Развивающие занятия в период адаптации к ДОУ
материал
Развивающие занятия в период адаптации к ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 г. Челябинска
454079 г. Челябинск ул. Зальцмана, д.24
Развивающие занятия с детьми 2-4 лет
в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Заплатина И.А., воспитатель
Актуальность.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития, необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Чтобы облегчить для малыша адаптационный период, необходимо создать для него особый эмоционально комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый», «ребёнок –ребёнок», обязательно включающую игры и упражнения.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим.
Цель образовательной деятельности: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Структура образовательной деятельности:
1 часть: упражнения и игры направленные:
- на создание положительного эмоционального фона;
- на повышение речевой и двигательной активности детей;
-помогающие настроиться на совместную групповую работу.
2 часть: игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
3 часть: спокойные, малоподвижные игры и упражнения.
Методические рекомендации:
Воспитатель является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребенком в те же игр.
Периодичность: 10 минут 2 раза в неделю
Сроки реализации: сентябрь – октябрь .
Предполагаемый результат: После преодоления трудностей эмоциональное состояние и поведение ребёнка нормализуется. Развивается самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки. Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, сверстниками в игре.
В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведения занятий используется лист адаптации ребёнка, наблюдение родителей, психолога,старших воспитателей.
Тематический план занятий:
№ | Тема | Кол-во | Задачи | Формы работы |
1 | «Мячик» | 2 |
|
Катание мяча
|
2. | «Листопад» | 2 |
|
|
3 | «Божья коровка» | 2 |
|
|
4 | «Прогулка в осенний лес» | 2 |
|
|
4 | «Веселый Петрушка» | 2 |
|
|
5 | «Зайка» | 2 |
|
|
6 | «Мыльные пузыри» | 2 |
|
|
7 | «Мишка» | 2 |
|
|
8 | «Непослушные мышата» | 2 |
|
«Мышки спят», игра со сменой характера музыки
|
9 | «Музыканты» | 2 |
|
|
Литература:
Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/А.С. Роньжина. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. -72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей
Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...
Интегрированное занятие в период адаптации по сказке "Заюшкина избушка"
Конспект занятия в первой младшей группе....

Игровые занятия в период адаптации с детьми 2-3 лет
Предлагаемые игры, позволят педагогам создать комфорные условия для детей, в период их адаптации к детскому саду....

Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста
Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Построение развивающей среды дае...

КОНСПЕКТ организации и проведения игрового занятия в период адаптации с детьми 1 младшей группы на тему: «Русская народная потешка в период адаптации детей раннего возраста»
Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт...

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

