проект "Школа добрых волшебников"
проект (старшая группа)
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверьми детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести как много пользы. Проект вовлекает детей в мир добра и любви, который становится для них достижимым и реальным. В рамках проекта организовываются праздники, досуги, развлечения и благотворительные акции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 304.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Проект
по духовно-нравственному воспитанию детей
дошкольного возраста
Воспитатель: Игнатенко Т.Х.
г.Покачи, 2024г.
Содержание
Уровень нашего успеха ограничен только нашим воображением,
и ни один добрый поступок, даже самый маленький, никогда не пропадет даром»
Эзоп.
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
Данный стандарт помогает нам как воспитателям решить такие задачи, как:
- приобщение детей к традициям семьи, социокультурным нормам общества и государства, а также объединения обучения и воспитания в целостно- образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- развитию в ребенке социальных, нравственных, эстетических, физических интеллектуальных и социальных качеств, а также развития, инициативности, самостоятельности и ответственности и формированию общей культуры личности ребенка.
Начиная с начала XXI века мы все чаще упоминаем о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры вне зависимости от формы вероисповедания, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие мира для себя
- делают нас теми, кем становимся мы в своей взрослой жизни. Именно в детстве мы, как воспитатели можем найти «ключик» к потаенным дверцам в душах наших воспитанников, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, но очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка.
Вот почему нам, как воспитателям важно всматриваться в чистые глаза малышей, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить и искоренить зарождающееся зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы, взрослые, а в частности воспитатели быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий философ, имя которому «Справедливость», «Любовь», «Доброта», «Понимание».
Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у ребенка не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм.
В ходе реализации данного проекта поставлены цели и задачи, определены целевые ориентиры, выбраны социальные партнеры, составлен план мероприятий, разработан диагностический инструментарий.
Актуальность проекта.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте. Кандидат педагогических наук В.А. Сухомлинский чётко обозначил этот жизненный период ребёнка: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Социальное партнерство
Огромную роль в решении поставленных задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверьми детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести как много пользы.
Проект вовлекает детей в мир добра и любви, который становится для них достижимым и реальным. В рамках проекта организовываются праздники, досуги, развлечения и благотворительные акции. В рамках проекта дети становятся участниками различных культурных мероприятий, они учатся выражать себя в искусстве, общаться и дружить.
В детском саду стало традицией организация и проведения различных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Мною предложена модель духовно-нравственного воспитания дошкольников, объединяющего всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей, общественные организации) и оптимально раскрывающего интегративные возможности изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности (занятия, праздники, конкурсы, концерты)
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей среднего возраста (4-5 лет)
«Школа добрых волшебников»
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников средней группы МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Продолжительность: долгосрочный
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий
Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.
Возраст детей: 4-5 лет
Участники проекта: воспитанники средней группы (4-5 лет), воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Направление проекта: Духовно-нравственное воспитание детей - это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В современной педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель –воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира самого себя и людей, окружающих его.
Основным периодом в духовно-нравственном становлении и развитии личности это дошкольный возраст. Это период первоначального вхождения ребенка в удивительны и прекрасный мир, формирование у него отношения как к самому себе, так и к окружающим его людям.
В процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье (родители, братья или сестры, бабушки и дедушки), прививаются навыки доброжелательного общения со своими сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
В настоящее время формируется сравнительно новое в дошкольной сфере направление православного дошкольного воспитания. Обращаясь к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повышается компетентность воспитателей, воспитанников, родителей, расширяется воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в общество.
Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки.
Цель проекта–становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека - гражданина России, сохранение духовно- нравственного здоровья детей, а также применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.
Задачи проекта:
В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
-формирование начал патриотизма и гражданственности;
-формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
-уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
-формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
-формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение кличности, эмоциональный контакт)
-воспитание уважительного отношения к труду.
Кроме того, немаловажными задачами духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- представления о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, на природе и в образовательных учреждениях.
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью сверстников, родителей и здоровому образу жизни
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его самообразования, труда и творчества;
Предварительная работа:
#1055;ознакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость ю . выбранной темы.
2. В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
3. Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.
4. Вступление детей в школу добрых волшебников.
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Нравственное воспитание детей».
- Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью».
- Акция: «Продлим жизнь книге – сохраним лес!» (ремонт книг дома совместно родителей и детей).
- Акция «Дерево добрых пожеланий»
- Благотворительная акция: « Посылка солдату»
- Благотворительная акция: «Дай лапу»
- Совместные праздники. «День пожилого человека», «23 февраля», «8 марта», «Посиделки у самовара».
Ожидаемый результат:
- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
- Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
- Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
- Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
- У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
- Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
- У родителей повысился интерес к жизни группы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Образовательная деятельность:
- ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
Совместная деятельность:
- дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.
Самостоятельная деятельность:
- трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Первый этап. Разработка проекта.
- Довести до участников важность данной темы.
- Подбор методической литературы.
- Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
- Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработка и определение тематики бесед.
- Подбор музыкального репертуара.
- Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
- Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью».
- Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».
Второй этап. Выполнение проекта.
Третий этап. Продукт проектной деятельности
3 – 4 неделя
Итог работы:
Фотовыставка «Наши добрые дела».
Оформление выставки детских работ «Страна доброты».
Показ сказки «Репка».
Месяц | Неделя | Вид деятельности |
Сентябрь | 1 | Беседа «Добрые слова улучшают настроение». Д/и «Путешествие по сказкам». Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого». Ситуативный разговор «Чем порадовать друга». |
2 | Чтение А. Барто «Вовка- добрая душа». Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Лепка «Солнце счастья». Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра». | |
3 | Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии». Д/и «Скажи наоборот». Чтение сказки «Два жадных медвежонка». Аппликация «Подари прохожему улыбку». | |
4 | Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд». Беседа «Что такое доброта». Игровая ситуация «Ищем добрые слова». Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». | |
Октябрь | 1 | Беседа «Какими могут быть добрые дела?» Этюд «Скажи доброе слово другу». Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец». Чтение сказки «Три сына». |
2 | Д/и «Оцени поступок». П/и «Не сердись, улыбнись». Просмотр серий из мультфильма про Лунтика. Рассматривание книги «Правила поведения дошкольников». Рисование «Мой папа самый лучший». | |
3 | Беседа «К чему ведут ссоры». Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей». Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте. Чтение В. Осеевой «Добрые слова». | |
4 | Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев. Разучивание стихотворения «Доброе утро». Прослушивание песни группы «Барбарики». «Доброта». Игровая ситуация «Помогаем другу в беде». | |
Декабрь | 1 | Беседа «Почему нужно уметь уступать». Словесная игра «Как помочь другому человеку». Аппликация из салфеток «Цветы для мамы». Д/и «Хорошо плохо». |
2 | Чтение В. Катаев «Цветик-семицветик». Рисование «Цветик-семицветик». П/и «Круг пожеланий и благодарений». Просмотр серий из мультфильма про Лунтика. Слушание звуков природы. | |
3 | Беседа «Добрый человек не оставит в беде». Труд «Лечим книжки» (ремонт книг). Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки». Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой». Д/и «Хорошо - плохо». | |
4 | Чтение Е. Благининой «Подарок». Рисование «Какого цвета доброта». Просмотр мультфильма «Крошка Енот». Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей». | |
Беседа «Добрые дела, я люблю трудиться». Составление рассказа «Я помогаю дома». Конструирование из бумаги «Цветок добра». Речевая ситуация «Помощь котёнку». | ||
Январь | 2 | Чтение сказки «Снежная королева». Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты». Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо». Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот». Игра малой подвижности «Ручеёк». |
