Программа «Моя малая родина»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

 Марина Викторовна Рожкова - Marina Viktorovna Rozhkova

Духовно – нравственное развитие граждан России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_malaya_rodina.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»

                             

Программа «Моя малая родина»

                                           Автор: воспитатель Рожкова М.В

                                        Пояснительная записка

Духовно – нравственное развитие граждан России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Программа духовно – нравственного развития и воспитания разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Духовно – нравственное воспитание – это система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

Актуальность программы заключается в том, что духовно – нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

В основу программы «Моя малая родина» положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Ведущей идеей воспитательной системы ДОУ является развитие личности воспитанников, его интересов и способностей. Воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала воспитанников, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.

Воспитательный процесс педагогический коллектив строит с учетом интересов и способностей воспитанников, социальных запросов родителей, условий и традиций ДОУ. Воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе ДОУ и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивации и ориентации на общечеловеческие ценности.

Программа духовно – нравственного воспитания и развития воспитанников направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов воспитанников, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, с другими субъектами социализации.

Система работы по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста представляет собой совокупность субъектов и объектов воспитания, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов с целью формирования у каждого человека духовной культуры, морально – нравственных качеств.

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое духовно – нравственное развитие и воспитание старших дошкольников, необходимо планировать эту работу. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приемы и формы работы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами воспитания. Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательной работы с детьми: в непосредственно-образовательной деятельности, в повседневном общении, в играх и т.д. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям, аккуратного и бережного отношения к вещам, культурно – гигиенических навыков) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно   требует их планирования, так как формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких либо упражнений, действий. В овладении навыками культурного поведения дети проявляют значительные индивидуальные различия, поэтому в плане предусматривается и индивидуальная работа с ними.

В случае, когда нужно обеспечить углубленную работу по духовно – нравственному развитию и воспитанию старших дошкольников, используют систематические занятия, игры. Таким образом, 2 – 3 раза в месяц в старшей и подготовительной группе ДОУ проводят такие занятия, соответственно в плане прописывают тему и программное содержание. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Нужно отметить, что самостоятельная деятельность детей должна носить целенаправленный характер. Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в ДОУ, куда так же можно включать введение специализированных дней («День здоровья», «День вежливости», «День добрых дел» и другие…) Воспитание должно осуществляться в единстве с семьей, поэтому планируется и проводится работа с родителями по духовно – нравственному развитию  и воспитанию старших дошкольников. Работа с родителями включает такие формы, как консультации, беседы, родительские собрания, конкурсы, вечера вопросов и ответов…

Цель программы «Моя малая родина»: создание организационных и содержательных условий для формирования духовно – нравственного развития и воспитания детей старшей и подготовительной группы ДОУ.

Содержание охватывает следующие направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к непосредственно-образовательной деятельности, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 При реализации данных направлений в программе используются следующие формы организации  и проведения  занятий: беседы, игры, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения. Необходимо отметить, что тематическое планирование возможно  изменять исходя из конкретных условий.

Содержание программы «Моя малая Родина» предназначена для воспитателей ДОУ.  Реализация программы рассчитана на 1 учебный год.

Планируемые результаты освоения программы

Каждое из основных направлений духовно – нравственного развития и воспитания старших дошкольников должно обеспечить принятие и присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

По каждому из направлений духовно – нравственного развития, воспитания  и социализации старших дошкольников предполагается достижение следующих воспитательных результатов.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному  культурно – историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долго;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской патриотической позиции;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этнического сознания:

  • нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традициям религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностной значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этнических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  •   первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Тематическое планирование и содержание деятельности

Направления

Задачи

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Воспитание гражданственности,

патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека

Задачи:

1.Формировать представления о правилах поведения в ДОУ, дома, на улице, в населённом пункте, на природе.

2.Стимулировать проявления отрицательного отношения к нарушениям правопорядка в группе ДОУ, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

3.Формировать умение отвечать за свои поступки.

4.Формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России.

