Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
консультация

Чимова Елена Николаевна

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с взрослыми.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.


Ребенок общается не только в садике с педагогами и сверстниками, но и дома со своими родителями. Поэтому, уважаемые родители, смелее подключайтесь к активной деятельности развития речи своих детей. Для этого совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашими детьми, это и радость от общения, и формирование доверительных и дружеских отношений.

Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Считаю, что прививать любовь к родному языку, к изучению правил правильной речи нужно с формирования желания постоянно читать. Чем чаще детям мы читаем, тем выше у них активность в мозге во время прослушивания историй. И это понятно. Когда ребенок слушает историю, он должен сложить все детали в своей голове. (Это отличается от просмотра, где все показано на экране.)

Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Но хочу заметить, что при проведении любой игры нужно помнить: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.

Далее предлагается система игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании любимых чад!

• Игра «Узнай по описанию»
Вы называете признаки предмета, а малыш должен угадать слово. Например, если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные «круглый», «твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем можно поменяться ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если взрослый намеренно с большим трудом будет отгадывать загадки малыша, то от этой игры будет не только польза, но и огромное удовольствие.

• Игра «Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная». К существительному «снег» – прилагательные «белый», «пушистый», «чистый», «сверкающий», «лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий» …

• Игра «Слова-мячики» (или «Скажи наоборот»)
Взрослый бросает малышу мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже малыш первым произносит слово, а родитель подбирает к нему антоним.

• Игра «Кто что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок должен ответить, что она мурлыкает, выгибает спину, царапается, прыгает, спит, играет и т.д.

• Игра «Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

• Игра «Поймай слог»
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый «бросает» ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

• Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух). 
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолёт сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течёт, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несётся).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
очень маленький (малюсенький).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”

         Контингент воспитанников группы с ТНР формируется из числа детей, прошедших городскую психолого-медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в специализированной логопедической группе. Здесь они получают квалифицированную помощь учителя-логопеда.

         Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Тяжелое нарушение речи – это нарушение речи, которое корригируется  в специально организованных условиях логопедической группы.

Общее недоразвитие речи - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. 

Уровни речевого развития – их 3:

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

Переход к II уровню речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.

Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

  • Наблюдение ребенка неврологом, а при необходимости -  другими специалистами (в поликлинике). Выполнение рекомендаций врачей по медикаментозному и физиотерапевтическому лечению.
  • Логопедическое воздействие учителя-логопеда. Коррекционные занятия проводятся индивидуально и малыми подгруппами.
  • Максимальная вовлеченность в коррекционно-развивающий процесс родителей и воспитателей – систематическое выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  •  совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи
    обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  •  развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков, подготовка руки к письму
  • развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

        Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда. Цель ее – коррекция и развитие речевых компонентов, развитие познавательных процессов, психических функций,  а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
           Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение
  •  не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

        Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять заданиям и рекомендациям логопеда. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной.

         Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи...