Консультация для педагогов «Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»
консультация
Сегодня, мы остановимся более подробно на одном из важных направлений патриотического воспитания дошкольников – на изучение
государственных символов РФ. Детские сады должны организовать изучение государственных символов
России. Спланировать надо эту работу в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и включение мероприятий по ознакомлению с госсимволами в воспитательно-образовательный процесс (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному поселку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости, это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Патриотическое воспитание в образовательных организациях – одна из важнейших задач, которую сегодня перед нами ставит государство. Достаточно посмотреть на обновленный пакет нормативных документов, посвященных патриотическому воспитанию детей и молодежи.
На что следует обратить внимание при организации работы по патриотическому воспитанию? Это возрастные особенности детей и адаптация патриотического содержания воспитания для них. Это принципиальный момент! Только учет возрастных особенностей обеспечит качество работы по патриотическому воспитанию в детском саду. От возрастных особенностей и возможностей детей зависит отбор содержания, форм и методов патриотического воспитания дошкольников, предметно- пространственные условия и характер взаимодействия с родителями.
Сегодня, мы остановимся более подробно на одном из важных направлений патриотического воспитания дошкольников – на изучение
государственных символов РФ. Детские сады должны организовать изучение государственных символов
России. Спланировать надо эту работу в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и включение мероприятий по ознакомлению с госсимволами в воспитательно-образовательный процесс (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Как выстроить работу, чтобы познакомить дошкольников с госсимволами?
- Учитывать возрастные особенности и возможности детей;
- адаптировать рекомендованное содержание;
- разрабатывать и внедрять адекватные формы детской деятельности;
- постепенно расширять содержание тематических блоков в зависимости от возраста
- Разрабатывать игровые оболочки для недоступного по возрасту детям содержания патриотического воспитания, привлекать широкий спектр художественных средств;
- вовлекать в работу родителей и социальных партнеров;
- стремиться к событийности и общности детей и взрослых.
Как работать с детьми
Чтобы познакомить детей с государственными символами, выберите формы и методы работы. Также спланируйте образовательную деятельность.
Формы и методы работы
В силу возрастных особенностей детям тяжело представить герб, флаг и гимн страны, смысл этих понятий, значимость. Поэтому педагоги должны отбирать понятные детям методы, приемы и средства. В таблице смотрите, с помощью каких методов и средств рекомендует выстраивать работу Минпросвещения.
Таблица 1. Методы, приемы и средства, чтобы познакомить дошкольников с государственными символами
Метод | Приемы и средства |
Словесный | Беседа, рассказ, объяснение, чтение литературных произведений |
Наглядный | Иллюстрации, показ слайдов или видео, схемы, патриотический уголок или стенд |
Практический | Моделирование, рисование, лепка, аппликация |
Объяснительно- иллюстративный | Демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и |
Метод | Приемы и средства |
видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов, проектов |
В образовательно-воспитательном процессе сочетайте игровую и продуктивную деятельность. Получать знания лучше в процессе игровой деятельности, а закреплять – в продуктивной деятельности: рисунке, поделках.
Образовательная деятельность
Проводите тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Подробнее смотрите в таблице.
Таблица 2.
Образовательная область | Формы работы | Что должен усвоить воспитанник |
Познавательное развитие |
| Получить информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, госсимволах, олицетворяющих Родину |
Социально- коммуникативное развитие |
| |
Речевое развитие |
| |
Физическое развитие | Спортивные | Научиться использовать |
Образовательная область | Формы работы | Что должен усвоить воспитанник |
мероприятия | госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно | |
Художественно- эстетическое развитие | Творческие формы: рисование, лепка, художественное слово, конструирование | Научиться ассоциативно связывать госсимволы с важными историческими событиями страны |
При подготовке к ООД по ознакомлению с государственной символикой уделяйте особое внимание подбору и использованию наглядного и дидактического материала. Педагог сам должен понимать значимость государственной символики, не допускать, чтобы дети без должного уважения относились к символам, хватали картинки грязными руками, мяли, бросали.
Педагогу лично следует придерживаться определенных правил при использовании наглядности, составлении дидактических игр с государственной символикой. Например, нельзя разрезать государственные символы на кусочки, нарушающие целостность изображения.
Знакомство с государственными символами нельзя проводить во всех
группах одинаково. Это должна быть комплексная работа всего коллектива детского сада. Содержание материала по этой теме должно расширяться по мере того, как дети растут и переходят из младшей группы в старшую. Поэтому и планирование работы должно быть комплексным и единым для педагогов. Пример плана работы смотрите ниже.
Задачи | Занятия, игры, досуги | Экскурсии, прогулки, целевые посещения |
Младшая группа | ||
Познакомить с | Занятие по аппликации «Флажок». | Наблюдение на |
Задачи | Занятия, игры, досуги | Экскурсии, прогулки, целевые посещения |
Государственным флагом РФ | В ходе занятия дети наклеивают синие и красные полоски на готовые бумажные флажки белого цвета | прогулке в предпраздничный день вывешенных на зданиях флагов |
Средняя группа | ||
о российском флаге, познакомить с государственным гербом.
| Комплексное занятие «Пресветлое Солнце». Первая часть посвящена ознакомлению с русским народным искусством: костюмом, вышивкой, росписями, глин. игрушкой, песнями и сказками. Детям рассказать о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в русской национальной одежде и на полотнище государственного флага. Объясняется образ двуглавого орла как солнечной колесницы или самого солнца. Показать тесную связь госсимволики с фольклором и народным декоративно- прикладным искусством, а также создать у детей праздничное настроение. Во второй части занятия выполнить рисунок, аппликацию, коллективную работу «Солнышко» | Наблюдения в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть герб и флаг России. В повседневной жизни следует обращать внимание детей на то, что герб можно увидеть на монетах, флаг – на автомобилях |
