Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Маленькие патриоты большой страны»
рабочая программа
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственных ценностей, любви к Родине, уважения к культуре и традициям своей страны, а также развитие чувства ответственности за окружающий мир.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 635.81 КБ | |
| 855.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей»
662159, г. Ачинск, Юго-восточный район, строение 43, телефон: (839151)7-52-03, E-mail: ds-48@mail.ru
ОКПО/ОГРН 83037673/1072443001850 ИНН/КПП 2443032069/244301001
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
«Маленькие патриоты большой страны»
Возраст участников: 3-7 лет.
Разработчик: воспитатель
Сердюк Лариса Валерьевна
Ачинск
Содержание
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 5 |
Цель и задачи программы | 7 |
Педагогические принципы реализации программы | 7 |
Особенности возрастного подхода | 8 |
Структура комплексно-тематического плана | 9 |
Тематическое планирование по месяцам | 9 |
Ожидаемый результат | 15 |
Социальное партнерство | 16 |
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей | 17 |
Организация предметно-пространственной среды | 18 |
Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей | 19 |
Материально-техническое сопровождение | 21 |
Используемая литература | 21 |
Паспорт программы
Наименование программы | «Маленькие патриоты большой страны» Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста |
Разработчики программы | Сердюк Лариса Валерьевна Воспитатель высшей квалификационной категории |
Основание разработки программы | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» ; - Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. № 474; - Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155; - Устав МБДОУ «Д/сад № 48»; - Программа МБДОУ «Д/сад № 48». |
Цель программы | Формирование у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственных ценностей, любви к Родине, уважения к культуре и традициям своей страны, а также развитие чувства ответственности за окружающий мир. |
Задачи программы | 1. Воспитывать уважение к семье, родителям, старшим, формировать представления о семейных ценностях. 2. Знакомить детей с культурой, традициями, символами и историей своей страны. 3. Развивать чувство гордости за свою Родину через знакомство с её достижениями и героями. 4. Формировать навыки дружелюбного общения, взаимопомощи и заботы об окружающих. 5. Прививать интерес к народному творчеству, фольклору и природным богатствам родного края. 6. Воспитывать бережное отношение к природе, культурным и историческим памятникам. |
Срок реализации программы | 1 год (с возможностью продления и адаптации под конкретный возрастной состав). |
Участники реализации программы | • Воспитанники МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска; • родители воспитанников; • педагоги МБДОУ «Д/сад № 48», г. Ачинска; • представители социума. |
Методическое обеспечение программы.
| Материально-технический ресурс: - фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеомагнитофон), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; - компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий. Информационно-методический ресурс: - Ачинский краеведческий музей имени Каргаполова; - Детская Библиотека; - МБОУ «Школа № 5» г. Ачинска; - МБОУ «Школа № 16» г. Ачинска. |
Взаимодействие с социальными институтами | Семья: - сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей у детей; - воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру; - являются примером в стремлении к нравственному росту, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству; понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях гражданские и нравственные ценности; - создание взаимовыгодного социального партнёрства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения. |
Система организации контроля за исполнением программы | Мониторинг достижений воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию проводится в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге качества образовательной деятельности ДОУ, 2 раза в год – сентябрь, апрель. |
Планируемые результаты | 1. Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов). 2. Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию. 3. Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения. 4. Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта. 5. Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды- Способствование повышению активной жизненной позиции родителей в нравственном воспитании детей. |
Пояснительная записка
к Программе духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание является важнейшим направлением в развитии личности ребёнка. Оно формирует основы мировоззрения, моральных принципов, нравственных ценностей и патриотических чувств, которые становятся фундаментом для успешной социализации человека. Особенно значимо начинать работу по данному направлению с дошкольного возраста, так как именно в этот период закладываются базовые представления о добре и зле, о культуре и традициях своей страны, о роли семьи и общества в жизни человека.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также с учётом современных подходов к воспитанию подрастающего поколения.
Программа охватывает направления воспитания ребенка-дошкольника, которые обозначены в основных направлениях воспитательной работы ДОО, в Рабочей программе воспитания ФОП ДО:
Задачи программы:
- Гражданско-патриотическое воспитание:
- Формирование у детей первичных представлений о малой родине, регионе проживания, России как многонациональном государстве.
- Развитие интереса к символике государства (флаг, герб, гимн), традициям и праздникам своей страны.
