Современные технологии и методы, используемые для ознакомления дошкольников с профессиями
учебно-методический материал
Ознакомление дошкольников с миром профессий - важный этап в процессе профессионального самоопределения личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик» г. Курчатова
«Современные технологии и методы используемые для ознакомления
дошкольников с профессиями»
Подготовила:
учитель-логопед
Истомина О.В.
Курчатов, 2023 г.
(слайд 1)
В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации воспитанников. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда, являются важным стратегическим ресурсом для государства и общества.
Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний умений и развития познавательных интересов человека. Организацию первичной профессионализации целесообразно реализовывать посредством погружения ребенка в разнообразный мир профессий, создавая тем самым модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО у детей дошкольного возраста необходимо формировать правильное представление о трудовой деятельности взрослых, прививать интерес и уважение, развивать положительное отношение к труду. Поэтому главной задачей педагога становится – направление деятельности ребенка на то, чтобы у него появилось желание и потребность в самостоятельном получении знаний, умений и навыков.
(слайд 2) Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. (слайд 3)Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых осуществляется в процессе непрерывной образовательной деятельности (далее НОД), в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
(слайд 4) Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы –специальная форма- выполняемые трудовые операции - результат труда.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
(слайд 5) Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Самое главное не забывать: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
(слайд 6)Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
(слайд 7)Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кто где работает», «Не пропусти то, что относится к профессии электрик», «Кто это знает и умеет?» и др
1. Игра «Кто, где работает?» Цель: Уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
2. Коммуникативная игра «Не пропусти то, что относится к профессии электрик». Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Обогащение словарного запаса детей. Ход: Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Варианты слов: лампа, ножницы, пассатижи, яблоко, ананас, фабрика, карандаш, тетрадь, бутерброд, учитель, провода, обруч, ложка, полянка, библиотека, мама, человек, каска, птица, река, очки, попугай, стул, огород, индикаторная отвертка, строитель, окно, изолента, полицейский, пожарный, скамья, ребёнок, монтажный пояс и т.д.
3. Игра «Кто это знает и умеет?» Цель: Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
4. Дидактическая игра «Угадай профессию». Цель: Учить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности. Ход: Весы, прилавок, товар (Продавец) Каска, шланг, вода (Пожарный) Сцена, роль, костюм (Актер) Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея) Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар) Доска, мел, учебник (учитель) Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель) Болезнь, таблетки, белый халат (Врач) Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер) Корабль, море, штурвал (Моряк) Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)
(слайд 8)Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Вкладыши», «Город профессий», «Чего не хватает?», развивающие игры-пазлы «Профессии».
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, (слайд 9) нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
В группе необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще.(слайд 10) Для этого служат специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
(слайд 11)Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
Но не всегда в группе бывает достаточно места для создания центра и здесь на помощь приходит технология макетирования.
(слайд 12) Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Создание макетов «Ферма», «Теплица», «Хлебопекарня», «Лаборатория», «Метеостанция» и др. позволяют формировать символические функции сознания ребенка, что позволит ему моделировать производственные процессы, профессиональные отношения, «осваивать» в игре технологии создания продукта профессиональной деятельности. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых и «прожить» производственные сюжеты.
Технология музея (слайд 13)
Ещё одним модулем развивающей предметно-пространственной среды ДОУ является музей, который открывает широкие возможности для знакомства с миром профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего, что расширяет кругозор детей, создает возможности для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности с экспонатами музея, помогает установить связь между потребностями общества и появлением новых профессий. Безусловно, ведущая роль в музейной среде принадлежит экспозициям мини-музея, которые погружают ребенка в активный познавательный процесс получения «знаний о профессиях через руки». Например, минимузей «Автомобилиус», знакомит детей с марками автомобилей разных эпох, особенностями их конструкции, материалов, из которых они сделаны, соответственно дети приобретают знания о профессиях людей, которые участвуют в производстве машин от замысла до воплощения. Возможность взять модель в руки, рассмотреть ее, попробовать в движении, обыграть «здесь и сейчас», используя макет улицы, все это восхищает, удивляет и радует ребенка, одновременно формируя эмоционально-ценностное отношение к результатам труда конструктора, машиностроителя, металлурга, и интерес к профессии. Музейная экспозиция может быть представлена лэпбуками, презентациями профессий, выставками (коллекциями) продуктов профессиональной деятельности, технического оборудования, коллекциями спецодежды, фотовернисажами известных людей-профессионалов своего дела , подборкой художественной литературы о профессиях. Кроме этого, дети могут пополнять экспозиции музея экспонатами, сделанными своими руками и вместе с родителями. Таким образом, экспозиции становятся своего рода музейной коммуникацией и способствуют обогащению знаний детей о профессиях.
(слайд 14)Одной из результативных технологий современного образования является технология проектов, в основе которой лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.
(слайд 15)Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит и через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.
(слайд16) Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить :
• мультимедийные презентации; Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Виртуальные экскурсии являются одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия.
Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
(слайд 17)Технология творческого моделирования и проектирования включает в себя все образовательные области и все виды детской деятельности.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком (кодирование, схематизация и т. д.)
Уделяя внимание профориентации дошкольников, не стоит забывать, что главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе детского сада и семьи. (слайд 18)
Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий.
- Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников.
- Совместно с родителями организуются фотовыставки о профессиях родителей группы, оформляются альбомы с фотографиями и рисунками «Все профессии важны».
- Домашние задания по изготовлению презентаций по ранней профориентации для детей старшей и подготовительной группы, например
« Я работаю…» Или презентация совместной работы родителей с детьми "Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…
- Выпуск семейных газет «Мой папа –сварщик», «Моя мама – повар» и т.д.
- Оформление альбомов «Семейные династии».
- Празднование профессиональных праздников.
- Изготовление лэпбуков.
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация совместных чтений художественной литературы о профессиях.
Для детей очень важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям в будущем. (слайд 19) В заключении хочется сказать, что, безусловно, будущее детей-дошколят предугадать трудно.
Но, если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о профессиях.
(слайд 20) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в организации работы по ознакомлению дошкольников с профессиями
ознакомление детей с основными профессиями посредством игры, виды игр для дошкольников по ознакомлению с профессиями...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых
Обобщение опыта:Тема: «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» воспитатель: Дементьева С.А.МДОУ детский сад «Сказка...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых (презентация)
Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближай...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «Использование современных технологий в образовательном процессе по ознакомлению дошкольников с родным посёлком»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию современных технологий в образовательном процессе при ознакомлении дошкольниками с родным посёлком.Зада...

Консультация для педагогов : «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессией»
Материал будет полезен педагогам, которые активно проводят раннюю профориентацию своих воспитанников...

Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет с ЗПР при ознакомлении с художественной литературой
Современные технологии и методы работы с детьми 5-7 лет при ознакомлении с художественной литературой...

