"Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"/отчёт из опыта работы ДОУ
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале подробно описана работа по развитию у дошкольников познавательного интереса через организацию экспериментальной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
(из опыта работы ДОУ)
Подготовила
зам. зав по ВМР Черкашина Е.В.
с. Мильково
Апрель 2025г.
Слайд №1
Уважаемые коллеги, продолжаем работу нашего методического объединения. Вашему вниманию будет представлен опыт работы ДОУ по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
В последние годы в системе дошкольного образования идет модернизация, разрабатываются и внедряются новые документы. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первый уровень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Согласно этим документам, задача педагогов, используя наиболее эффективные методики и образовательные технологии развивать у детей познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Тема не новая, но очень важна для познавательного развития детей. Об этом говорит и Федеральная образовательная программа дошкольного образования, отражая это в целевых ориентирах. Даже, начиная, с младенческого возраста один из целевых ориентиров звучит как «ребенок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению». С постепенным взрослением ребёнка спектр его интересов и потребностей в познании и исследовании расширяется.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что детская опытно-экспериментальная деятельность наряду с игровой является одним из главных и естественных проявлений детской психики, а поисковая активность заложена генетически. Задача взрослых – создать условия для развития этой активности.
Работу по реализации приоритетного направления определили в три этапа:
1 этап - подготовительный (август-сентябрь);
2 этап - основной (практический) (сентябрь-апрель);
3 этап - обобщающий (завершающий) (апрель).
1 этап - подготовительный (август-сентябрь);
Слайд № 2
На первом этапе мы определили:
Цель приоритетного направления: формирование и развитие познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Поставили задачи:
1.Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
2.Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах;
3.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
4.Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
5.Способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
6.Развивать коммуникативные навыки;
7.Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Слайд № 3
На подготовительном этапе, в методическом кабинете была подобрана и изучена методическая литература, технологии, формы, методы и приёмы работы; были определены актуальные темы консультаций для родителей и педагогов, подобраны конспекты занятий и сценарии мероприятий познавательно-исследовательской деятельности с детьми.
В группах воспитатели подобрали литературу познавательного характера, энциклопедии.
Воспитателям продемонстрированы материалы и оборудование для проведения экспериментов с детьми дошкольного возраста, которыми на данный момент располагает ДОУ.
Важнейшим условием эффективности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах является ее планирование, т.е. заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с указанием необходимых условий.
В соответствии с целью и задачами, имеющимся научно-методическим обеспечением, материалами и оборудованием каждой возрастной группой был разработан перспективный план на учебный год для работы с воспитанниками, родителями и педагогами. В перспективных планах педагоги отразили направления экспериментирования с неживой и живой природой, изучение физических и химических явлений, работу органов чувств человека, исследование и изучение предметов рукотворного мира. Были разработаны и обновлены картотеки по экспериментальной деятельности.
Слайд № 4
С целью выявить исходный уровень развития показателей исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика формирования исследовательских умений навыков по методике «Исследовательская активность» (Автор методики А. И. Савенков).
Детям предлагалось выполнить ряд заданий целью, которых было проверить развитие умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, умение рассуждать, описывать явления, обобщать, делать выводы и т. д.
С помощью данной методики была определена степень развития следующих показателей исследовательской активности: умение видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Каждый показатель оценивался от 1 до 3 баллов, что давало объективно определить уровни развития показателей исследовательской активности.
Результаты, полученные после проведения стартовой и итоговой диагностики по методике «Исследовательская активность» представлены в диаграмме.
2 этап - основной (практический) (сентябрь-апрель);
С сентября по апрель проходил основной (практический) этап. Одной из важных, решающих задач по нашему направлению работы на данном этапе являлась организация развивающей-предметно пространственной среды.
Слайды № 5 - 7
В каждой группе оборудованы центры экспериментирования, чтобы воспитанники в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, являются:
- безопасность для жизни и здоровья воспитанников;
- соответствие материалов, оборудования возрастным особенностям воспитанников;
3. доступность расположения.
Вашему вниманию демонстрируем некоторые элементы оснащения: элементы разделены на 4 блока
- Основное оборудование:
-лупы и микроскопы - для изучения мелких деталей растений, насекомых, текстуры материалов;
-весы и мерные ёмкости - для понимания концепций веса и объёма;
-магниты - для демонстрации свойств притяжения;
-термометры - для измерения температуры воды, воздуха или других материалов;
-пипетки и шприцы без игл - для работы с жидкостями, смешивания и переливания;
-ёмкости разных размеров - стаканы, пробирки, чашки для смешивания жидкостей и хранения материалов;
-мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
-линейки и мерные ленты - для измерения длины, ширины, высоты различных предметов.