3 | Беседа-обсуждение «Как помочь товарищу в трудную минуту или, если он поступает неправильно». Труд «Уход за комнатными растениями». Чтение В. Осеевой «Синие листья». Рисование «Дерево с синими листьями». | |
4 | Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции». Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал». Д/и «Скажи наоборот». Составление рассказа «Почему добро побеждает зло». П/и «Вежливые жмурки». | |
Февраль | 1 | Составление загадок о доброте. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью». Интервью с детьми «Что такое доброта». Настольно - печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам». Лепка «Добрый волшебник». |
2 | Чтение сказки «Золушка». С/р игра «Больница». Труд «Наводим порядок в группе». Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы». | |
3 | Беседа «Природа добрая и злая». Д/и «Лови бросай». Чтение сказки «Морозко». Проблемная ситуация «Карлсон, который не знает добрых слов». | |
4 | Рисование ладошкой «Два весёлых гуся». Акция «Полечите книжку» (ремонт книг дома совместно родителей и детей). Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят». П/и «Не сердись, улыбнись». С/р игра «Спасатели». | |
Март | 1 | Д/и «Назови ласково». Беседа «Добрый или злой (оценить героя из мультфильма, сказки). Разучивание стихотворения «Петушки». Просмотр серий из мультфильма про Лунтика. |
2 | Слушание звуков природы (звуки моря). Ситуативный разговор «Чем порадовать друга». Д/и «Путешествие по сказкам». Чтение сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». | |
3 | Рисование ладошками «Солнышко лучистое улыбнулось весело». Просмотр мультфильма «Репка». П/и «Улыбнись не сердись». Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой». | |
4 | Чтение А. Кузнецова «Подружки». Повторение песни «Дружба крепкая» из мультфильма «Крошка Енот». Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев. Игровая ситуация «Почему Баба Яга злая и как ей помочь». | |
Апрель | 1 | Д/и «Лови - бросай». Рассматривание книги «Правила поведения в детском саду». Чтение сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Репетиция постановки сказки «Репка». |
2 | Аппликация «Репка». Чтение пословиц и поговорок о добре. Прослушивание песен о доброте. Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции». | |
3 | Труд - уход за комнатными растениями. Игра малой подвижности «Ручеёк». Рассматривание сюжетных картинок «Труд взрослых» Чтение С. Маршак «Ежели вы вежливы». | |
4 | Рисование «Улыбчивая ромашка». Репетиция сказки «Репка». Чтение сказки «Золушка». П/и «Найди свою пару и обнимись». | |
Май | 1 | Игровая ситуация «Утешаем куклу». Беседа «Пожелаем друг другу доброе утро». Оформление выставки детских работ «Страна доброты». Чтение В. Осеевой «Что легче?» |
2 | Словесная игра «Комплименты». Репетиция сказки «Репка». Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы». П/и «Вежливые жмурки». |
Итог проекта. Результаты работы в рамках проекта.
При планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысилась эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысилась компетентность педагогов, родителей, расширилось воспитательное пространство, и обеспечился активный выход на социум.
Результатами проведенной работы стала активизация процесса духовно — нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников среднего возраста.
Повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников.
Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств). Повысился интерес родителей к духовной жизни. Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.
В данный момент работа над проектом продолжается, мы апробируем новые формы привлечения родителей и детей к совместным семейным чтениям, так как считаем, что проводимая нами работа позволяет не только приобщить ребенка к миру духовно-нравственных ценностей, а также дают ему возможность почувствовать себя нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро и красоту нашего мира.
В дальнейшем планируем в работе с детьми и родителями продолжать изучать и проводить народные обряды и праздники. Знакомить с обычаями и традициями разных народов нашей страны.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей:милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список используемой литературы.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
- Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
- Карпинская, Н.С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. М.: 1955.
- Интернет ресурсы.
КОНСПЕКТ НОД
«КРУГ ОБЩЕНИЯ – ДРУЖБА».
Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки в процессе формирования представлений о дружбе, умение реагировать на происходящее посредством мимики, желание дружить, радоваться общению. Воспитывать уважение к окружающим и дружеские взаимоотношения в группе.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель звенит колокольчиком. Стихотворение с движением в кругу.
Колокольчик озорной
Ты друзей в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева друг и справа друг.
Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим какие вы дружные. Вам нужно громко отвечать на мои
вопросы.
