Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
консультация
От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости ребёнка в начальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 89.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Одинцовский городской округ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад № 31
Консультация для педагогов:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
(из опыта работы)
Составила:
воспитатель
Гринько Ю.И.
п.Барвиха,
2025г.
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — писал В. А. Сухомлинский. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.
Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать, формируется связная речь. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения. [3]
Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен уметь контролировать их и при необходимости исправлять. Это умение — важный элемент учебной деятельности. Формирует его педагог постепенно, вначале показывая, как осуществляются действия контроля, а затем обращая внимание детей на необходимость контролировать процесс изображения.
На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. [17]
Также на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования, мы педагоги, учим детей держать деревянную или ватную палочку, восковые мелки, зубную щётку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваемся свободного движения руки с палочкой, поролоном во время рисования, что способствует формированию и закреплению правильного захвата инструмента. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Дети, у которых не получается рисовать обычными способами, или они не умеют рисовать, с удовольствием рисуют нетрадиционными предметами. [18]
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует такая нетрадиционная техника, как рисование по клейстеру руками. [8]
Для развития мелкой моторики в процессе самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно обогатить развивающую предметно-пространственную среду следующими материалами: печатками, штампиками, витражными красками, акварельными красками, гуашью, трафаретами, трубочками для кляксографии, пластиковыми вилками, зубными щётками, ватными палочками, восковыми мелками, цветными мелками. [17]
Таким образом, изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития детей и применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции. [18]
Виды нетрадиционных техник рисования в ДОО
Традиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, свои впечатления и отношения к чему-либо в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, используя традиционные инструменты рисования: кисть, простые карандаши, краски, цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Нетрадиционные техники рисования – это переход от продуктивной к творческой деятельности; это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов, которые не являются общепринятыми, традиционными (рисование поролоновой губкой, пенопластом, рисование пальчиками, методом тычка, расчесывание краски).
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. [20]
Существует много различных техник нетрадиционного рисования, их необычность состоим в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результат в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому. [13]
Казакова Р. Г., Давыдова Г. Н., Никитина А. В предлагали следующие виды нетрадиционных техник рисования:
1. Печать листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный, цветной отпечаток растения. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Вариант 2. Если верхушку листа будем прикладывать каждый раз друг к дружке, то получится цветочек. Дорисуем кисточкой стебель, дорожку и солнце – вот и готов пейзаж. А если будем чередовать такие цветочки с отпечатком листа, то получится орнамент.
2. Рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками – подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное свойство. Ребёнок опускает в гуашь палец и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
3. Рисование методом тычка. Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз. Будет оставаться чёткий, определённой формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
4. Смешивание цветов. Смешивание красок – это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трёх основных цветов (красного, синего, жёлтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и чёрной – разные оттенки исходного цвета. Краски смешивают на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводят тёмный цвет и тщательно перемешивают краски между собой, и, только добившись нужного оттенка можно начинать рисовать на бумаге.
5. Кляксография. Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половины рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими.
Вариант 2. Лист бумаги смочим водой. На кисточку наберём чернила или акварельную краску и капнем на мокрый лист. Капля растечётся. Дать бумаге высохнуть и внимательно присмотреться к форме и рисунку пятна. На что же оно похоже? Если образ сразу не удаётся найти, работу можно отложить и вернуться к ней через некоторое время. Отыскав определённое сходство с тем или иным предметом, попробовать дорисовать недостающие элементы, чтобы всем стало понятно, что вы увидели в обыкновенной кляксе. Работу можно усложнить, используя не один цвет, а несколько. Краски, смешиваясь, дадут дополнительные возможности в поиске образов.
6. Раздувание краски (кляксография с трубочкой, воздушные «кляксоделки»). Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейлей или полую часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр кляксы так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги, затем дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе лёгких.
7. Монотипия. Данная техника используется для зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Техника, схожая по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист складывается пополам по линии сгиба и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.
Вариант 2 заключается в следующем: на пластинку из стекла, металла или пластика, служащую печатной формой, наносится по определённой схеме масляная краска или типографская тушь. Затем на пластинку накладывается и прижимается к ней лист тёмной бумаги, и в результате получаются удивительные цветовые узоры.