- Материалы для исследований:
-природные объекты - камни, песок, листья, семена, цветы, кора деревьев;
-жидкости - вода, мыльный раствор, краски для экспериментов с цветами;
-сыпучие материалы - соль, сахар, крупы (для опытов на растворимость, плотность);
-«бросовый» материал (пробки, палочки, кусочки резины, трубочки для коктейля и т.п.).
-сезонные материалы - лёд, снег, растения, овощи и фрукты.
- Игровые и обучающие наборы:
-наборы для изучения физики и химии - демонстрация магнитных полей, эксперименты с водой и воздухом;
-конструкторы для создания простых механизмов (например, водяные мельницы или примитивные насосы).
- Стенды и плакаты:
-визуальные материалы, на которых изображены процессы (например, цикл воды, изменения температуры, влияние света на растения);
-стенды с краткими инструкциями, схемами или графиками, которые помогут детям лучше понять экспериментальные процессы.
Экспериментирование направлено на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с объектами и явлениями окружающей действительности. Педагоги ДОУ работали в этом направлении во время проведения занятий, на прогулках, тематических досугах, мотивировали к экспериментированию в самостоятельной деятельности.
Как я говорила ранее, интерес к опытно-экспериментальной деятельности возникает у детей с раннего возраста, игры-занятия по экспериментированию мы начинаем проводить с групп раннего возраста.
В группе раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Это простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В процессе экспериментальной деятельности мы увидели, что дети испытывают радость, удивление, восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Слайд №8
Экспериментирования с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Знакомятся со свойствами воды и свойствами разных предметов при взаимодействии с водой: например это показывает опыт, «Игра с губкой». Сначала малышам демонстрируется, как губка впитывает воду, и объясняется, почему это происходит. Затем дети сами начинают экспериментировать с губками и водой, погружая их в воду, выжимая и сравнивая их свойства.
Таким образом, дети учатся наблюдать, и делать первые выводы о воде и различных предметов, что способствует развитию их мышления. Кроме того, игра с губками помогает развивать мелкую моторику, координацию движений и умение работать в команде.
Слайд № 9
Все мы знаем, что детям очень нравится бросать предметы в воду. И поэтому они очень обрадовались, когда им это было разрешено в детском саду. Проведя опыт «Тонет - не тонет» каждый смог, что-то положить в воду и понаблюдать, что будет происходить с предметом. В этом эксперименте детям был задан вопрос, «А как думаете, почему одни предметы тонут, а другие плавают?». Так они узнали, что предметы имеют вес. Легкие предметы будут плавать, тяжелые - тонуть.
Слайд № 10
Любимая всеми детьми забава - делать бурю в стакане, не требующая особого оборудования кроме коктейльной трубочки, стакана, или другой ёмкости с водой. Создание «Бури», или аналогичный опыт «Волшебные трубочки» всех детей привело в восторг, ведь они сами смогли создать пузырьки. После проведённого опыта детям было дано объяснение, «В стакане образуются пузырьки воздуха, которым мы дышим, если дуть сильнее - их будет много. Пузырьки воздуха легче воды, поэтому они поднимаются наверх».
Слайды № 11-12
Цель опыта «Мыльные пузыри» для детей раннего возраста - развивать речевое дыхание, эмоциональное восприятие, умение сравнивать, а также закреплять представление о свойствах пены: «воздушная», «лёгкая».
Слайды № 13-14
Формируя первоначальные представления детей о воздухе и ветре, педагоги провели с детьми опыты «Ветерок», «Игра с султанчиками». В процессе экспериментирования дети познакомились с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.
Экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Во второй младшей группе познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов, им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Слайд №15
В процессе экспериментирования воспитанники второй младшей группы «Колокольчик» познакомились со свойствами воды, осваивали действия по переливанию, исследовали воду на запах и вкус.
Слайд №16 Продолжая открывать тайны воды, дети познакомились с переходом тел из одного состояния в другое: превращали воду в лёд и в Слайд №17 цветные льдинки, снег превращали в воду, рисовали окрашенной водой на снегу.
Слайд №18 С помощью игровых персонажей педагоги предлагали детям простейшие проблемные ситуации. В ходе опыта дети высказывают свои предположения: отправляли в плавание бумажные кораблики, тем самым исследуя свойства бумаги.
