Презентация по речевому развитию дошкольников
презентация

Кошелева Юлия Анатольевна

Материал о речевом развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие дошкольников993.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная деятельность в области речевого развития дошкольников

Слайд 2

Образовательная область «Речевое развитие» включает разделы: 1. формирование словаря; 2. звуковая культура речи; 3. грамматический строй речи; 4. связная речь; 5. подготовка детей к обучению грамоте; 6. формирование интереса к художественной литературе. При этом, занятия по развитию речи дошкольников проводит именно воспитатель, а не логопед. Данная образовательная область соотносится с социальным и эстетическим направлениями воспитания (п.29.3.4 ФОП ДО). В рамках речевого развития детей педагоги должны решать следующие задачи: приобщать к ценностям «Культура», «Красота», а именно: * Учить детей разным формам речевого этикета, которые отражают принятые в обществе правила и нормы культурного поведения * В оспитывать отношение к родному языку, как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво на правильном образном, богатом языке. 2

Слайд 3

Образовательная область «Речевое развитие» п 2.6 ФГОС ДО включает: -владение речью, как средством коммуникации, познания и самовыражения Формирование правильного звукопроизношения - развитие звуковой и интонационной культуры речи -развитие фонематического слуха -развитие грамматически правильной и связной речи диалогической и монологической -формирование осмысленного восприятия литературных произведений различных жанров обогащение активного и пассивного словарного запаса ознакомление с литературными произведениями различных жанров: фольклор, художественная и познавательная литература развитие речевого творчества формирование предпосылок к обучению грамоте. Педагог должен включать все блоки по речевому развитию не только в рамках занятий, но и в ходе режимных процессов. При организации режимных процессов педагог может выбрать следующие формы речевой деятельности Разгадывание и придумывание загадок; Чтение художественной и познавательной литературы; Р ассказ педагога и детей, Экскурсии и наблюдения; Рассматривание и обсуждение репродукций, иллюстраций к детским книгам; Коллекционирование; Конкурсы и викторины; Разгадывание кроссвордов; Придумывание сказок; Решение ситуативных задач; Реализация проектов. Способы, методы и средства педагог вправе выбирать самостоятельно (п.23.4 ФОП ДО)

Слайд 4

4 Образовательная деятельность К 2 годам жизни : - развитие понимание речи : закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения ; - развитие активной речи : побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи , воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения; развивать умение слушать чтение взрослыми, учить наизусть потешки ; развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек , песенок, потешек , сказок; поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения; формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках, показывая, называть совершаемые персонажами действия; воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений; побуждать договаривать слова и строчки, знакомых ребенку песенок и стихов.

Слайд 5

Образовательная деятельность К 3 годам жизни : Формирование словаря: -развивать понимание речи и активизировать словарь -формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи. Звуковая культура речи: Упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отдельных слов; формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса. Грамматический строй речи: Формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов. Связная речь: - Продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы, рассказывать об окружающем в 2-4 предложения. Интерес к художественной литературе: Формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки , сказки и рассказы с наглядным сопровождением, побуждать договаривать и произносить четверостишия, воспроизводить игровые действия, движения персонажей, поощрять отклик на ритм и мелодичность, повторять звуковые жесты, развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, баю-бай..), побуждать рассматривать книги с иллюстрациями с педагогом и самостоятельно.

Слайд 6

Образовательная деятельность К 4 годам жизни : Формирование словаря: -обогащение словаря: закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качество предметов, сходное по назначению предметы, понимать обобщающие слова; активизация словаря: активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения. Звуковая культура речи: -продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность, отчетливо произносить слова. Грамматический строй речи: -продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме ед. и множ . числа, которые обозначают животных и их детенышей, существительных в форме множественного числа в родительном падеже, составлять предложения с однородными членами; -закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глагола, знакомить детей с образованием звукоподражательных глаголов. Связная речь: продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, свободно вступать в общение со взрослыми, пользоваться простыми формулами этикета; воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений, участвовать в драматизации; подводить детей к пересказыванию л итературных произведений, формировать умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа.

Слайд 7

7 Подготовка детей к обучению грамоте: формировать умение вслушиваться в звучание слова; знакомить детей с терминами «слово », «звук» в практическом плане. Интерес к художественной литературе: Обогащать опыт восприятия жанров фольклора ( потешки , прибаутки, сказки о животных); Формировать навык совместного слушания и рассказывания; Способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста: поступки персонажей, последовательность событий в сказках, рассказах; Формировать умение внятно произносить стихотворения, короткие диалоги , строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр; Поддерживать общение детей друг с другом и с педагогом; Поддерживать положительные эмоции в процессе слушания художественных произведений.

Слайд 8

8 Образовательная деятельность К 5 годам жизни : Формирование словаря : - Обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток. - Активизация словаря: закреплять у детей умения использовать в речи существительные , обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребляемые глаголы, наречия и предлоги; употреблять существительные с обобщающим значением. - Звуковая культура речи : Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение шипящих и сонорных звуков; продолжать работу над дикцией; проводить работу по развитию фонематического слуха; совершенствовать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи : Продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении; совершенствовать умения правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множ.чила существительных, обозначающие детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах, правильно использовать форму множ.числа родительного падежа существительных, употреблять формы повелительного наклонения глаголов, использовать простые сложносочиненые и сложноподчиненные предложения, правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, около..), правильно образовывать названия предметов посуды.

