Консультация
материал (средняя группа)
"Особенности индивидуального подхода в музыкальной деятельности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности индивидуального подхода к детям в музыкальном воспитании»
Исполнительское мастерство присуще взрослому человеку. Но и детское исполнительство песен, танцев даже на самых первых ступеньках также может отличаться индивидуальным подчерком, так как ребенок стремиться выразить свое отношение, свои чувства, то есть преобразовать известное ему по-своему.
Дети способны к называемому продуктивному творчеству.
Это импровизации песенных мелодий, инсценировка музыкальных игр-драматизаций, построение легких танцев, придумывание несложных мотивов, ритмических попевок, при игре на различных инструментах.
Зная особенности ребенка, как общие, педагог строит свою методику формирования творчества по принципу индивидуального подхода.
Когда детям предлагается любая песня, в мелодии которой могут звучать вопросительные, утвердительные интонации, причем могут передаваться жалобный, просящий характер ответов. Цель задания – создать новую песню. От детей требуется ориентировка в этом задании, умение выразить определенное состояние (просьбу, жалобу, вопрос, ответ) в мелодиях соответствующего характера.
Музыкальный руководитель намечает различные по степени трудности, чтобы предложить их детям в зависимости от уровня подготовленности и развития.
При распределении заданий педагог мотивировал их вполне обоснованно. Наблюдая детей можно легко убедиться, что не только их музыкальные проявления очень своеобразны. Столь же разнообразны сочетания нравственных качеств, умственных действий, которые могут оказать стимулирующее или тормозящее влияние на развитие способностей.
Музыкальность детей хотя и весьма специфическое явление, но складывается и развивается лишь в связи со многими другими качествами их личности.
Структура музыкальности может стать практическим руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей.
Но для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей.
Знание возрастных особенностей детей дает возможность педагогу находить более эффективные методы, способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием. Но не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития.
Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим что, одни из них музыкальны по всем показателям, другие отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей.
Так при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.
Творческие проявления детей. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведение не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образов и действий. Овладение этим навыками позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчество.
Песенное творчество представляет собой импровизацию детьми, попевок, несложных мотивов, которые сопровождают их игры и выражают удивление, радость, сожаление (об этом говорилось выше).
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекающим и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребенка интересует не только сам процесс, но и го результат. Он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки. Музыкально игровой образ является характерным для этого вида деятельности (творчества) и схематично может быть представлен так: музыка – переживание ребенка – создание игрового образа.
Танцевальное творчество развивается на основе элементов народной пляски, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. Ребенок интуитивно испытывает потребность в движениях под музыку, поэтому так важно развивать у него начальные формы таких проявлений.
Современная педагогика придает особое значение самостоятельным действиям. В музыкальной деятельности индивидуальные проявления детей весьма своеобразны. Они видоизменяются от направленности действий и условий.
Проявление индивидуальности может быть связано с внутренними переживаниями ребенка. Он вслушивается, сравнивает, оценивает. На этой основе зарождается интерес, предпочтение, желание, еще раз прослушать любимую музыку.
Другой особенностью индивидуального подхода к детям можно считать индивидуальные музыкальные занятия. Они строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и длительности в коллективе, учета уровня их физического, умственного, эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса.
В каждой возрастной группе имеются дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы : одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувственные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного, мягкого подхода.
Педагог-музыкант в тесном контакте с воспитателями группы учитывает склонности каждого ребенка и создает ему условия для развития, руководит этим важнейшим процессом, оказывает необходимую индивидуальную помощь, обучает и воспитывает ребенка.
Индивидуальные музыкальные занятия с детьми предусматривают различные задачи: одному ребенку надо помочь в формировании музыкально-эстетических способностей, выработке сосредоточенности, слухового понимания и анализа, поупражнять в умении вслушиваться и различать звуки по их высоте, силе, длительности, сопоставлять, сравнивать, различать; другому – помочь овладеть возможностью вокально-слуховой координации, недостаточное развитие которой тормозит правильное воспроизведение мелодии голосом; третьему – помочь в воспитании и воспроизведении метроритма, ритмического рисунка хлопками, ногами, образными упражнениями.
При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое внимание уделяется индивидуальной работе, которая проводится на музыкальных занятиях, а также вне них.
Индивидуальные занятия дают хорошие результаты только в том случае, если работа ведется систематически и по определенному плану.
Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных инструментах нужно строить так, чтобы заинтересовать детей, увлечь их музыкой. Главная цель этих занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, памяти, чувства ритма, умения сравнивать и различать звуки.
Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к более уверенному исполнению. Занятия помогают выявить склонности и интересы ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в
оркестре.
Музыкальность – это комплекс способностей, необходимый для любой музыкальной деятельности, разнообразие видов которой позволяет отдельным из них формироваться успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...