- Воспитание уважения к защитникам Отечества, людям разных профессий, внесших вклад в развитие страны.
- Способствование осознанию принадлежности к определённой культуре, народу, государству.
Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
- Духовно-нравственное воспитание:
- Формирование у детей представлений о ценности человеческой жизни, доброте, взаимопомощи, уважении к окружающим.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию и проявлению заботы.
- Воспитание любви и уважения к семье, её традициям, истории и культуре.
- Знакомство с основами религиозной культуры (в контексте светской этики) и народными традициями.
Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
- Социальное воспитание:
- Формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
- Трудовое воспитание:
- Формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
- Развитие творческих способностей:
- Развитие художественно-эстетических способностей через участие в праздниках, конкурсах, проектах по тематике программы.
- Формирование умения выражать свои чувства через рисунок, пение, танец, чтение стихов.
Ценности - культура, красота, лежат в основе развития творческих способностей.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Реализация программы будет способствовать развитию личности ребенка-дошкольника, его духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию, активному взаимодействию коллектива детского сада и семьи, включая социальные институты города Ачинска.
Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания является актуальной для реализации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственных ценностей, любви к Родине, уважения к культуре и традициям своей страны, а также развитие чувства ответственности за окружающий мир.
Задачи:
1. Воспитывать уважение к семье, родителям, старшим, формировать представления о семейных ценностях.
2. Знакомить детей с культурой, традициями, символами и историей своей страны.
3. Развивать чувство гордости за свою Родину через знакомство с её достижениями и героями.
4. Формировать навыки дружелюбного общения, взаимопомощи и заботы об окружающих.
5. Прививать интерес к народному творчеству, фольклору и природным богатствам родного края.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, культурным и историческим памятникам.
Педагогические принципы реализации программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Интегративность. Объединение различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и др.) для достижения целей программы.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Практическая направленность. Реализация программы через игровые, творческие, исследовательские и другие практические виды деятельности.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культурно-историческая преемственность. Использование народных традиций, обычаев, праздников, символов. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.
Уважение к личности ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей и интересов детей.
Эмоциональность. Этот принцип предполагает создание положительных эмоций через праздники, песни, игры и творчество.
Взаимодействие с семьёй. Активное привлечение родителей к участию в мероприятиях программы.
Особенности возрастного подхода
Программа учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста:
- Для младшей группы (3–4 года):
- Основное внимание уделяется формированию простых представлений о добре, семье, близких людях
- Простые, яркие материалы (картинки, игрушки).
- Короткие беседы, игры, чтение сказок.
- Знакомство с понятиями "семья", "дом", "город".
- Для средней группы (4–5 лет):
- Расширение кругозора через знакомство с традициями, праздниками, символикой страны
- Более сложные игры и задания.
- Первичное знакомство с символами государства.
- Участие в праздниках и экскурсиях.
- Для старшей и подготовительной групп (5–7 лет):
- Углубление знаний о малой родине, регионе, России; развитие патриотических чувств через участие в мероприятиях и проектах.
- Участие в социальных акциях (например, помощь ветеранам).
Структура комплексно-тематического плана
Основные тематические блоки:
1. Семья – источник любви и добра.
- Значение семьи в жизни человека.
- Традиции и праздники в семье.
- Уважение к старшим и забота о младших.
2. Родина – наш общий дом.
- Малая родина (город, село, регион).
- Россия – многонациональная страна.
- Государственные символы: флаг, герб, гимн.
- Исторические события и герои.
3. Традиции и культура нашего народа.
- Народные праздники (Масленица, Пасха, Сабантуй и др.).
- Народные промыслы и ремёсла.
- Русские народные сказки, пословицы, поговорки.
4. Природа – наш друг и помощник.
- Бережное отношение к природе.
- Животные и растения родного края.
- Экологические акции и проекты.
5. Добро и милосердие.
- Что такое добро? Как быть добрым?
- Значение помощи другим людям.
- Истории доброты из жизни и литературы.