Можно варьировать этот способ, помещая больший слой краски между двумя пластинами; после сжатия и разъёма пластин на них образуются необычные своеобразные композиции. Все эти эффекты носят случайный характер, но во многом они зависят от умения работать с красками и чувства цвета.
Вариант 3. Есть ещё один способ монотипии, суть которого в следующем: на лист бумаги, наложенный на пластину, слегка покрытую тушью, наносится рисунок, в результате чего тушь частично переходит с пластинки на бумагу. После снятия листа на той его стороне, которая соприкасалась с пластинкой, останется перевёрнутым слева направо рисунок, обогащённый оттенками.
8. Фотокопия – рисование свечой (свеча + акварель). Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.
9. Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель). Эта смешанная техника сочетает рисование разными материалами с целью ознакомления со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
10. Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Клеем ПВА (из флакона с дозировочным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для просыхания клеевой основы рисунка-витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Для большей выразительности линии, имитирующие металл, можно покрыть чёрной гуашью, аккуратно работая кисточкой.
Секрет: прорисовать линии можно клеем, уже окрашенным в чёрный цвет. Для этого нужно в клей ПВА добавить чёрную гуашь.
11. Каракулеграфия. Если на листе бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты, постараться их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доведя до восприятия целостности объекта. По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определённого уровня развития воображения, опыта, наблюдений.
! При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить каждому ребёнку лист с каракулями, соответствующими теме занятия, а в дальнейшем – недорисованные силуэты самых разных предметов. Если дети будут испытывать затруднения в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки и т.д.
12. Шаблонография. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребёнка становится шире и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников.
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур – с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
! Рекомендации детям: каждый шаблон необходимо как можно ближе прикладывать к нарисованному контуру предыдущей формы, не оставляя между ними промежутков. Одной рукой плотно придерживать шаблон на поверхности листа, а другой рукой карандашом обводить его вокруг.
13. Ожившие предметы. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребёнку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать своё отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.
14. Набрызг. Краску нужно растворит в воде, а затем с помощью зубной щётки и расчёски (карандаша, палочки) нанести её на бумагу путём набрызга. Зубную щётку опускаем в краску, затем располагаем её вертикально над бумагой и расчёской (карандашом, палочкой), как смычком, снизу вверх проводим по её щетине. На поверхность бумаги попадает град брызг. Если каждый раз менять цвет краски, то фон будет состоять из разных капелек.
Вариант 2. Если зубной щёткой или кисточкой обильно набрать краску и усилием кисти руки стряхнуть её по направлению бумаги, можно получить кляксу. Нагромождение клякс создаёт пёстрый фон. [5] 0
15. Расчёсывание краски. Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
16. Рисование поролоном, пенопластом, смятой бумагой, печатками из ластика, пробкой, печатками из картофеля (оттиск). Хорош для рисования кусочек поролоновой губки, пенопласта или смятой бумаги и т.д. Им можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.).
17. Рисование штрихом. Этот приём рисования называется «ЧИРКАТЬ» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нём видимый след, так называемый штрих. Штрих – это линия, черта, проведённая одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
! Способ штриховки – кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрее закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования пальчиковой гимнастики.
18. Рисование музыки. Если представить, что звукам соответствуют определённые цвета, а сочетаниям звуков – определённые пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат воспринимать и ощущать искусство изнутри.
19. Рисование нитками. Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
20. Рисование солью. Нарисованный краской рисунок посыпается солью. Соль пропитывается краской и, высохнув, создаёт эффект зернистой структуры, которая передаёт объёмность изображению. Когда рисунок высохнет, нужно стряхнуть всё лишнее. На таком фоне эффектно будет смотреться морской пейзаж или изображение пространства.
21. Граттаж – способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом бумаги, картона, закрашенного тушью.
Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённым предметом рисунок процарапывается до слоя краски.
22. Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту любой формы. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки. [6]
23. Тычок жёсткой полусухой кистью. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
24. Рисование ладошкой. Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
25. Обрывание бумаги. Ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным.
