консультация «Особенности психолого-педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования по ФГОС ДО»
консультация
«Особенности психолого-педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования по ФГОС ДО»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности психолого-педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования по ФГОС ДО»
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОО необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета начального уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.
Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательно - образовательного процесса.
Создание таких условий при реализации которых: ребёнок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности, для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.
Нашей целью является создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи, стоящие перед педагогом:
1. формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
2. стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
3. создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
4. формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий;
5. формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности;
6. формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром;
7. развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей;
8. своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
9. индивидуализация образования каждого ребенка.
Условия для осуществления индивидуализации:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
4) развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
5) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
6) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.
Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.
Очень важен индивидуальный подход и к медлительным детям. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.
Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным.
Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. При этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.
Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы.
Работу мы выстраиваем по следующим направлениям:
1. Развитие индивидуальных способностей детей
2. Индивидуальный подход к детям с нарушениями
3. Создание и обогащение предметно-пространственной среды
4. Сотрудничество с семьей
Развитие индивидуальных способностей детей. Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности. В нашем детском саду у детей есть возможность развивать свои творческие способности. Кроме традиционной техники рисования знакомятся с нетрадиционными техниками (пальчиком, цветным песком, пальчиковыми красками, ладошкой, тампоном, ватной палочкой и т. д.). Для того, чтобы детям было интересно и нравилась изобразительная деятельность, требуется смена обстановки, поэтому непосредственно образовательная деятельность может проходит в самых разнообразных уголках детского сада и на его территории (для этого используются мобильные переносные мольберты). Приходя в группу, музыкальный зал, в «зеленый уголок» (мини зимний сад) дети превращаются в фантазёров и юных художников – экспериментаторов.
В детском саду хорошо развито направление театрализованной деятельности, она помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится видеть прекрасное в жизни и в людях, у него зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. (фото утренников) Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, сохраняя уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии личности ребенка. Большое внимание уделяем танцевальному направлению. Для детей – замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать более уверенным в себе, веселым и открытым.
Всем детям нравятся движения под музыку. Однако представляете ли вы себе, что означает для ребенка танец? Нет, это не ловкость, творчество или осанка. В танце ребенок самоутверждается. В танце актуализируется внутреннее «Я» ребенка. И чем лучше мы работаем над телом ребенка, тем гармоничнее психику он имеет!
Важное место отводится физическому развитию дошкольников. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций.
Ежегодно согласно годовому плану проходят мероприятия (праздники и развлечения по физическому развитию) как в зале, так и на улице, часто привлекаем к таким мероприятиям родителей.
Индивидуальный подход – следующее направление.
Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, проявления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
Обязательное условие – учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.
Еще одно направление – это работа с родителями
В течение учебного года для родителей проводятся консультации. Все консультации проходят индивидуально. Специалист подробно рассказывает о ребенке, динамике в его развитии, дает рекомендации, отвечает на интересующие вопросы.
Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует.
Современному дошкольному образовательному учреждению необходима современная модель отношений с семьями воспитанников, которая позволила бы компенсировать снижение воспитательного потенциала семьи из-за таких факторов, как нехватка времени, занятость на работе, недостаточность компетенции в вопросах педагогики и психологии. Мы открыли для себя совершенно новые возможности интерактивного взаимодействия с родителями, которые позволяют нам активизировать наше сотрудничество с семьями воспитанников. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Заключение
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализма.
Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка – чем больше педагог планирует индивидуальную работу с детьми, тем эффективна его работа. Можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма
Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится пси...

Особенности психолого - педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования (по ФГОС ДО)
Индивидуализация дошкольного образования...

Сертификат участника Всероссийского вебинара "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП: обучение и социальная адаптация (ФГОС НОО)"
Участник Всероссийского вебинара....

Сертификат участника Всероссийского вебинара "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП: обучение и социальная адаптация (ФГОС НОО)"
Прослушала в сентябре 2016г...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях ФГОС дошкольного образования"
С внедрением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Данная работа является одной из важнейших составляющих, обеспе...

Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
В презентации рассматриваются общие вопросы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Дается понятие термину "инклюзивное образование&q...

Особенности психолого-педагогической диагностики детей раннего и младшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая диагностика раннего детства является актуальным направлением практической деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с необходимостью раннего выявления возможных откло...
