Развивающие занятия в период адаптации к ДОУ
материал

Заплатина Ирина Андреевна

Развивающие занятия в период адаптации к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_zanyatiya_s_detmi_2-4_let.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 30  г. Челябинска

454079 г. Челябинск ул. Зальцмана, д.24

 

 

Развивающие занятия с детьми 2-4 лет

в период адаптации к условиям дошкольного учреждения

Заплатина И.А., воспитатель

                                     

Актуальность.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Чтобы облегчить для малыша адаптационный период, необходимо создать для него особый эмоционально комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый», «ребёнок –ребёнок», обязательно включающую игры и упражнения.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим.

Цель образовательной деятельности: помощь   детям   в   адаптации   к условиям   дошкольного образовательного учреждения.

      Задачи:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  2. Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения
  4. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  5. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
  6. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения
  7. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений
  8. Развитие игровых навыков, произвольного поведения

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Структура образовательной деятельности:

1 часть: упражнения и игры направленные:

- на создание положительного эмоционального фона;

- на повышение речевой и двигательной активности детей;

-помогающие настроиться на совместную групповую работу.
2 часть: игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

3 часть: спокойные, малоподвижные игры и упражнения.

Методические рекомендации:

Воспитатель является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.

Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

 Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игр.

Периодичность: 10 минут 2 раза в неделю

Сроки реализации: сентябрь – октябрь .

Предполагаемый результат: После преодоления трудностей эмоциональное состояние и поведение ребёнка нормализуется. Развивается самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки. Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, сверстниками в игре.

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведения занятий используется лист адаптации ребёнка, наблюдение родителей, психолога,старших воспитателей.

Тематический план занятий:

Тема

Кол-во

   Задачи

Формы работы

1

«Мячик»

2

  • Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками
  • Повышение эмоционального тонуса
  • Развитие чувства ритма, координации движений
  • Развитие ориентации в пространств
  • Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов
  • Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

  • Рассматривание мяча, определение формы
  • Чтение стихотворения «Мой весёлый звонкий мяч», демонстрация действий
  • Игра в прятки

Катание мяча

  • Игра «Чудесный мешочек»

2.

«Листопад»

2

  • Привлечь внимание детей, формировать элементарные представление об сезонных изменениях в природе
  • Создание комфортной обстановки
  • Развитие умения двигаться водном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп
  • Развитие слухового восприятия, произвольности, быстроты реакции
  • Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности
  • Развитие речи, воображения , творческих способностей
  • Рассматривание осенних деревьев за окном
  • Музыкальное упражнение «По ровненькой дорожке»
  • Игра «солнышко и дождик»
  • Игра «Листопад»
  • Изобразительная деятельность
  • «Листья желтые летят»

3

«Божья коровка»

2

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе
  • Развитие умения действовать соответственно правилам игры
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле
  • Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов)
  • Развитие внимания, речи и воображения.

  • Показ и рассматривание игрушки
  • Упражнение на определение цвета, формы, величины
  • Использование потешки, обыгрывание
  • Дыхательное упражнение
  • Игра «Божья коровка и ветер», «Полетаем как божья коровка»

4

«Прогулка в осенний   лес»

2

  • Сплочение группы, развитие эмпатии
  • Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию
  • Снижение излишней двигательной активности
  • Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей
  • Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету
  • Развитие общей моторики
  • Развитие памяти, речи и воображения.

  • Рассматривание картины
  • Использование потешки, обыгрывание
  • Игра «Прятки»
  • Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик»
  • Игра «Спрячься от зверей»
  • Игра «Соберем листочки», «Покажи такой же»)
  •  Упражнение  «Погладим ежика»

4

«Веселый Петрушка»

2

  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха
  • Учить соотносить предметы желтого и красного  цвета с эталоном
  • Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»)
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие восприятия, речи и воображения.

  • Знакомство с Петрушкой
  • Песенка «Паровоз» с показом движений
  • Музыкальная игра «Где же наши ручки»
  • Упражнение «У кого такой билетик»
  • Игра «Карусели»
  • Игра «Сидим с шофером рядом»
  • Игры с игрушками, обыгрывание потешки

5

«Зайка»

2

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе
  • Развитие умения подражать движениям взрослого
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики
  • Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции
  • Снижение излишней двигательной активности, импульсивности
  • Развитие тактильного восприятия, внимания, речи, воображения.

  • Игра «Мы лепили снежный ком»
  • Игра «Зайчик серенький сидит»
  • Игра «Лиса идет»
  • Игра «Чудесный мешочек»

6

«Мыльные пузыри»

2

  • Снятие эмоционального напряжения и агрессии
  • Снижение излишней двигательной активности, импульсивности
  • Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы
  • Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики
  • Развитие внимания, речи и воображения

  • Упражнение на развитие дыхания «Надуем пузыри»
  • Потешка «Ладушки», показ движений
  • Игра «Надувайся пузырь»
  • Игры с мячом в паре
  • Релаксационная игра «Мыльные пузырьки)

7

«Мишка»

2

  • Сплочение группы, развитие эмпатии
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики
  • Развитие внимания, речи и воображения.

  • Знакомство с Мишкой (рассматривание игрушки)
  • Хороводная игра
  • Чтение стихотворение с показом действий
  • Игра «Мишка косолапый»
  • Игры с шишками на развитие мелкой моторики

8

«Непослушные мышата»

2

  • Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трёх лет
  • Формирование положительной самооценки
  • Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм
  • Развитие слухового внимания, быстроты реакции
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие чувства юмора, речи и воображения.

  • Приветствие
  • Упражнение «Непослушные мышата»
  • Упражнение «Наоборот»
  • Обыгрывание потешки «Мышки-шалунишки»
  • Упражнение

    «Мышки спят», игра со сменой характера музыки

  • Подвижная игра «вышли мыши как-то раз…»
  • Пальчиковая игра

9

«Музыканты»

2

  • Создание положительной эмоциональной обстановки
  • Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста
  • Развитие образности слухового восприятия
  • Развитие слуховой и зрительной памяти
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие внимания, речи и воображения

  • Игра с музыкальными инструментами
  • Упражнение «волшебное слово»
  • Игра «Угадай на чем играю»
  • Хороводная игра
  • Пальчиковая игра

Литература:

Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/А.С. Роньжина. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. -72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

Игровые занятия в период адаптации с детьми 2-3 лет

Предлагаемые игры, позволят педагогам создать комфорные условия для детей, в период их адаптации к детскому саду....

Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Построение развивающей среды дае...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....