Вы Готовы? (Да)
Будем праздник отмечать? (Да)
Будем мы молчать, скучать? (Нет)
Будем дружно танцевать? (Да)
Будем дружно мы играть? (Да)
Может спать вас уложить? (Нет)
Как я рада, что ребята в детском садике дружны,
Игра «Цветок Дружбы»
На полу лежит цветок с грустным лицом (цветок без лепестков).
Подходим к цветку:
Воспитатель: - Ребята! Посмотрите, какой грустный цветок? Как вы думаете. Почему?
Ответы детей: - Потому что у него нет лепестков.
Воспитатель: - А, давайте поднимем ему настроение, сделаем ему лепестки.
Садимся к цветку ножками и играем в цветок дружбы, держась за руки.
Цветок закрылся (дети сидят, наклоняясь вперед, тянутся руками к носочкам),
цветок раскрылся (берутся за руки и ложатся на спину). Повторяют три раза.
Переворачиваем подушечку (на другой стороне подушки – веселое лицо).
Воспитатель: - Дети, наш цветок улыбается.
Дети: - Мы с ним поиграли, и он перестал грустить.
Садимся на стульчики.
Игра «Улыбка»
Передаем друг другу смайлики. Дети по кругу отвечают на вопросы:
- Когда мы улыбаемся?
- Кому улыбаемся?
Воспитатель:
- Значит в нашей группе живет улыбка. Значит у нас дружная группа.
Пальчиковая игра: «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
А теперь подружат маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5
Начинаем мы играть.
Воспитатель:
- Дети, у нас дружная группа, а что мы делаем когда вдруг поссорились.
Дети: – Миримся .«Мирилки».
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это у нас? Коробочка- мирилка,
А в ней волшебные платочки. Достаем платочки.
Играем в игру «Платочки».
Воспитатель берет платочек и закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом просит детей открыть лицо и показать:
- Какое у вас лицо, когда вы съели шоколад?
- Когда попробовали лимон?
- Увидели друга?
- Мама огорчена и т.д.
Теперь положим волшебные платочки в корзинку. Пусть они отдыхают.
Игра Цветик - семицветик».
Воспитатель:
Дети, мы с вами поиграли с цветком, сделали ему лепестки, давайте сделаем ему настоящие лепестки, чтобы он всегда улыбался, а чтобы они сложились в цветок вам нужно назвать правила дружбы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать, чтобы быть дружными? (дети называют правила, ведущая выкладывает цветок)
(Воспитатель достает из корзинки разноцветные лепестки)
· Не ссориться.
· Не бояться просить прощения, если обидел друга
· Быть вежливым
· Не злиться
· Не жадничать
· Помогать другу
· Быть честным
· Быть внимательным
· Уступать
Воспитатель:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
-Посмотрите, какой красивый цветок получился. Давайте еще раз улыбнемся друг другу и цветку.
Он будет напоминать о том. Что в нашей группе живет дружба и улыбка.
Конспект занятия в средней группе на тему «Круг общения -Дружба».
Программные задачи:
1.Воспитательная: воспитывать справедливое отношение к друг другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.
2.Развивающая: развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков межвозрастного общения.
3.Образовательная: учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять нравственной сутью поступков.
Ход занятия
Воспитатель: Каждое утро мы говорим друг другу «Здравствуйте», «Доброе утро», чтобы весь день был у нас добрым и радостным. Давайте скажем эти утренние и волшебные слова.
Дети: «Доброе утро»
Воспитатель: Я приглашаю вас в «Круг радости» для того, чтобы весело и ласково поприветствовали друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Давайте вместе скажем:
Здравствуй правая рука, (правую руку протягиваем вперед)
Здравствуй левая рука, (левую руку протягиваем вперед)
Здравствуй друг, (протягиваем правую руку другу)
Здравствуй друг, (протягиваем левую руку)
Получился ровный круг (беремся за руки).
Воспитатель: Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А сейчас можете присесть
Хочу вам загадать загадки, слушайте внимательно.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)
Ребята, давайте вспомним правила общения и дружбы.