26. Скатывание бумаги. Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она на станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
27. «Знакомая форма – новый образ». Ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прижимается к нему, другой его обводит.
28. Кляксография с ниточкой. Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживает рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
29. Тиснение. Ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рельефной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.
30. Акварельные мелки. Ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки. Затем рисует на смоченной бумаге мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. [14]
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. [13]
Но также сейчас стали набирать популярность и другие виды нетрадиционных техник рисования, которые предлагает Н. В. Микляева:
1. Эффект от разогревания мелков с помощью фена. Для детей постарше интересно наблюдать за следами, которые оставляют мелки на листе, смоченном раствором крахмала, или за разогреванием мелков с помощью фена. Разогрев выполняет взрослый. Затем воспитанникам предлагается дорисовать рисунки.
2. Изображение с помощью воздушных фломастеров. Необычные фломастеры: фломастеры с двумя или тремя разноцветными стержнями (по аналогии с карандашами); ароматизированные маркеры (цветной след и запах); «воздушные» фломастеры (blopens) – заполняют мелкими брызгами трафарет или весь лист, если подуть в них.
Кроме инструментов для рисования педагогами и родителями активно используются необычные краски. Известны такие, как:
- «пенистые» краски, которые получаются, если смешать полстакана геля для душа, полстакана крахмала с пищевыми красителями. Ими можно рисовать в ванной или на гладкой поверхности, они легко смываются;
- «соленые» краски требуют приготовления крепкого солевого раствора и добавления туда окрашивающего вещества. Рисуют с помощью пипетки или капая ими с чайной ложки на ледяные фигуры, которые размещаются на подносе. При этом соль будет плавить и «пробуривать» ходы внутри льда, а краска окрасит фигурку изнутри причудливыми узорами;
- у детей вызывает интерес рисование цветным льдом на больших листах бумаги или обоях. Им нравится наблюдать, как расплываются радужные узоры вокруг льда и краски смешиваются;
- «пухлые» краски: к одной столовой ложке муки и одной столовой ложке соли добавить три столовые ложки воды и краску. Рисовать ими можно на картоне или на плотной бумаге толстой кисточкой (для каждого цвета используем отдельную кисть) или ватными палочками. Когда рисунок готов, его немного (3–4 минуты) подсушивают в микроволновой печи. Краски приподнимаются, изменяются в объеме, становятся твердыми. Само изображение превращается в объемное;
- структурные краски: полпузырька канцелярского клея, столько же крахмала, старые тени для век или румяна. Все размешивают, ставят на несколько минут в микроволновую печь, а потом используют для создания рельефных изображений.
- более «жесткие» акриловые краски продаются в художественном магазине. По сути, это рисование пластиком. Во время рисования они напоминают акварель, потом затвердевают и становятся водостойкими. Детям нравится раскрашивать ими камешки.
3. Рисование мелками на наждачной бумаге, на камнях и ракушках, по стеклу. Предполагается, что сначала на бумаге создается изображение карандашом, затем на нее накладывается стекло. Уже по стеклу сверху изображение обводится и раскрашивается специально изготовленными красками (клей ПВА и гуашь в пропорции 1:2).
4. Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом (с детьми 5–6 лет). Дошкольники сначала должны горизонтально заштриховать лист бумаги, затем с помощью ластика «прорисовать» само изображение.
5. Изображение на полиэтиленовой или пищевой пленке. Пленка накладывается на влажный рисунок, на который густыми мазками наносится гуашь или акварельные краски в виде ярких пятен. После этого ее не нужно натягивать или разглаживать. Напротив, чтобы получить более рельефную поверхность, нужно создать специальные складочки, сдвигая пленку. Поверх нее рисовать пальчиками или ватными палочками, смешивать краски, распределяя их по всей поверхности листа. Через несколько часов, когда краска подсохнет, можно снять пленку (на листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутиной покрывают все) и дорисовать рисунок.