5.Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Познавательная беседа (вводно-подготовительная) на тему «Опознавательные знаки мест, где мы живём»

Познавательная беседа на тему «Мы идём в детский сад»

Познавательная беседа на тему «Символы нашего города (области)»

Познавательная беседа на тему «Государственные символы (Государственный герб, флаг, гимн) моей Родины – Российской Федерации»

Занятие «Играем в национальные игры народов России»

Творческая ролевая игра «Машина времени»

Проблемно-ценностное общение: встреча с ветеранами ВОВ.

Апрель

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Февраль

Май

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Задачи:

1.Формировать представления о различении хороших и плохих поступков.

2.Знакомить с правилами поведения в ДОУ, семье, общественных местах и закреплять их знание.

3.Знакомить с правилами вежливого поведения, культуры речи и закреплять их знание.

4.Воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим.

5.Развивать умение пользоваться «волшебными словами», быть опрятным, чистым, аккуратным.

6.Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным,

Познавательные беседы: «Во что мы верим?», «Во что верили наши предки?», «Добро и зло»

Конкурс «Папа, мама, я – дружная семья»

Творческая деятельность: «Нарисуй портрет Чистюли и Грязнули»

Сюжетно-ролевая игра «Попробуй волшебником стать»

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): «Международный женский день»

Апрель

Май

Ноябрь

Март

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни

Задачи:

1.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к непосредственно-образовательной деятельности как виду творческой деятельности и бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу ДОУ, книгам, личным вещам.

2.Формировать представления об основных профессиях.

3.Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде, небережливости и равнодушию к результатам труда людей.

4.Формировать личные качества, такие, как дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Познавательная беседа на тему «Самые нужные профессии. Профессия – повар»

 

Игровая деятельность: викторина «Хорошо ли мы считаем?»

Творческая деятельность: выставка рисунков «Наши родители на работе»

Беседа

«Непосредственно-образовательная деятельность  – наш труд»

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) «Сувениры мастерской Деда Мороза»

Беседа

 «Хочу быть аккуратным»

Апрель

Февраль

Апрель

Сентябрь

Декабрь

Октябрь

Воспитание ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Задачи:

1.Расширять представления о душевной и физической красоте.

2.Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

3.Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.

4.Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.

Игра «Живое – неживое»

Познавательная беседа «Добрые, тёплые чувства в нашей жизни»

Психологические игры эстетического содержания»: «Весёлые животные», «Малыши»

Игры на развитие языка чувств: «Дневник настроений», «Мир чувств», «Волшебный сон»

Игры на эмпатию и эмпатийное поведение: «Рисуем эмоции пальцами», «Прекрасный»

Февраль

октябрь

Май

май

Ноябрь

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Задачи:

1.Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.

2.Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.

3.Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.

4.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать понимание активной роли человека в природе.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы и ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений». Какие птицы прилетают на участок детского сада?

Организация и проведение целевых прогулок в природу

Беседа  «Как природа лечит человека?»

Экологическая акция «Украсим свою группу(детский сад) комнатными растениями»

Экологический праздник «Масленица»

Ноябрь

Связаны с сезонами

Декабрь

Апрель

Февраль

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

          Познавательная беседа (вводно – подготовительная) на тему

            «Опознавательные знаки мест, где мы живем»

Цель:  дать начальное представление об опознавательных знаках дома, улицы, своего поселка (города) и нашей страны; познакомить с опознавательными знаками на дороге; разработать безопасный маршрут от дома до детского сада и обратно с опорой на знание опознавательных знаков на дороге.

Задачи:  выявить имеющиеся у старших дошкольников знания об организации жизни улицы, города (поселка), страны, о разнообразных опознавательных знаках, в том числе дорожных знаках на улице; разъяснять и учить выполнять правила поведения в общественных местах, на улице; разъяснить понятия «адрес», «дорожные знаки», «безопасная дорога»; выполнить практическое задание.

Оборудование:  репродукции городских и сельских пейзажей русских художников, таблицы с изображением улицы, таблички с номерами домов и улиц, макеты «Светофор», знаки «Зебра» и «Подземный переход».

Примерное содержание:

Ребята, скоро вы станете учениками, и некоторые из вас будут самостоятельно ходить  в школу без мамы, бабушки. Чтобы не заблудиться, не перепутать улицу и дом, надо хорошо знать адрес места, где расположена школа, и уметь различать разные знаки в поселке (городе) и на улице. Какие знаки помогают вам узнать место, где вы живете? Вы, наверное, замечали, что каждый дом имеет свой особый опознавательный знак. Кто скажет, какой?

(Кто  то из детей отвечает: «Номер дома».)        

Кто из вас знает номер своего дома?

(Дети называют номера своих домов.)

Улица тоже имеет свой отличительный знак – название. Как называются ваши улицы?

(Звучат ответы детей.)

Полный отличительный знак места, где находиться ваш дом: название улицы и номер дома. Это адрес места, где вы живете.

А знаете ли вы адрес места, где находится наш детский сад? Назовите улицу и номер дома, где расположен наш детский сад.

(Дети называют улицу, номер дома, в котором располагается ДОУ.)

Отличительные знаки места, - это название улицы и номер дома, в котором находиться детский сад.

Но это еще не полный ее адрес. Мы должны к этим опознавательным знакам нашего детского сада присоединить названия родного поселка и нашей страны. Кто назовет их?

(Звучат ответы детей)

Как быстрее дойти от дома до детского сада? Всегда ли короткая дорога безопасна?

Домашнее задание: разработайте с родителями безопасный маршрут от дома до детского сада и обратно. Рассмотрите с родителями (мамой, папой), бабушкой или дедушкой все знаки по дороге из дома в детский сад и обратно. Определите, где находятся светофор и знак «Зебра», что обозначают эти знаки?

 

Занятие "Играем в национальные игры народов России"

Цель: дать начальное представление о народах России. Беседа про народы России, проведение игр.

Задачи: научить играть в различные национальные игры народов России; формировать интерес к жизни народов России; выявлять общее в культуре и повседневной жизни, в быту её народов; воспитывать дружественные формы общения и вызвать положительный эмоциональный опыт.

Примерное содержание: Спросите у родителей, у бабушек и дедушек, в какие игры они играли, когда были маленькие. Известны ли им игры других народов России? Смогут ли они о них рассказать так, чтобы мы с вами не только узнали об этих играх, но и смогли научиться в них играть?

А сейчас поговорим о русских народных играх и поиграем в них. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Русские народные игры "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчёлки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", "Хромая лиса", "Филин и пташки", "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыплёнок", "Оса", и их различные варианты воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

[Выбор совместно с детьми игры и её проведение.]

Русские народные игры отражают повседневные занятия наших предков и тем самым помогают нам знакомиться с нашим историческим наследием. Приходилось ли вам слышать о таких играх? Рассказывали ли вам о них в вашей семье? Это игры "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка", "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка", "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаём горшки", "Захват флага", "Защита укрепления", "Шишки, жёлуди, орехи", а также различные их варианты.

(Воспитатель или дети рассказывают о правилах одной из игр и проводят её.)

Интересно ли вам узнавать об играх ваших сверстников, живших в прошлые  столетия? Знаете ли вы игры, в которых важно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию? К таким играм относятся "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше?", "Ловишки", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Верёвочка под ногами" и др. В какие из них можно поиграть дома, а в какие на улице?

(Воспитатель или дети рассказывают о правилах одной из игр и проводят её.)

Вы растёте, и вам хочется измерить свои силы, показать свою ловкость и находчивость. Вам нравятся популярные современные киногерои, но задолго до них кумирами многих поколений российских детей были богатыри, а играли тогда в такие игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарём), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг", "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "бои на бревне" и их различные варианты. Хотите подробнее узнать о них? Кто начнёт рассказывать об игре "Перетягивание каната"? Кто продолжит разговор о другой игре из перечисленных игр?

(Обсуждение игр и их проведение.)

Воспитание нравственных чувственных чувств и этического сознания

Познавательная беседа  «Добро и зло»

Цель занятия:   подвести воспитанников к пониманию основных категорий морали - добро и зло; выяснить почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Задачи: 1) раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; способствовать формированию умений объяснять понятия «добро» и «зло» (познавательные УУД); совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; формировать потребность совершать добрые дела;

2) развивать и корректировать  связную речь, обогащать словарный запас, учиться работать в группах;   коррекция и развитие коммуникативных способностей детей;  коррекция и развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;  коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;

 3) воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

Оборудование: словарные слова, карточки, пословицы, сказочные герои, таблицы, фишки чёрного и золотистого цвета,  компьютер.

Примерное содержание:

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро" 
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

- У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в группе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

Актуализация знаний.

  (звучит песня «Дорога  добра»,  запись)

- Ребята, о чем эта песня? (О добре)

- А кто назовет  противоположное по значению слово?  (ДОБРО  -  ЗЛО)

- Определите тему нашей беседы.

- Что такое добро?   И что такое Зло?  Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.   Давайте же и мы  сегодня попробуем сделать для себя этот вывод. 

Ребята, подумайте и скажите, что для вас – добро, а что – зло.

Обман, помощь, хвастовство, трудолюбие, жестокость, скромность, совесть, зависть, жадность, честность.

– А теперь попробуйте дать определения:

Добро – это...

Зло – это...

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым.

Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным.      

Эпиграф нашего урока: 
Добро и зло творить всегда 
Во власти всех людей. 
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней.

Изучение нового материала.

- Ребята, беседа сегодня будет необычной, мы  совершим виртуальное путешествие. И с этого момента наша группа превращается в машину времени  с центральным компьютером; я буду командиром корабля, вы - путешественниками во времени и пространстве  и наши гости тоже; Устраивайтесь  поудобнее: наш полет начинается!

- Итак, уважаемые путешественники, мы приближаемся к мифическому дереву  познания добра и зла. Если помните, первым людям Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды с этого дерева под страхом смерти, но они ослушались, и зло пришло в мир.

-  Может быть, это дерево сейчас где-то и существует. У дерева только 2 ветви: черная и золотая. Черная - это зло, и на ней в свое время появляются черные плоды зла; золотая ветвь - это добро, и на ней вырастают золотые плоды добра.

(Идет процесс чтения и комментирования пословиц: воспитатель читает пословицу, просит детей объяснить ее смысл, определить, о чем она - о добре или о зле, и  кладёт фишку  к определённой стороне дерева (черной, золотой).

1) Пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. ( Про добро).

* Добро творить – себя веселить. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).

* Злой плачет от зависти,  добрый - от радости. ( Про добро и зло).

- Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

- Уважаемые путешественники! Вы, наверное, обратили внимание, что на дереве добра и зла нет  плодов.

- Время нашего пребывания у Древа познания Добра и Зла подходит к  концу. Но, согласитесь, не хочется оставлять его  без плодов. Мы подарим ему его плоды.

        (Начинается работа в группах: дети разбиваются  на  группы по 2 - 3 человека).                                              

 Задача: проанализируйте ситуацию, определите проявление добра и зла и назовите понятие словом.

Задания для групп.

                                           1 группа.

1. Отнять у младшего деньги.  Это….

2.Помочь старушке перейти дорогу.  Это…

3. Подарить маме цветы в день рождения. Это….

4.Придумать для сверстника оскорбительное прозвище. Это….

                                             2 группа.

1.Ударить ногой собаку. Это…

2. Помочь сверстнику выполнить какое-либо задание.  Это….

3.Помирить поссорившихся друзей.  Это….                                                      

4.Помочь маме в домашних делах.  Это….

(По окончании работы проверяются ответы групп,  и  «вешают» плоды на дерево).

- Видите, дети, Дерево познания Добра и Зла благодаря вашим усилиям покрылось плодами, и заметьте: плодов добра на нем больше, чем плодов зла. А это - закон жизни: ведь если бы зло преобладало в мире, жизнь на планете просто прекратилась бы.

- Итак,  чтобы снять усталость, давайте проведем физкультминутку.

    Физминутка

- Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?   

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. 
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». 
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. 
Так добро отплатило Злу за зло - добром.

- Чему учит нас эта притча? (За зло нужно платить добром).

 Знакомство с притчей “Два волка”.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну древнюю истину: “В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – чёрный, представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк – белый, представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...”

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: “А какой волк в конце побеждает?”

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы ваш белый волк всегда побеждал.

Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит..  (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь  (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

-  Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

- А теперь  встаньте, возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.

- Вот так и продолжайте  желать  друг другу доброе и говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

- Лицо человека отражает то, чему он служит – добру или злу. Не случайно говорят: “Лицо – зеркало души”. Об этом важно помнить. Все наши поступки видны на лице!

- Возьмите  в руки зеркало,  подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. 

Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.                                                                

 - Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло.

Итог беседы.

– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни?

 У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите коричневый листок.  (Коричневый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

Притча про бабочку.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней.

- И помните: всё в ваших руках!

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни.

Познавательная беседа на  тему "Самые нужные профессии. Профессия - повар"

Цель беседы: расширить представления  старших дошкольников о мире профессий.

Задачи: познакомить с профессией повара; воспитывать уважительное отношение к людям труда; стимулировать интерес к познанию.

Оборудование: карточки (плакат) или компьютерная презентация.

Примерное содержание:

Вводная часть

Среди современных важных и интересных профессий вам известны такие, как повар, воспитатель, учитель, художник, геолог, продавец, врач, токарь, лесничий, композитор, конструктор, ветеринар, реставратор, диспетчер, водитель, фермер, писатель, медицинская сестра, парикмахер, юрист, программист, балетмейстер, лётчик, строитель, актёр, автослесарь, животновод и другие. Мы выберем одну и поговорим о ней подробнее.

 Основная часть

 Повар - это специалист по приготовлению пищи.

Профессия повара - одна из древнейших в мире, ведь результатами труда поваров люди пользовались во все времена повсюду в мире. От того, что человек ест, зависит и его здоровье, и настроение, и качество работы.

Приготовление пищи - это настоящая наука, и искусство. У каждого народа есть своя национальная наука с особенными рецептами. Приготовление пищи требует творчества, фантазии, изобретательности и, конечно же, знаний. Повар должен много знать о продуктах: как выбрать самые лучшие продукты, как правильно их хранить, как определить их свежесть. Разные блюда готовятся по-разному, и повару необходимо знать особенности их приготовления.

Для этой профессии очень важны органы чувств. Ведь степень готовности блюда и его качество повар определяет по запаху, вкусу и цвету. А чтобы запомнить рецепты разных блюд, повару необходима хорошая память. Очень важно уметь оформить и подать приготовленное блюдо.

Заключительная часть

Насколько профессия повара важна в жизни каждого из вас? Достаточно ли бережно мы относимся к продуктам труда наших поваров?

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Психологические игры эстетического содержания

В процессе проведения игр следует обращать внимание детей на красоту движений животных, обсуждать важность и ценность природы.

Игра "Малыши"

      Играющие изображают маленьких детёнышей животных (по выбору), которые лежат рядом. Вдруг подул холодный ветер. Малыши замёрзли, сжались в маленький клубочек - греются. Стало жарко. Малыши развернулись и издали радостные звуки.

Игра проводится с соответствующим музыкальным сопровождением.

Игра "Весёлые животные"

     Участники игры изображают животных (кого захотят). Сначала все сидят за стульями (в клетках). Каждый ребёнок по очереди показывает своё животное, остальные игроки угадывают, кого он изображает. После того как всех узнали, клетки открываются и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

Игры на развитие языка чувств

   Проведение подобных игр требует создания особой обстановки доверия. Каждая игра заканчивается обсуждением.

Игра "Дневник настроений"

    Вместе с ребёнком педагог или родители ведут "Дневник настроений", где ежедневно отмечают его эмоциональное состояние в течение дня с помощью условных обозначений: весёлое, радостное, счастливое; немножко грустное, молчаливое, задумчивое, скучное, плаксивое. К каждому виду настроения подбираются словесные обозначения, то есть составляется "словарик настроений". Такие игры помогают осознать своё эмоциональное состояние, выразить его разнообразными словами.

Игра "В мире чувств"

    Играющим предлагается словесно описать свои чувства, когда им было грустно, когда теряли самообладание, представить, что они могут управлять собой. Предлагается попробовать создать в воображении иное чувство - самоуверенность - и рассказать о нём.

Игра "Волшебный сон"

    Участники игры засыпают волшебным сном, в котором им снится то, что они хотят. Во время сна хорошо использовать спокойную, расслабляющую музыку. После пробуждения дети рассказывают о своих чувствах и сновидениях.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Беседа «Государственные символы (государственный герб, флаг, гимн») моей Родины – Российской Федерации»

Учить: главные символы России (флаг, гимн, герб, в том числе матрёшка, берёза, символические значения цветов российского флага).

Развивать: диалогическую речь, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитывать: патриотические чувства, уважительное отношение к государственным символам России; гордость за своё отечество.

Игровой момент: дети находят в группе конверт с письмом, обращаются к педагогу прочитать, что в нем написано.

В. (читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Почемучка. Я

разгадывал кроссворды и затрудняюсь ответить на вопросы. Помогите, пожалуйста. Заранее благодарен. Почемучка.

В.: Сегодня, мы будем говорить об очень важном: о нашей Родине, о России, о Государственных символах. И конечно же, ответим на вопросы Почемучки.

Итак, первый вопрос, который задает нам Почемучка, звучит так: « В какой стране с удивительно красивым названием мы живем?»

Д.: Мы живем в России.

В.: А кто найдет и покажет на карте мира Россию - нашу Родину.

(2 – 3 ребенка работают с картой.)

В.: Почемучка задает второй вопрос: «А что такое Родина? »

Дети: - Родина - значит родная, как мама и папа.

- Родина - место, где мы родились.

- Родина - страна, в которой мы живем.

У всех стран, в том числе и у России есть свои символы. А какие они эти символы? Назовите государственные символы нашей страны.

Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.

В.: Один из символов – это флаг. Почемучка хочет знать, из каких цветов состоит флаг России?

Дети: Флаг состоит из трех цветов: белого, синего, красного.

В.: А как расположены полосы?

Дети: Полоски флага расположены горизонтально: белый, синий, красный.

В.: Это любимые цвета русского народа. Давайте ответим Почемучке, что означает белый цвет?

Дети: Народ белым цветом обозначал чистоту, мир, правду, веру.

В.: Белый – это цвет мира. Наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. А что означает синий цвет?

Дети: Синий цвет – это вода, небо, верность, честность, мудрость.

В.: Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Осталось ответить, что означает красный цвет?

Дети: Отвага, смелость, героизм, кровь, пролитая за Родину.

В.: А где можно увидеть флаги?

Дети: Флаг можно увидеть над Кремлем, где работает Президент России – Путин, над администрацией Советского района, где работает глава Удинцев Сергей Васильевич. В праздники на государственных учреждениях, на Олимпиадах, соревнованиях, на кораблях, над Домом культуры, над школой.

Дети: Один из символов России – это герб.

В.: Почемучка задает вопрос: « А что такое герб? »

Дети: Герб – отличительный знак. Его устанавливают на границе.

В.: Государственные символы России – это флаг, герб. Что я еще забыла отметить?

Дети: Гимн – это тоже символ нашей страны.

В. : Почемучка хочет знать, что такое гимн?

Дети: Гимн – это торжественная песня.

В. : А как мы слушаем гимн?

Дети: Гимн мы слушаем стоя, молча.

