Иследовательская деятельность. Краски своими руками"
проект (старшая группа)
Выявление красящих способностей различных овощей,
фруктов и ягод, возможностей получения растительных красок в домашних
условиях и рисования этими красками.
Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами
сделать краску, расскажем другим и будем использовать при рисовании в своих
рисунках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.52 КБ | |
| 13.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно исследовательская деятельность «Краски своими руками»
Актуальность выбранной темы исследования.
Однажды в нашем детском саду давали варенную свеклу , я испачкала свою
новую футболку, чему была очень огорчена. Я стала тереть пятно рукой, но оно
не оттиралось. Футболка окрасилась в красный цвет. Меня стали успокаивать
мои друзья. Влад рассказал, что летом, когда он был на отдыхе, играли с мячом,
он упал в траву, у него на майке осталось зелёное пятно. А Артём вспомнил,
когда они с бабушкой собирали ягоду, окрасились руки, они стали красно-
фиолетовыми. Артём задал вопрос: «А что ягодой можно рисовать?» В беседе
мы пришли к выводу, можно попробовать сделать краски для рисования.
Мы задумались: «Какие ещё овощи, фрукты и ягоды, подойдут для этой цели?»
Поэтому объектом нашего исследования стали растения, растущие в нашем
саду, а предметом исследования – их способность окрашивать.
Цель исследования - выявление красящих способностей различных овощей,
фруктов и ягод, возможностей получения растительных красок в домашних
условиях и рисования этими красками.
Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами
сделать краску, расскажем другим и будем использовать при рисовании в своих
рисунках.
Задачи исследования:
проанализировать различные источники и узнать, как появились краски,
способы их получения и использования;
расширить представления о разнообразии и способов использования природных
красок;
попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях;
провести социологический опрос среди детей и взрослых, чтобы узнать их
мнения по теме исследования;
создать коллекцию колера природных красок;
нарисовать рисунки, используя природные краски;
провести для дошкольников мастер-класс по рисованию картин красками,
изготовленными из природных компонентов.
Методы исследования:
подумать самому, что знаю о красках;
провести опрос среди взрослых на тему: из чего делают краски, где их
применяют, можно ли самому сделать краску и из чего?
найти информацию о краске, её составе в книгах, энциклопедии, Интернете,
спросить у взрослых;
провести эксперимент «Из чего делают краски»
провести эксперимент «Что случается с краской от долгого хранения?»;
выбрать из получившихся красок: самую яркую
узнать из личного опыта, можно ли узнать цвет с помощью запаха, вкуса,
зрительного восприятия;
составить рассказы, сказки о растении, какой получился цвет. Начиная исследование, мы предположили:
1 Если растения имеют яркую окраску своей надземной части, то они могут
окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).
2 Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и
рисовать ею.
3 Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
Время проведения исследования каткослочный.
Прикладная ценность исследования:
создана коллекция колера природных красок;
создана картинная галерея из рисунков, выполненных натуральными красками;
проведено занимательное дело «Краски вокруг нас», на котором познакомили
детей с результатами исследования;
проведён мастер-класс по рисованию с использованием натуральных красок.
Работа может быть использована на занятиях по изобразительному творчеству.
Перспектива исследования:
Проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных
красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.
Узнать, много ли красок вокруг нас в повседневной жизни?
Для проверки первых двух гипотез, бывая с мамой в магазине или дома, стала
подмечать какие разные цвета у растений (стеблей, листьев, плодов, ягод).
Наблюдать за красотой природы одно удовольствие, но мне хотелось скорее
узнать, какие цвета подарят моему рисунку все эти растения. И я стала
экспериментировать.
Эксперимент 1
Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета
окрашивают растения бумагу и ткань.
Ход. Для проведения эксперимента мне нужны были плоды и ягоды. Спасибо
маме, она заготовила ягоды на зиму. Мама мне помогла достать из морозильной
камеры ягоды, которые она заготовила на зиму: облепиху, малину, жимолость.
Я взяла ягоды и провела ими по белому листу бумаги и белому кусочку ткани.
Смотрела, окрашиваются ли они, в какой цвет. Потом отрезала по кусочку от
моркови, свёклы, огурца. Так же провела каждым кусочком овоща по бумаге и
ткани. В эксперименте «участвовало» 15 растений.
Вывод: не все растения имеют способность окрашивать. На основе проведённого эксперимента составила таблицу.