Слайд №19
Не менее увлекательным для детей является и воздух. Но только какой он, воздух? На этот вопрос педагоги группы «Колокольчик» вместе с детьми попытались выяснить при помощи веера, трубочек, полиэтиленового пакета. И узнали, что воздух находится внутри нас, и он не имеет цвета и своей формы. При помощи воздуха можно двигать предметы.
Таким образом, во второй младшей группе дети осваивают более сложные виды экспериментальной деятельности, опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего дошкольного возраста.
В среднем дошкольном возрасте дети уже начинают устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. У них появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим - для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Для опытов активно используются все органы чувств.
Слайд №20
В средней группе дети продолжают изучать свойства воды (льётся, без запаха и вкуса, прозрачная, может окрашиваться и др.), знакомиться с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показывая взаимосвязь с неживой природой.
Слайд №20 Изучают свойства бумаги, в ходе опыта «Волшебные краски» дети узнали, что бумагу можно окрасить в любой цвет, так как она впитает в себя жидкость.
Изучают свойства воздуха. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопросов группе «Золотой ключик» воспитатели с детьми провели ряд опытов:
- где воздух?
- можно ли поймать воздух?
Из опытов дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Слайд №21
Детям всегда интересны опыты с продуктами питания. О том, что можно смешивать краски в воде, дети уже знали. Но то, что это можно сделать и в молоке, дети знать не могли. И, конечно же, попробовали это сделать. Вначале детям был задан вопрос «На чём можно рисовать?», дети высказали свои предположения (на бумаге, на асфальте, на песке). Затем был поставлен проблемный вопрос «Можно ли рисовать на молоке?». Конечно, ответ детей был, нет. Но проведя опыт «Узоры на молоке» дети увидели что можно.
«Почему же молоко, а вместе с ним и краски, пришли в движение? Педагоги объяснили детям, почему происходит именно так. Всё дело в том, что в молоке есть жир, а жир не дружит с жидким мылом и молоко начинает от него убегать. Когда мы дотронулись ватной палочкой до молока, которую обмакнули в жидкое мыло, жир стал убегать от неё. Что и привело молоко в движение, а также к созданию неповторимых узоров.
Конечно же, после детям было сказано, что молоко лучше всего пить, чем добавлять в него краску.
Экспериментирование детей средней группы уже направлено на формирование системы элементарных научных представлений. Во второй половине учебного года в рамках регионального компонента педагоги познакомили детей с понятием «вулкан» и провели опыт «Извержение вулкана». В данной возрастной группе цель этого опыта заключалась в знакомстве детей с природным явлением - вулкан, развитие любознательности, познавательной активности, расширить словарный запас детей.
Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте направлено на: стимулирование детей, на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. Детям становятся доступными уже более сложные цепочки причинно-следственных связей.
Слайд №22
В старшем дошкольном возрасте дети изучали свойства магнита, и узнали о его способности притягивать предметы из железа, а дерево, пластмасса, бумага не реагируют на магнит. Дети узнали, что у магнита есть «северный» и «южный» полюса, которые притягиваются и отталкиваются друг от друга. Исследуя действия магнита через различные материалы, дети выяснили, что магнит действует на металлические предметы через, бумагу, пластмассу, стекло и воду. Проведённые опыты помогли сформировать у детей представления о магните.
Слайды №23
Одно из интереснейших занятий - проведение опыта «Извержение вулкана». Этот самый первый химический эксперимент наших воспитанников. Цель опыта «Извержение вулкана» в старшем дошкольном возрасте - дать элементарные представления о природном явлении - вулкане, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой. Дети получили свои первые знания по химии и удовольствие от проведения опыта.
Помимо этого педагоги ставили задачи формировать представление о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений, так как мы проживаем на полуострове, на котором множество действующих вулканов, т.е. таким образом, отражался региональный компонент.
Слайды №24
В старшем дошкольном возрасте дети продолжали исследовать воздух. Цель опытов заключалась в том, чтобы расширить представления об этом объекте неживой природы. В ходе опытов воспитанники, пришли к выводу, что «воздух может работать». Проведя опыт «Лодочка» дети пришли к выводу о том, что воздух может перемещаться с силой, например, перемещать парусные суда. На парус давит воздух, поэтому лодка с парусом движется быстрее, чем без паруса. Такие опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать выводы.
Проведя опыт «Почему летит ракета?» детей познакомились с принципом полёта ракеты и сделали вывод: действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха, точно также происходит полёт ракеты. (Нужно надуть воздушные шарики и отпустить их. Вывод: когда отпускают надутый шарик, воздух стремится выйти наружу).