Слайд 9

9 Связная речь: Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей Закреплять у детей умение поддержать беседу, задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы; Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях, пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям; В оспитывать культуру общения: формировать умения приветствовать родных, знакомых, детей в группе, использовать формулы речевого этикета; Р азвивать коммуникативно – речевые умения детей вступать, поддерживать и завершать общение. Подготовка детей к обучению грамоте: Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания: короткие и длинные; Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Интерес к художественной литературе : Обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы, знать основные особенности жанров литературных произведений; развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений; Развивать художественно – речевые и исполнительские умения; Воспитывать ценностное отношение к книге.

Слайд 10

10 Образовательная деятельность К 6 годам жизни : Формирование словаря : Обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, прилагательные, обозначающие признаки предметов, наречия, характеризующие отношение людей к труду, глаголы, характеризующие трудовую деятельность. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными и противоположными значениями. Активизация словаря: закреплять у детей умения правильно и точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Звуковая культура речи : - Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; -Продолжать развивать фонематический слух; -Отрабатывать выразительность речи. Грамматический строй речи : Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать множ.число существительных, обозначающие детенышей животных; Развивать умение пользоваться несклоняемыми существительными; Знакомить с разными способами образования слов; Продолжать совершенствовать у детей умения составлять по образцу простые и сложные предложения, при инсценирровках пользоваться прямой и косвенной речью.

Слайд 11

Связная речь: -Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение поддерживать непринужденную беседу, отвечать на один и тот же вопрос кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, использовать разные формулы речевого этикета, употреблять их без напоминания; Развивать коммуникативно – речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать; Ф ормировать самостоятельно составлять небольшие рассказы с опорой на план; Формировать в умении составлять небольшие рассказы творческого характера по теме, заданной педагогом. Подготовка детей к обучению грамоте : -Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение, определить его место в структуре слова; -Познакомить со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Интерес к художественной литературе : Обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной литературы; -Развивать интерес к произведениям познавательного характера; -Формировать положительные эмоции к чтению с продолжением, цикл рассказов со сквозным персонажем; -Формировать избирательное отношение к известным произведениям фольклора и художественной литературы, поддерживать инициативу детей в выборе произведения для совместного чтения.

Слайд 12

Формировать представления о некоторых жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений: поговорка, загадка, считалочка, скороговорка, народная сказка, рассказ, стихотворение; Учить давать оценку характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа; ритм в поэтическом тексте, рассматривание иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению; Совершенствовать художественно – речевые и исполнительские умения, пересказ близко к тексту; Развивать образность речи и словесное творчество: умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение, составлять короткие рассказы по потешке , по прибаутке.

Слайд 13

13 Образовательная деятельность К 7 годам жизни : Формирование словаря : -Обогащение словаря: расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Закреплять у детей умения использовать в речи синонимы, существительные с обобщащими значениями. Вводить в словарь детей антонимы, многозначные слова. -Активация словаря: совершенствовать умение использовать разные части речи по смыслу. Звуковая культура речи: -Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; -Отрабатывать дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией; -Совершенствовать фонематический слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, в начале, в середине, в конце; -Развивать интонационную сторону речи: мелодика, ритм, тебр , сила голоса, темп. Г рамматический строй речи : -Закреплять умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных; -Совершенствовать умение детей образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.

Слайд 14

Связная речь: -Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи; -Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения; -Продолжать развивать коммуникативно – речевые умения; -Продолжать учить детей самостоятельно, выразительно, последовательно, без повторов передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для произведения; -Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок; -Закреплять умение составлять рассказы и небольшие сказки, рассказы из личного опыта, творческие рассказы без наглядного материала; -Формировать умения строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение), соблюдать их структуру и использовать разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Подготовка детей к обучению грамоте : -Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; -Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами, читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

Слайд 15

Интерес к художественной литературе : -Формировать отношение детей к книге, как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей: радость, удовольствие при слушании произведений; -Развивать интерес к изданиям познавательного и энциклопедического характера, знакомить с разнообразными по жанру и тематике художественными произведениями; -Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением»: сказка – повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем; -Формировать представления о жанровых, композиционных и языковых особенностях жанров литературы: литературная сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, былина; Углублять восприятие содержания и формы произведений: оценка характера персонажа; развитие поэтического слуха; Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики; Развивать образность речи и словесное творчество: составление сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов сказочного и реалистического характера, создание рифмованных строк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Презентация к статье "Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе"...

Презентация по речевому развитию дошкольников во второй младшей группе "Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»."

Данная презентация -это результат мое работы с детьми второй младшей группы по речевому развитию....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Презентация. Тема:«Речевое развитие дошкольников в процессе игровой деятельности»

Цель:Изучение и анализ эффективности использования игр в развитии речи дошкольниковЗадачи:-развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры;-формировать все компоненты устной речи: грамматический...

Презентация по речевому развитию дошкольников на тему: "Методика обучения способам словообразования"

Выступление на педсовете ДОО.Тема выступления: "Методика обучения способам словообразования" Вниманию педагогов были представлены элементы дидактических игр для младших и старших возрас...