем                городе»,

«Спортивные        достижения»,        карта города

Тематический блок «Родной край»

Иллюстрации красоты и природного богатства родного края

Добавляются флаг, герб и карта области, края, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий

Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в масштабах страны

Тематический блок «Семейные традиции»

Семья: фотографии,

картинки семьи, родителей, передающие        их любовь и заботу к        детям,

взаимное

уважение        и поддержку.

Мой        дом: изображение различных

зданий, отличающихся внешнему        виду и        назначению. Поведение: иллюстрации        и папки,

рассказывающие о        правилах поведения в различных

Добавляется

информация        о семейных праздниках и традициях

Добавляются семейные альбомы, изготовленные        детьми        и родителями                поделки:

«Генеалогическое древо моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы»

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

ситуациях

Тематический блок «Народная культура»

Атрибуты народного творчества: матрешки, свистульки, примеры

национальной одежды, традиционные игрушки России

Добавляется иллюстрированный

материал о жизни русской                деревни: изображение или макет избы,        праздники, обряды

Выделяются                тематические направления,        представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:

  • уклад жизни на Руси;
  • традиции        национального костюма;
  • народный календарь;
  • русская игрушка;
  • народные праздники

Тематический блок «Художественная литература»

Народные

сказки,        песни, пословицы,

стихи о родном крае, стране

Народные                сказки, песни,        пословицы, стихи о родном крае, стране

Добавляются рассказы для детей о героических        поступках        в современное время и во время войны.

Добавляется        новый        раздел:

«Православие».

Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях

Если решили разместить Государственный флаг и герб России вместе с другими флагами и гербами – муниципалитета, региона, образовательной организации – учтите три правила. Смотрите их в таблице.

Таблица 5. Правила размещения государственных символов России среди других флагов и гербов

ПРАВИЛО

ПОЯСНЕНИЕ

1. Очередност ь

Если хотите разместить два флага, располагайте флаг России с левой стороны. Для гербов действует такое же правило.

Если одновременно разместили нечетное количество флагов

или гербов, флаг и герб России должен быть в центре, а при размещении четного числа – левее центра.

2. Размер

Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. Эти параметры соблюдать обязательно.

Размер других флагов не может превышать размер флага

России

Размер других гербов не может превышать размеры герба России

3. Высота

Флаг России должен быть поднят выше других флагов или быть на одном уровне.

Также нельзя вешать региональный и муниципальный гербы выше государственного.

С левой стороны, если флага два

https://cdn3.static1-sima-land.com/items/3006906/0/700-nw.jpg?v=1526392412 

По центру, если флагов нечётное количество

Левее        центра,        если флагов чётное количество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»Еще В. А. Сухомлинский сказал, что «…забота о здоровье – это важнейший...

Консультация для педагогов. Инновационные подходы в работе с дошкольниками.

Понятие «инновация» в переводе с  латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и  означало введение...

Консультация для педагогов «Кейс – технологии в работе с дошкольниками»

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:· умение дошкольников принять на себя роль;· ум...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками»

Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике....

Консультация для педагогов «ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками"

Консультация для педагогов «ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками»...

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Консультация для педагогов «Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности...