Статья Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья (младшая группа)

Васильева Татьяна Сергеевна

В этой статье автор говорит о важности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр. Ведь именно сенсорные игры способствуют формированию у детей сенсорных эталонов, которые служат для детей младшего возраста средством познания мира. Педагог, раскрывает какие именно виды игр, используются им на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sensorike.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

  Автор: Васильева Татьяна Сергеевна

       воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск 2025 г.

Проблема сенсорного воспитания в современной педагогике достаточно хорошо изучена и востребована. Этим вопросом занимались такие видные представители дошкольной педагогики, как Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др. Целую систему сенсорного воспитания разработали советские ученые педагоги и психологи — А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков. 

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия. 

Мы понимаем, что усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому воспитанию сенсорной культуры детей мы уделяем достаточно внимания для адекватного взаимодействия с окружающим миром.

В нашей группе сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста происходит в образовательной деятельности в интеграции с другими образовательными областями, в ходе непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, в процессе дидактических игр и упражнений, в изобразительной (аппликация, рисование, лепка) и конструктивной (конструирование, моделирование) видах деятельности, в процессе элементарного труда в природе, в повседневной жизни детей. 

  Мною реализуется дидактические игры сенсорного содержания на основе комплексного подхода, а именно: 

- дидактические игры сенсорного содержания включены в совместную деятельность детей и педагога и самостоятельную деятельность детей с дидактическими материалами, размещенными в сенсорном уголке;

 - организована совместная деятельность детей и родителей по изготовлению дидактических игр и материалов сенсорного содержания.

Мы старались подобрать комплексы дидактических игр, способствующих развитию у детей 3-4 лет разных систем восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Также осуществили подбор дидактического материала для проведения дидактических игр, который разместили в сенсорном уголке группы.

Визуальная система восприятия.  

Дидактические игры и дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и внимания способствовали:

- развитию зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

 - восприятию формы;

 - восприятию величины;

- восприятию цвета;

- восприятию пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения;

- формированию представлений о воспринятом.

   Аудиальная система восприятия.

Дидактические игры и дидактические материалы по развитию слухового восприятия и внимания способствовали:

- «развитию слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;

- восприятию звуковых характеристик предметов и явлений (тихо - громко, близко - далеко, быстро - медленно, долго - кратко);

- опознанию предметов и явлений по звуковым характеристикам;

 - дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;

 - восприятию пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения;

- формированию представлений о форме, величине воспринятого.  

Кинестетическая система восприятия.

Дидактические игры и дидактические материалы по развитию тактильно-двигательного восприятия способствовали:

- восприятию и определению предметов на ощупь;

- определению на ощупь величины, формы предмета, материала (по образцу, по словесной инструкции);

- дифференциация предметов по признаку;

- формирование у детей координации руки и глаза.  

Критериями отбора дидактических игр выступили:

- тематическое разнообразие,

- доступность для понимания,

- возможность усложнения,

 - вариативность.  

Так же в своей  работе мною использовался дидактический материал- палочки Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают методу обучения числу и счету, в нашей работе они помогут в обучении эталонов цвета и величины.

 Каждое занятие включало в себя интригу главного действующего героя, от лица которого предоставляются задания для игр. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. 

Одновременно с развитием сенсорных эталонов происходит совершенствование действий восприятия. 

Обучение детей способам обследования предметов проходит несколько стадий: от внешних ориентировочных действий (обхватывание, ощупывание, наложение, обведение контура) к действиям собственно восприятия: сопоставлению, сравнению свойств разнообразных предметов с сенсорными эталонами, группировке по выделенному признаку вокруг образцов - эталонов, а далее - к выполнению все более сложных глазомерных и глазодвигательных действий, последовательному рассмотрению (то есть зрительному обследованию) и подробному словесному описанию свойств предмета.

Можно сделать вывод по результатам проделанной работы. При систематической работе в данном направлении, дети выделяют и называют большое количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая в дальнейшем позволит ему глубже вглядываться в предметы и явления, замечать в них существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении. В результате ознакомления с предметами и их изображениями у детей начинает формироваться наблюдательность.  

Литература:

1. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

2. Веракса Н.Е, Комарова Т.Е., М.А.Васильева. Основная общеобразовательная  программа дошкольного образования, 2014 Мозаика-Синтез.

3. Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие.

4. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста"

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окруж...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

«Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Актуальность проекта•Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и явлениям. Именно с их восприятия начинает...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...

Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...