Тематическое планирование по месяцам:
№ п/п | Праздники, памятные даты | Событие (название и форма) |
Сентябрь | ||
1 | 1 сентября. День знаний | - Праздник «День знаний»; - Беседы о школе; - Экскурсия в МБОУ «Школа № 16» |
2 | 3 сентября: День солидарности в борьбе с терроризмом | - Беседа с детьми, просмотр видео о терроре («ДЕНЬ ПАМЯТИ») - Оформление консультации для родителей о Дне Солидарности |
3 | 8 сентября: Международный день распространения грамотности | - Развлечение «Путешествие в страну «Грамотейка» |
- Посещение библиотеки «Кем быть?» | ||
4 | 27 сентября. День воспитателя и всех дошкольных работников | - Конкурс рисунков «Наш любимый детский сад»; - Экскурсия по детскому саду «Профессии работников детского сада». |
Октябрь. | ||
5 | 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки | - Досуг, «Спасибо вам, бабушки и дедушки!»; - Изготовление открыток для бабушек и дедушек; - Поздравительный концерт в Доме ветеранов - Беседы о значении семьи. - Выставка детских рисунков "Моя семья". - День семьи в группе. |
6 | 4 октября: День защиты животных | - Акция помощи приюту Бездомных животных «Доброе сердце»; - Беседа о Дне защиты Животных; - Посещение библиотеки «День защиты животных» |
7 | 15 октября: День отца в России | - Беседа по теме; - Открытка для папы; - Выпуск стенгазеты «Мой любимый папа»; - «Праздник для пап» |
8 | 16 октября: Всемирный день хлеба | - Квест «Откуда хлеб пришел»; - Выставка детских рисунков; - Поисково- экспериментальная деятельность «Как сделать муку?» |
Ноябрь | ||
9 | 4 ноября: День народного единства | - Квест - игра «Русь, Россия, Родина моя»; - Развлечение с родителями «Игры народов России»; - беседы по теме; - Посещение библиотеки «Когда едины – мы непобедимы»; - Участие в городском фестивале национальных культур «Мы вместе» |
10 | 3 ноября: День птиц | - Акция «Покормите птиц зимой» - Занятие «Зимующие птицы» |
11 | 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России | - Беседы с просмотром презентации о героях МВД; - Экскурсия в музей МВД |
12 | 26 ноября: День матери в России | - Праздничный концерт; - Изготовление стенгазеты «Наши мамы тоже были маленькими»»; - Изготовление поздравительных открыток; - Беседы |
13 | 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации | - Беседа о происхождении символики. |
Декабрь | ||
14 | 3 декабря: День неизвестного солдата; | - Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату. - Беседы о героях Великой Отечественной войны. - Просмотр мультфильмов о героях. - Конкурс рисунков "Защитники Отечества". |
15 | 3 декабря: Международный день инвалидов | - Акция «Мы разные, но мы вместе»; - Просмотр презентаций |
16 | 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России | - Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», «Кто такие волонтеры?»; - «День добрых дел» — оказание помощи малышам в одевании, раздевании |
17 | 7 декабря: День образования Красноярского края | - Беседы; - квест-игра «Это мой край – Родина наша» |
18 | 8 декабря: Международный день художника | - Мероприятие с элементами развлечения «В гостях у художника»; - беседы с рассматриванием картин о известных художниках России |
19 | 9 декабря: День Героев Отечества | - Чтение художественной литературы о героях; - Возложение цветов к памятникам защитников Отечества |
20 | 12 декабря: День Конституции Российской Федерации | - Беседы; - Викторина «Моя Родина» |
21 | 31 декабря: Новый год | - Музыкальный праздник; - Конкурс новогодних поделок; - Посещение библиотеки «История главного волшебника» - Подготовка к Новому году и Рождеству. - Инсценировка сказок. - Мастер-класс по изготовлению игрушек. |
Январь | ||
22 | 11 января: Всемирный день «спасибо» | - Беседа «Волшебное слово»; - Игра: «Доскажи словечко», «Вежливо – невежливо»; - Чтение художественной литературы: «Что такое хорошо, что такое плохо» |
23 | «Православные традиции» | - Рассказы о празднике Рождества. - Посещение храма (по желанию). - Чтение сказок о добре и вере. |
24 | 27 января: День снятия блокады Ленинграда | -Беседа с презентациями «9ОО дней блокады», «Дети блокадного Ленинграда», «Дорога жизни»; - Мероприятие «Блокадный Ленинград» |
Февраль | ||
25 | 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | - Беседы с детьми, просмотр видеопрезентаций; - Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава»; - Мероприятие «День Сталинградской битвы» |