Эксперимент
Цель – выяснить возможность создать картину, используя красящие способности растений.
Ход. Попробовала рисовать частями тех растений, которые давали самые яркие
цвета при проведении эксперимента.
Вывод. Получилось! Рисовать можно, но не удобно. И как ни старалась, а руки и
одежду всё-таки испачкала и долго не могла отмыть. Поэтому, прежде чем
приступить к рисованию, нужно надеть перчатки, фартук и нарукавники, чтобы
не испачкаться
Вывод: растениями, которые имеют яркую окраску сока, можно рисовать.
Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска? «Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все
цвета». Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие,
карандаши.
Но краски — это просто вещества. А что же значит красить?
Красить что, украшать, придавать краску, делать пригожим, изящным,
приятным для вида
II. Теоретическая часть. История возникновения красок.
Я узнала, что краски появились еще с древних времен, одновременно с
появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный
житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками.
Где же они их взяли? Самой первой краской была глина: жёлтая, красная,
зеленоватая, белая…
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки
и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и
яркие.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и
шелковицы.
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба,
листьев хны.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Я узнала, что пурпурную краску делали из раковин средиземноморских улиток
– багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски.
Бабушка мне рассказала, что она ездила по путёвке в Индию, видела кустарник
«Индиго», из него делают тёмно-синюю краску. Сейчас этой краской красят
джинсы. С древних времен использование красок сохранились и в наше время.
Например, красить яйца шелухой лука. Из энциклопедии я узнала, что занавес в
Большом театре в Москве выкрашен краской, которую сделали из отвара корней
травы зверобоя, по-старинному рецепту. Это не чудо!
Опыт 1 Изготовление красок для рисования.
Морковь, свёклу, петрушку, ягоды смородины измельчили на тёрке и отжали
сок. Взяли чайную заварку, навели крепкий кофе. Получили цвета:оранжевый
бордовый, зелёный, красный, светло-коричневый.
Опыт 2 Удивительные рисунки.
Мои краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно
сравнить с акварелью. Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем
более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что
можно есть. Пищевые краски можно два дня хранить в холодильнике и
нарисовать много удивительных рисунков.
Вывод: Краски нужно хранить в холодильнике .
Опыт 3 Изготовление закладки для книги.
Теперь проверю, как наши краски окрашивают ткань.
Для начала я нарисовала на белой ткани геометрические фигуры. Вырезала их и
подготовила к окрашиванию. Затем опустила в краску фигурки, ждала 30 минут. После окрашивания
хорошенько просушила. Синюю краску я получить не смогла, поэтому решила
развести пищевой краситель. Готовые фигурки получились яркие, хорошо
окрасились, я наклеила их на бумажную полоску и закрепила скотчем.
Вывод: Некоторые цвета получились недостаточно яркие такие как: желтый,
коричневый, зеленый. А из клюквы, смородины и моркови получились яркими.
Опыт № 3.Получение безопасных красок
1.Собрала разные ягоды, овощи и фрукты.2. При помощи соковыжималки
выжала сок из этих ягод и плодов. 3.Сделала вместе с мамой отвары из луковой
шелухи. (золотистый
лук и фиолетовый). Когда чистила шелуху фиолетового лука, то руки стали
тёмно-синего цвета. Покрасили яйцо, получился красивый цвет (коричневый и
фиолетовый).
Вывод. Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на
основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани.
Заключение
В начале моего эксперимента я предполагала, что:
Если растения имеют разную окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета. Если растения могут окрашивать предметы, то ими можно рисовать.Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
В ходе исследования выяснила, краски везде вокруг нас! Стоит только
приглядеться повнимательнее. Среди растений есть красящие и из них можно
сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот
цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто
необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы не губить растения. А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно
безопасны для здоровья, в отличие от синтетических красок.
Я довольна своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому
чтопоняла, в природе много тайн, которые она открывает только любознательным!
Практическая значимость работы
За время работы над темой исследования узнала много нового о красках, которые таят в себе растения; составила таблицу растений, которые имеют красящие способности; тнаучилась получать краски разными способами (составила палитру природныхт красок);
познакомилась с нетрадиционными техниками рисования, выбрала наиболеетудобные для творчества;тсоздала свою картинную галерею из рисунков, выполненных натуральными
красками; А самое главное — воспитывала в себе терпение и наблюдение при общении с
такой хрупкой красотой — под названием «Природа»
Рецепт дешевых и безопасных красок для детей
Рецепт приготовления красок известен давно.