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Воспитатель:
Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Вы тоже улыбнитесь друг другу, ведь улыбка-начало дружбы.
А как нужно общаться с друзьями? (Вежливо)
А вы знаете такие волшебные слова?
Ребята, я знаю очень интересную историю.
Хотите, расскажу? Кто хочет мне помочь?
(Воспитатель выбирает двух детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Зайчик и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на полянке мячик нашли.
Заяц: «Я первый!»
Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья. Обсуждение проблемы, поиск путей её решения. #1052;ожно играть вместе (играют вдвоём, а потом играют все) #1057;читалочка (рассказывают, какие считалочки они знают)
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?
Если поссорились, что нужно сделать? (помириться)
Мирилка (физминутка)
Хватит ссориться и злиться (дети стоят спиной друг к другу)
Ну, давай скорей мириться! (поворачиваются, берутся за руки)
Прочь, обида, уходи (машут руками)
Ждет нас дружба впереди! (берутся за руки)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети:…
Воспитатель: Правильно. Уступать друг другу, делиться.
Воспитатель:
Послушайте еще историю:
Нес однажды Зайка ловкий
Корзину полную морковки.
Была корзина не мала,
Очень – очень тяжела.
Ему навстречу Мишка шел.
Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!»
«Сам неси свою корзину,
Я пошел искать малину».
Воспитатель: Как бы вы поступили? Как бы в этой ситуации поступил друг?
Дети:…
Воспитатель: Молодцы. Значит следующее правило дружбы : «Помогай другу».
Ребята, а какие бы вы еще добавили правила дружбы?
Дети: уметь попросить прощения, если был не прав; делиться…
Воспитатель: Правильно. Вот такие простые, но главные правила дружбы
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Дружба начинается с улыбки?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Обзываться нужно? (нет-нет-нет)
Договариваться нужно?(да-да-да)
А игрушки отнимать? (нет-нет-нет)
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь я точно знаю , что вы настоящие друзья.
Хоровод дружбы. «Дружат дети всей Земли»
А в знак нашей дружбы предлагаю сделать хоровод из наших ладошек
Воспитатель: мальчики и девочки, вы просто умнички! Всё правильно заметили и сказали. Ну а теперь я хочу от вас ещё раз услышать – что же такое дружба?
Ответы детей.
Беседа о дружбе.
Педагог задает вопросы детям, дети отвечают на них.
Педагог:
- Как вы думаете, что такое дружба?
- Есть ли у вас друзья?
- Зачем нам нужны друзья?
- С кем можно дружить?
- Каким должен быть настоящий друг?
- С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Педагог: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей. Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают руки).
Беседа «Настроение».
Педагог показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое). Психолог задаёт детям вопросы:
- Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?
- Какое у вас сегодня настроение?
- Почему вам радостно, весело?
- Как вы думаете, у какого из этих человечков много друзей?
- Почему вы так думаете?
Психолог: Правильно, у человечка хорошее настроение, потому что у него много друзей. Поэтому он улыбается.
Конспект дидактической игры «Я помощник!»
Цель – воспитывать внимание, любовь и уважение, заботливое отношение к родным.
Задачи: – дать представления о значимости матери, отца для каждого человека; – помочь детям понять то, как много времени и сил отнимает у матери, отца работа по дому; подчеркнуть необходимость помощи родителям; – формировать ценные нравственные навыки – любви, сочувствия, эмпатии; – познакомить с тем, как правильно заботиться о мамах, папах, беречь своих близких и любить.
Материалы и оборудование: муляжи фруктов и овощей, картина семьи, портрет членов семьи, две корзины, дерево.
Ход игровой деятельности: Воспитатель: Добрый день, мои дорогие, я вас всех люблю. Давайте все возьмемся за руки и образуем большой круг – круг дружбы.
«Собрались дети все в круг, я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся».