26 | 8 февраля: День российской науки | - Мероприятие «День науки» |
27 | 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | - Беседа с презентациями - Беседы о военных профессиях. - Спортивные игры. |
28 | 21 февраля: Международный день родного языка | - Беседа «Международный день родного языка»; - Чтение русских народных пословиц и поговорок |
29 | 23 февраля: День защитника Отечества | - Спортивное развлечение с папами; - Беседы; - Изготовление открыток |
30 | Народный праздник Масленица | - Развлечение «Масленица»; - Беседы, ООД «Масленичная неделя» |
Март | ||
31 | 8 марта: Международный женский день | - Беседы о роли женщины в семье и обществе. - Праздник «Международный женский день»: - Конкурс рисунков «Мамочки портрет»; -Изготовление подарков для мамы/бабушки/сестры |
32 | 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией | - Беседа с рассматриванием фотографий, просмотр презентаций |
33 | 27 марта: Всемирный день театра | - Беседы: «Знакомство с понятием "театр"» (показ слайдов, картин, фотографий), «Виды театров», «Знакомство с театральными профессиями»; - Показ спектаклей; - Посещение спектакля в театре кукол «Сказка» |
34 | - Участие в краевой акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» | |
Апрель | ||
35 | 1 апреля: Международный день птиц | - Акция «Подарите птицам дом»; - Экологическая неделя. - Акции по уборке территории. - Изготовление кормушек для птиц. - Беседа на тему: «Эти удивительные птицы». - Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Птичка». А. Яшин «Покормите птиц», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Андерсен «Гадкий утенок»; - Изобразительная деятельность: рисование «Наши друзья – пернатые» |
36 | 12 апреля: День космонавтики | - Проект ко Дню космонавтики «Этот удивительный космос»; - Развлечение «День космонавтики»; - Посещение библиотеки «Космос» |
Май | ||
37 | 1 мая: Праздник Весны и Труда | - Беседа на тему «Праздник Весны и Труда», «Что я знаю о труде» |
38 | 9 мая: День Победы | - Праздник «День Победы»; - Акции: «Бессмертный полк ДОО», «Окна победы», «Стена памяти», «Голубь мира», «Георгиевская лента»; - Беседа по теме «День Победы – 9 мая»; - Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серии картинок «Дети – герои ВОВ»; - Чтение художественной литературы; - Инсценировка военных песен. - Минута молчания в память о героях. - Пополнение альбома «Помним, чтим, гордимся»; - Экскурсии к памятным местам (автобусная экскурсия музей Каргаполова); - Экскурсия в мини – музей МБОУ «Школы № 5»; - Участие в городском конкурсе патриотической песни; - Участие во всероссийской акции «Сады памяти» |
39 | 19 мая: День детских общественных организаций России | - Беседа о детских общественных организациях России |
40 | 24 мая: День славянской письменности и культуры | - Беседы на тему азбуки; - Конкурс букв - поделок «Кириллица» и «Глаголица» |
Июнь | ||
41 | 1 июня: День защиты детей | - Развлечение «День защиты детей»; - Беседа на тему: «История праздника», «Я имею право»; - Конкурс рисунков на асфальте |
42 | 6 июня: День русского языка | - Конкурс чтецов «Стихи Пушкина» |
43 | 12 июня: День России | - Развлечение «День России»; - Беседа «Я – гражданин Российской Федерации»; - Чтение художественной литературы о России; - Просмотр мультфильма «История России для детей» (авт. М. Князева); - Посещение библиотеки «День России» |
44 | 22 июня: День памяти и скорби | - Акция «Свеча памяти», «Мы за мир!»; - Беседа на тему: «22 июня - День Памяти и Скорби»; - Прослушивание музыкальных композиций: «Священная война», «Катюша»; - Чтение стихотворения Р. Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»; - Экскурсия в Парк Победы с возложением цветов к памятникам. |
45 | 28 июня: День города Ачинска | - Беседы о родном городе; - Выставка рисунков «Мой Ачинск» - Экскурсия по городу - Проект "История моего города". - Изучение герба и флага региона. |
Июль | ||
46 | 8 июля: День семьи, любви и верности | - Беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой»; - Аппликация: открытка- ромашка для родителей; - Музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»; - Акция «Посади семейное дерево» |
Ожидаемый результат
1. Система работы с детьми по организации нравственно-патриотического воспитания (пакет методических материалов).