Название"Волшебные краски" - самое подходящее для этого маленького чуда.
Анкетирование.
Мы провели анкетирование, рисуют ли наши друзья дома такими красками.
В группе нас 25 детей. На вопрос «Пробовали ли вы делать краски
самостоятельно из растений?» 1 ребёнок дал положительный ответ.
А на вопросы:
Пробовали ли вы красить или рисовать растительными красками?
Наблюдали ли вы за работой взрослого при окрашивании? Если да, то какой
предмет окрашивался?
Делали ли вы разноцветный сладкий морс?
Как вы думаете, нужны ли самодельные краски?
Все дети ответили положительно.
Также мы провели анкетирование среди родителей и сотрудников детского
сада. На вопрос: «Какой краской вы пользуетесь для окрашивания волос:
натуральной или синтетической?» 11 человек ответили, что синтетической, 10 -
что не окрашивает волосы, а 3– натуральной (используют хну).
На вопрос: «Какой краской вы пользуетесь при окраске яиц на пасху, 14 человек
ответили, что синтетической, а все остальные ответили, что натуральной.
Вывод. Результаты анкетирования показали, что многие стараются
использовать натуральные краски в личных целях.
чёрная смородина ягоды синий синий
Приложение.
Растения, имеющие способность окрашивать предметы
Название растения, Источник красителя, Цвет окраски на бумаге, на ткани
1 Морковь корнеплод ярко оранжевый бледно оранжевый
2 свёкла корнеплод, листья бордовый бордово-фиолетовый
3 горох плод, семена (свежие) бледно-зелёный след почти не виден
4 тыква плод бледно-жёлтый слабый бледно-желтоватый след
5 огурец плод
Слабый зеленоватый след, при высыхании практически не виден
6 томат стебли, листья зелёный зелёный плоды бледно розовый, при высыхании еле виден
красный
7 облепиха ягоды оранжевый
9 красная смородина ягоды красный красный
10 малина ягоды красный красный
11 земляника садовая ягоды розовый розовый
17 Берёза листья зелёный цвет всех оттенков зелёный цвет всех оттенков жёлто-коричневый коричневый
18 лук луковая шелуха жёлтая коричневая, при стирке серая
21 календула лепестки жёлтый жёлтый . Кора дуба отвар жёлтый коричневый
Предварительный просмотр:
Введение
Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Возникает вопрос: как же люди разукрашивали себя и свое окружение? Конечно, с помощью краски. Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов? Нас очень заинтересовал этот вопрос.
Цель: изучить краски, используемые в живописи, и сделать их самостоятельно.
Задачи:
-по литературным источникам изучить историю возникновения и использования красок;
- изучить виды красок;
-изготовить краски в домашних условиях;
-полученными и производственными красками сделать рисунки, сравнить их по цвету, структуре, по нанесению.
Методы исследования:
-анкетирование;
-экспериментирование;
Объектом исследования являются краски, полученные из различного материала.
Предметом исследования являются химические свойства красок.
Гипотеза: мы предполагаем, что краски для рисования можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от фабричных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Пальчиковые краски своими руками"
Даны 3 рецепта изготовления пальчиковых красок своими руками...

"ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ СВОИМИ РУКАМИ "
ГЕЛЕВЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11613122","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]• 1/2 стакана крахмала • 2 и 3/...

Объемные краски своими руками.
Чем занять своего ребенка в Новогоднии каникулы? Сделайте с ним объемные краски своими руками. Очень интересно будет и вам и вашему ребенку нарисовать обьемную картину.Нам понадобится:• клей ПВА...
Мастер - класс "Пальчиковые краски своими руками"
Мастер класс "Пальчиковые краски своими руками"...

Исследовательская работа « Как изготовить краски своими руками»
Актуальность: Когда мы рисуем красками, то обязательно пытаемся попробовать их на вкус, и мы уверены, нет среди нас тех, кто этого не делал. Когда мы с воспитателями прочитали состав красо...

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности «Изготавливаем краски своими руками»
Картотека по опытно-экспериментальной деятельности «Изготавливаем краски своими руками» (для дошкольников)...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с элементами нетрадиционной техники рисования в средней группе «Природные краски своими руками».
Цель: Развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изобразительной деятельности. Задачи: 1. Формировать у детей целостное представление об окружающем мире; 2. Расширять пред...