Вос.: Правильно, но есть ещё отличительные символы, которые отличают их от других государств: матрёшка, дерево – берёза. Матрёшка не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки. В России есть красивый город Сергиев Посад. В этом городе есть старинный музей игрушки. Этому музею почти 100 лет. В нём хранятся игрушки со всего мира, в том числе одна из первых матрёшек.

        Первым кто выточил матрешку, был токарь Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её известный художник Сергей Васильевич Малютин. А поскольку одним из самых распространенных деревенских имён в то время было имя Матрёна, ласкательное матрёшка, то и куклу назвали матрёшкой. Вот так родилась эта « деревенская девочка ».

С 1890 г. в Сергиевом Посаде началось массовое производство матрёшек. А через некоторое время матрёшек стали делать и в других российских городах и сёлах. Наиболее известными являются 3 вида матрёшек (показ иллюстраций с матрёшками): Семёновская матрёшка,   Загорская матрёшка, Полхов – Майданская. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Матрёшка давно стала национальным сувениром, который радует взрослых и детей всего мира.

          Следующим символом страны – является национальное дерево – берёза. Берёза – любимое российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Очень много стихотворений посвятил русский народ берёзе, послушайте одно их них:

Берёза, моя берёзонька,

 Берёза моя белая,

 Берёза кудрявая!

Стоишь ты, берёзонька,

 Посреди долинушки;

 На тебе, берёзонька,

 Листья зелёные;

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки поют;

Под тобой, берёзонька,

Красны девушки

Венки плетут.

 ( рус. нар. песня )

       - Посмотрите на берёзоньку (показ иллюстраций), какая она стройная и красивая. Неисчерпаема та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево используют как строительный материал. Древесина берёзы очень прочная, идёт на изготовление мебели. Кора берёзы – береста заменяла писчую бумагу. Делали из бересты музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки. Почти вся крестьянская утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетёные короба, посуда.

Так же берёза даёт очень вкусный и полезный сок. Как он называется?

 (берёзовый).

Почки и листья берёзы используются в медицине. Вот такую пользу приносит берёза. Россия и берёза! Эти два понятия – не разделимы. Она стала символом нашей страны – России.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Сценарий экологического праздника «Масленица»

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи: 
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.

Ход занятия:

Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.

- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.

Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.

Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!

Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

        Результаты применения программы Моя малая родина»

Духовно-нравственное воспитание и развитие воспитанников подготовительной группы, можно оценить по трём уровням:

первый уровень результатов - приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников со своими воспитателями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта;

второй уровень результатов - получение воспитанниками опыта переживания и  отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие  воспитанников между собой на уровне группы, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной  просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);

третий уровень результатов - получение  воспитанниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у старшего дошкольника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации старших дошкольников - формирование у них коммуникативной, эстетической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

                                           

         

                                             

                                           Заключение

     О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

                             Список литературы    

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников [Текст]// Нач. школа. – 2005. - №11 – С.68-71.

2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание [Текст]// Педагогика, 1999. - №4. – С.78-80.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:    [Текст]//  проект: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования. – М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).

4. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. Под. Ред. Данилюка А. Я. М.: Просвещение. 2011. – 17, 37 с.       

5. Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения / Э. Н. Петлякова. – Ростов н/Д: Фнникс, 2012. – 222 с.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст]// Начальная школа/ [сост. Е.С.Савин].-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2010. – с. 204. – (Стандарты второго покаления).

7. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/А.Я. Данилюк, А.А. Логинова [Текст]// - М.: Просвещение, 2012. – с. 32 – (Работаем по новым стандартам).

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"

Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...

рабочая программа "Сбережем Малую Родину"

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой.Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, так как они постоянно в ра...

Проект парциальной программы "Моя малая Родина"

Проект программы "Моя малая Родина" подготовлен для детей старшего возраста детского сада....

Мини – программа Моя малая родина

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей....

Программа Моя малая Родина

Программа разработана для расширения и углубления знаний своей малой Родины....

Программа «Моя малая Родина»

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребёнок с перв...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...