2. Создана образовательная среда ДОО и уголки в группах по нравственно-патриотическому воспитанию.
3. Высокий уровень 100% педагогических кадров по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Удовлетворенность родителей, взаимное сотрудничество и гармоничные детско-родительские отношения.
4. Увеличение количества социальных партнеров, участвующих в реализации проекта.
5. Высокая информированность 100% взрослых участников проекта и общественности: есть новости на сайте, в социальных сетях, разработаны памятки и буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию, оформлены стенды.
Согласно ФОП целевыми ориентирами дошкольного воспитания является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране – России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям; различающего основные проявления добра и зла, принимающего и уважающего традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивого, искреннего, способного к сочувствию и заботе, к нравственному поступку; способного не оставаться равнодушным к чужому горю; самостоятельно различающего основные отрицательные и положительные человеческие качества; понимающего ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.
Социальное партнерство
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное);
- участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования;
- проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности;
- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями и педагогами с организациями-партнерами.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Нашими социальными партнерами являются:
Учреждение | Цель взаимодействия |
Филиал детской библиотеки МБУК «Ачинская городская централизованная библиотечная система» | - организация тематических занятий и развлечений; - приобщение любви к художественной литературе |
МБУ ДО ЦТиР «Планета талантов»; | - совместное проведение мероприятий, конкурсов, акций |
МБОУ «СОШ № 16» МБОУ «СОШ № 5» | - совместное проведение мероприятий, организация экскурсий. |
МБУК «АКМ им. Каргополова» | - посещение тематических выставок, участие в конкурсах, знакомство с историческим прошлым; памятниками архитектуры и героическим прошлым земляков, посещение тематических экспозиций, экскурсии по городу |
МУК городской Дворец культуры Кукольный театр «Сказка» | - посещение спектаклей, участие в конкурсах |
«Дом Ветеранов» | проведение совместных мероприятий, концертов |
Центр помощи семье и детям «Ачинский» | проведение совместных акций, участие в конкурсах |
«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» | проведение совместных мероприятий |
Городской драматический театр | - ознакомление с культурным наследием города |
ДОО | - совместные выставки, развлечения, соревнования, конкурсы |
Технопарк «Кванториум» | - совместные мероприятия, мастер – классы |
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Наши родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
1. Родительские собрания на темы: «Воспитание любви к Родине», «Как сохранить традиции семьи».
2. Совместные мероприятия: праздники, мастер-классы, выставки поделок, природоохранные акции, экскурсии, соревнования.
3. Размещение информации в уголке для родителей: советы, книги, фильмы.
4. Совместные проекты (например, создание альбома "Моя семья").
5. Консультации: о роли семьи в духовно-нравственном воспитании.
6. Анкетирование: сбор мнений родителей о развитии ребёнка в области духовно-нравственного воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе.
Организация предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) играет ключевую роль в реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Среда должна быть насыщена образовательными, игровыми и информационными материалами, которые помогают детям погружаться в тематику, стимулируют их интерес и способствуют формированию ценностей.
Основные принципы организации предметно-пространственной среды:
1. Доступность: материалы доступны для самостоятельного использования детьми.
2. Эмоциональная привлекательность: яркие, красочные, интерактивные элементы привлекают внимание детей.
3. Соответствие возрасту: информация и материалы адаптированы под возрастные особенности детей.
4. Функциональность: каждый элемент среды выполняет определённую воспитательную или развивающую функцию.
5. Информативность: среда содержить информацию о культуре, традициях, истории и символике страны.
6. Взаимодействие с семьёй: включение родителей в процесс создания и обогащения среды.
Зоны предметно-пространственной среды:
1. Зона "Моя семья":
- Фотографии семей детей группы (альбом "Моя семья").
- Дерево семейных ценностей с карточками, на которых дети пишут добрые дела, совершённые дома.
- Игровой уголок с атрибутами для ролевых игр: куклы, посуда, одежда для переодевания, мебель.
- Книжный уголок с книгами о семье (например, "Теремок", "Репка").
2. Зона "Малая родина – наша гордость":
- Карта региона с указанием достопримечательностей и важных объектов.
- Фотографии и рисунки детей о родном городе/селе.
- Герб и флаг региона.
- Выставка изделий народных промыслов (матрёшки, гжель, хохлома).
- Интерактивная доска с видеоматериалами о городе/регионе.