Слайды №25
В старшем дошкольном возрасте педагоги продолжали знакомить детей с физическими явлениями. При создании определённых условий в группе дети познакомились с процессом кристаллизации и узнали, как можно вырастить кристаллы разной формы и цвета. Главной целью данного опыта было сформировать у детей представления о многообразии кристаллов, научиться исследовать их и называть свойства.
Слайд №26
Продолжая формировать у детей познавательный интерес посредством экспериментальной деятельности, был проведён опыт «Неньютоновская жидкость». Цель данного опыта познакомить детей с новым материалом Неньютоновской жидкостью, способами его получения и свойствами. Дети выяснили, что данная жидкость представляет собой смесь из крахмала и воды.
В ходе эксперимента дети познакомились с веществом крахмал, выяснили, их чего его получают. Затем провели интересный эксперимент: если быстро сжимать и разжимать пальцы, в жидкости образуется твёрдый комочек. Дети делают вывод, что жидкость может обладать свойствами твёрдого тела. Чтобы жидкость оставалась твёрдой, её нужно постоянно месить.
Слайды №27
Проведя опыт «Почему вода не переливается» дети познакомились с физическим понятием «поверхностное натяжение». Опыт, объясняющий, почему вода не переливается через край с монетами на дне, заключается в следующем: на тарелку или поднос ставиться стакан, и наливается в него вода до самого края. Затем необходимо аккуратно опускать монеты в воду до тех пор, пока над стаканом не образуется бугорок.
Объяснение этому опыту следующее: воду не переливает невидимая плёнка - это и есть поверхностное натяжение воды, когда все молекулы стремятся друг к другу и стараются сохранить минимальную площадь. Если продолжать опускать монетки, плёнка станет совсем тонкой и лопнет, в результате чего вода прольётся.
Слайд №28
С целью формирования знаний о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, с детьми был проведён опыт «Радуга». Цель опыта исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет, на организм человека.
В ходе эксперимента дети наблюдали, как красители из конфет растворяются в воде, окрашивая её в разные цвета, и пришли к выводу, что то же самое происходит и с желудком и необходимо помнить, что чрезмерное употребление конфет пагубно влияет на здоровье человека.
Слайды №29-32
Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений, в комнатных условиях, в группах были оборудованы «Огород на окне».
С их целью педагоги решали следующие задачи:
- расширять знания детей о культурных растениях;
- познакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, горох, цветы);
- обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Слайды №33-35
Чтобы знакомить детей с методом экспериментирования, взрослым необходимо самим его хорошо знать, поэтому педагоги делились своим опытом работы, проводя мастер-классы, демонстрируя оригинальные методы и приемы для активной поисковой деятельности.
Слайд №36-37
Для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей), ознакомления с направлением работы ДОУ по познавательно - исследовательской деятельности были проведены родительские собрания, целью которых было углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника и использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.
Слайды №38-40
В целях увлечь родителей идеей экспериментирования в домашних условиях, развития партнёрских отношений: «ребёнок - родитель», «семья - детский сад» была организована акция «Экспериментальные выходные». В ходе, которой родители совместно с детьми в домашних условиях провели занимательные эксперименты.
Слайд №41
Подводя итог годовой задаче, во всех группах прошли открытые занятия по экспериментальной деятельности.
Но каким бы видом эксперимента ни занимался ребенок, роль педагога остается ведущей. Педагог не просто наблюдатель, а активный участник процесса, партнер ребенка. Он помогает сформулировать гипотезу, планирует ход эксперимента, направляет деятельность детей, обеспечивает безопасность, помогает анализировать результаты и делать выводы.
В итоге, грамотно организованное экспериментирование – это не просто забава, а целенаправленный процесс развития познавательной активности дошкольников, формирующий их интеллектуальный потенциал и готовность к успешному обучению в будущем.
Слайд №42 Спасибо за внимание!
Простые в создании, но зрелищные опыты с объектами живой и неживой природы, физическими и химическими явлениями, проведённые в ходе реализации годовой задачи, показали, насколько экспериментальная деятельность в ДОУ важна, потому что она способствует разностороннему развитию ребёнка: становлению любознательной, самостоятельной, творческой личности, умеющей эффективно коммуницировать со сверстниками и достигать поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства....

Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Опыт работы по теме: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»...

План работы по самообразованию на тему "«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребен...