Старшая и подготовительная группы | ||
возникновения и символами государственного герба и флага России.
|
| Экскурсия в краеведческий музей (городской, районный, школьный). Во время экскурсии следует обратить внимание детей на различные виды |
Задачи | Занятия, игры, досуги | Экскурсии, прогулки, целевые посещения |
представления о видах флагов (государственный, военно-морской, Знамя Победы, президентский штандарт) и гербов (государственный, герб Москвы, родного города, района) и их назначении | флага. 3. «Флаги России». Занятие по конструированию, в ходе которого дети по выбору выполняют модель государственного флага, военно- морского – Андреевского или Знамени Победы | гербов и эмблем, на старинные и исторические знамена, государственные и военные флаги |
РППС
Включите государственные символы в РППС детского сада. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в холле д/с или на специально отведенных информационных стендах. Законом не предусмотрено строгих требований на этот счет. Минпросвещения дало общие рекомендации о том, что помещение должно быть достаточно освещено, а также соответствовать санитарным нормам. Флаг и герб размещают на такой высоте, чтобы и родители, и воспитанники могли разглядеть изображение. Мебель, цветы, шторы и другие предметы не должны закрывать обзор. Расстояние от зрителя до госсимвола должно составлять как минимум 1 метр. Самый удачный вариант размещения - на специально выделенном стенде. Желательно, чтобы он отдельно подсвечивался. В помещении, где будет вывешиваться или подниматься флаг, важно создать торжественную обстановку.
Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес.
Оформления стенда – разместить материалы по патриотическому воспитанию и включить государственные символы в тематический блок «Государство». Содержание других блоков зависит от возраста детей и ООП ДО. Пособия о семье, культуре, родном крае должны меняться и дополняться, чтобы постоянно вызывать интерес у детей. Символика государства остается неизменной. Вариант оформления стенда смотрите ниже.
Уголок (стенд) по патриотическому воспитанию с материалами о госсимволах
Подготовьте информационную базу по направлениям, чтобы разместить в кармашках стенда. Что должно содержаться в каждом блоке в каждой возрастной группе, смотрите в таблице 4.
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Тематический блок «Государство» | |||
Символика государства: изображение герба, флага, портрет президента | Символика сохраняется: флаг, герб. Флаг может быть представлен как иллюстрация, как трехцветное полотно или в виде сувенирного флажка | К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей. Выделяются новые подразделы:
| |
Тематический блок «Малая родина» | |||
Фотографии, открытки, | Добавляется иллюстрированный | Добавляется отдельные рубрики: «Город во время Великой | |
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
сувениры, фотоальбомы, папки, объемные макеты края, города, района, своего детского сада | материал о населенном пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки | Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города | |
Тематический блок «Родной край» | |||
Иллюстрации красоты и природного богатства родного края | Добавляются флаг, герб и карта области, края, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий | Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом месте в масштабах страны | |
Тематический блок «Семейные традиции» | |||
Семья: фотографии, картинки семьи, родителей, передающие их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку. Мой дом: изображение различных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению. Поведение: иллюстрации и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных | Добавляется информация о семейных праздниках и традициях | Добавляются семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое древо моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы» | |
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
ситуациях | |||
Тематический блок «Народная культура» | |||
Атрибуты народного творчества: матрешки, свистульки, примеры национальной одежды, традиционные игрушки России | Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение или макет избы, праздники, обряды | Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
| |
Тематический блок «Художественная литература» | |||
Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае, стране | Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае, стране | Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны. Добавляется новый раздел: «Православие». Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях | |
Если решили разместить Государственный флаг и герб России вместе с другими флагами и гербами – муниципалитета, региона, образовательной организации – учтите три правила. Смотрите их в таблице.
Таблица 5. Правила размещения государственных символов России среди других флагов и гербов
ПРАВИЛО | ПОЯСНЕНИЕ |
1. Очередност ь | Если хотите разместить два флага, располагайте флаг России с левой стороны. Для гербов действует такое же правило. Если одновременно разместили нечетное количество флагов или гербов, флаг и герб России должен быть в центре, а при размещении четного числа – левее центра. |
2. Размер | Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. Эти параметры соблюдать обязательно. Размер других флагов не может превышать размер флага |
России Размер других гербов не может превышать размеры герба России | |||
3. Высота | Флаг России должен быть поднят выше других флагов или быть на одном уровне. Также нельзя вешать региональный и муниципальный гербы выше государственного. | ||
С левой стороны, если флага два |
По центру, если флагов нечётное количество | Левее центра, если флагов чётное количество | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»Еще В. А. Сухомлинский сказал, что «…забота о здоровье – это важнейший...

Консультация для педагогов. Инновационные подходы в работе с дошкольниками.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение...

Консультация для педагогов «Кейс – технологии в работе с дошкольниками»
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.Важной особенностью данной технологии является:· умение дошкольников принять на себя роль;· ум...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками»
Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике....
Консультация для педагогов «ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками"
Консультация для педагогов «ЛЕГО технологии в работе с дошкольниками»...

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Консультация для педагогов «Как включить в работу с дошкольниками знакомство с государственными символами РФ»
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности...