3. Зона "Россия – многонациональная страна":
- Государственные символы: флаг, герб, гимн России.
- Карты России с обозначением народов, проживающих в стране.
- Национальные костюмы разных народов для примерки.
- Аудиоматериалы с народной музыкой и песнями.
- Книги и открытки с изображением народных праздников (Масленица, Сабантуй).
4. Зона "Традиции и культура":
- Календарь народных праздников.
- Материалы для изготовления поделок (бумага, краски, природные материалы).
- Экспозиция с изделиями народных промыслов (вышивка, игрушки, узоры).
- Театральный уголок с куклами для инсценировки сказок.
5. Зона "Природа – наш друг":
- Гербарий растений родного края.
- Коллекция камней, ракушек, шишек.
- Уголок живой природы (растения, аквариум с рыбками).
- Плакаты с правилами бережного отношения к природе.
- Книги о животных и растениях.
6. Зона "Добро и милосердие":
- Панно "Добрые дела" с карточками, на которых дети фиксируют свои добрые поступки.
- Книжный уголок с произведениями о доброте.
- Материалы для изготовления подарков (например, открыток для близких).
- Плакаты с пословицами и поговорками о добре.
Развитие ППС ДОО - управляемый процесс, направленный на то, чтобы среда была гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС приоритет отводится продукции отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов. Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должны быть разнообразными, учитывающими возрастные особенности детей, их интересы и возможности. Они направлены на формирование у дошкольников чувства любви к Родине, семьи, природе, культуре и традициям своего народа, а также на развитие нравственных качеств: доброты, отзывчивости, уважения к старшим.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России, Красноярского края.
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
«Наш Ачинск» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого мы проводим:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют родителей педагогов и детей, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в музей;
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у наших детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет, помнить о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
Посещение музея;
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества»;
Занятия «Дети – войны», «Герои войны – наши земляки»;
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время;
Оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны;
Занятия, беседы;
Утренник «День Победы»;
Экскурсия в Парк Победы.
Итоговый продукт программы:
- Выставка детских работ (рисунки, поделки, альбомы).
- Театрализованное представление «Мы — маленькие патриоты».
- Коллективный проект «Книга о моей Родине».
Критерии эффективности работы
1. Эмоциональная вовлечённость детей:
- Интерес к тематическим занятиям и мероприятиям.
- Активное участие в играх, праздниках.
2. Знания и представления:
- Знание государственных символов.
- Понимание значения семьи, Родины, природы.
3. Поведение детей:
- Проявление заботы о близких, сверстниках, природе.
- Уважительное отношение к старшим.
4. Результаты деятельности:
- Качество детских работ (рисунков, поделок, проектов).
Мониторинг эффективности программы:
1. Наблюдение за поведением детей в разных ситуациях.
2. Анкетирование родителей (оценка изменений в поведении ребёнка дома).
3. Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, проекты).
Материально-техническое сопровождение
Книги, альбомы, карточки с изображением символов России, достопримечательностей;
-Символика округа, города, глобус
- Мультимедийное оборудование для просмотра фильмов и презентаций;
- Музыкальные записи народных песен и гимна России;
-Дидактические и наглядные пособия;
-Методическая литература;
-Репродукции картин;
-Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой Ачинск», «Моя семья»;
-Сборники стихов местных авторов;
-Карты, атлас, города; и т.д.
Используемая литература
Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб. ООО Изд. Детство-пресс, 2010. – 192 с
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом
«Литера», 2007.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада //
Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
Знакомим дошкольников с российской символикой //Воспитатель ДОУ 2011 № 12 с. 43-45.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005
№10, с.10-19.
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-
29.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб:
Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие таланты»
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Проект по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Маленькое дело лучше большого безделья»
Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ...

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие волшебники» 5-6 лет
Рисование для детей является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной и творческой деятельностью ребенка.Психологи и п...

Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Маленькие таланты»
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Интерактивная игра для детей дошкольного возраста: "Маленькие патриоты своей страны"
Цель:Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, интереса к родной стране и её символам через увлекательные и образовательные интерактивные игры.Задачи:1. Познакомить детей с осно...

Проект по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Маленькое дело лучше большого безделья»
Данный проект нацелен на реализацию основной задачи 2024 - 2025 гг. по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Актуальностью проекта является возможность сформировать первичные навык...