Пожмем друг другу руки и передадим свою любовь, хорошее настроение, положительные эмоции. Чувствуете, у нас настроение поднялось? (Ответы детей)
Воспитатель: Пусть же хорошее настроение греет вас и не покидает на протяжении всего дня! Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, правильно, дети! Семья – это близкие люди, которые рядом с вами, и это большая ценность. Мы счастливы тем, что живем в семье, потому что только в семье мы чувствуем себя нужным, любимым человеком. Родители ваши, бабушки и дедушки – самые уважаемые люди в семье. Вы должны заботиться о них, как они заботятся о вас. Воспитатель: А теперь вопрос: с кем вы живете? (Ответы детей) Воспитатель: Да, почти у каждого из нас есть бабушка и дедушка. Как вы думаете, кто самый старший в семье? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, ребята, молодцы! По возрасту старшими являются бабушка и дедушка. Рисунки с их изображениями размещаем на нижней части дерева, потому что это основа семьи, её корни. Кто еще живет в вашей семье? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ваши мама и папа. Картинки с их портретами приклеим к средней части дерева. Кто еще остался в вашей семье? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, это вы! И ваши портреты мы приклеим к самой верхней части дерева. Воспитатель: (показывает рисунок семьи). Вот и появилась целая, полная и, конечно же, счастливая семья. А какая ваша семья? (Ответы детей).
Воспитатель: Как я рада за вас, дети! Жить в такой семье, как у вас, – большое счастье. Но у меня возник один вопрос. Кого вы больше любите, папу или маму? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята. На этот вопрос ответить трудно или даже невозможно. Мы любим своих родителей одинаково сильно. А как вы выражаете свою любовь? Любовь – это не просто красивые и даже добрые слова, это ещё и забота и помощь. Как же вы помогаете своим родителям? (Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, вы большие молодцы! Попробуем показать сейчас то, что вы говорили, в действии. Физкультминутка «Помощники» Дружно помогаем маме – мы белье полощем сами (наклоны). Раз, два, три, четыре (движения в стороны) – потянулись, (повесили бе- 13 лье) – остановились. Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове).
Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет рассказать стихотворение о маме, о папе? (Дети рассказывают стихотворения) Я хорошим сыном буду. Маме надо помогать: Чистить вилки, мыть посуду, вытирать и подметать.
Воспитатель: А какое ваше любимое блюдо, которое готовит ваша мама? (Ответы детей)
Воспитатель: А еще ваши мамы готовят пироги и торты с разными начинками. Для них нужны овощи и фрукты. Поможем собрать урожай?
Игра «Собери урожай для мамы»
Воспитатель: Ребята, перед вами две корзины. В первую надо будет собрать овощи, во вторую фрукты. (Дети делятся на две команды и собирают овощи и фрукты)
Воспитатель: Что можно приготовить из овощей? (Ответы детей) Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие помощники. А теперь попробуем сказать словами то, как мы любим своих мам. Давайте, поиграем в игру «Назови маму ласковыми словами» и узнаем, кто чаще эти слова использует в своей речи. (Воспитатель объясняет ход игры.)
Воспитатель: Встаньте в круг. Будем друг другу передавать мяч и говорить ласковое слово о маме.
Воспитатель: Что же, вы молодцы! С заданием справились и показали, как много есть на свете слов, говорящих о том, как мы любим своих близких. Будем их использовать, договорились?
Воспитатель: Я желаю вам, дорогие дети, чтобы у каждого была дружная, счастливая и крепкая семья. Пусть в ваших семьях сияет солнышко любви, ласки, доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы : «Помощники доброго волшебника»
Занятие разрабатывалось и проводилось вместе с психологом...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школа добрых волшебников»
Экологический проект в ДОУ являются одной из практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, эт...

Конспект НОД воспитанников средней группы "Добрые волшебники"
НОД воспитанников средней группы проводится с целью развития связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций...

«Веселые приключения в стране Доброго Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности...

"Добрые волшебники" сценарий новогоднего праздника.
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста...

Добрый волшебник - Дед Мороз
Новогодний утренник для детей старшей и подготовительной групп детского сада...