6. Рисование на пене для бритья. Техника создания «мраморной бумаги» – еще один вариант нетрадиционной техники. На плотный картон наносится пена, которую разглаживают линейкой (толщина пенного слоя может быть от 2–3 мм до 1 см). Затем сверху жидкими красками (разведенная гуашь) наносится рисунок: для этого можно сначала сделать несколько капель пипеткой, а затем размазать краску по пене кистью. Сверху накладывается лист акварельной бумаги, который слегка прижимается к изображению, затем убирается. Это первый зеркальный оттиск, его оставляют подсохнуть. Второй оттиск получается весьма экзотически: той же линейкой вся пена равномерно снимается с картона. На нем остается размытое изображение. Глядя на него, создается впечатление, что это морской пейзаж или улица под дождем. Изображение можно дополнить, дорисовав с помощью фломастеров.
7. Рисование на молоке. Молоко достаточно высокой жирности наливается в плоское блюдце или поднос. Заранее готовится набор жидких пищевых красителей или немного разведенной акриловой краски – их необходимо набирать в пипетку, чтобы капать на невидимую жировую пленку на молоке.
Можно постукивать пипеткой о бортик тарелки и стряхивать – это действие напоминает прием «набрызга» краски на лист бумаги. С помощью ушной палочки делать «вставки» пятнами другого цвета. Получившиеся капли аккуратно сдвигать и формировать в образы с помощью приемов «зацепа» и отведения, закручивания (раскручивания), «разрезания» зубочисткой. [11]
8. Штампирование. В качестве штампов используются пластиковые штампики, ватные диски, деревянные фигурки, детали конструктора, заготовки из сырых овощей (морковь, половинки яблок и груш, картофель, пекинская капуста и др.), тампоны или кусочки поролона, свежие листья растений (прямо на их поверхность наносится краска с помощью кисточки); бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т.д.). Этапы обучения работе со штампами: ознакомительное занятие
- Научить обмакивать штамп в краску, прикладывать его к листу, прижимать, не сдвигая с поверхности, аккуратно поднимать, обращать внимание на полученный оттиск, видеть аналогию с предметом или явлением природы, дорисовывать детали.
- Учить заполнять силуэт предмета, не выходя за контурную линию.
- Обучать оставлять отпечатки в определенной логической последовательности (башня, гусеница, бусы, вагончики поезда).
- Учить составлять изображение предмета из нескольких частей.
8. Накат. Для него нужны валик и емкость с краской. Валик необходимо обмакнуть в краску, дать немного стечь излишкам, затем прокатить им по листу бумаги или ватману так, чтобы остался след. Если при этом обмакивать сразу в несколько красок, то след будет разноцветным. При изменении направления можно создавать интересные линии и формы. [12]
Но Микляева Н. В. не только предложила примеры использования нетрадиционных техник рисования, но и распределила их по разным возрастным группам ДОО (см. Приложение А).
I. Младший дошкольный возраст.
1. Отпечатывание. Детям трех–четырех лет показывают, как наносится цветовое пятно на лист бумаги и на него накладывается чистый лист или прикладывается комочек смятой бумаги, а также мешочки из тюля, заполненные пшеном, горохом, гречкой и т.д. Затем ими ставятся отпечатки на поверхности. Один из интересных способов отпечатывания – немного надутым или наполненным водой воздушным шариком. Его боковые поверхности можно обмакивать в пятна краски разного цвета на тарелке или в миске несколько раз. Более того, он скользит по поверхности бумаги и создает причудливые отпечатки, чутко реагируя на нажатие ребенком.
2. Тампонирование. Использование тампона из марли или кусочка поролона (можно привязать его резинкой на кончик карандаша). Тампон обмакивают в краску и легкими прикосновениями к бумаге создают отпечатки. Формируется выразительный образ чего-то пушистого, полупрозрачного, напоминающего, например, облака на небе.
3. Рисование сыпучими материалами. Два варианта техники: клеем ПВА наносится контурный рисунок, который затем обсыпается манкой, или клеем смазывается вся поверхность предметного рисунка (с деталями), а сверху насыпается крупа (можно сделать через трафарет). Затем лист с изображением ставится вертикально, остатки сыпучего материала стряхиваются с него.
4. Трафарет. Трафарет может быть внутренним (с прорезями, отверстиями, соответствовать изображению домашних и диких животных и др.) или имеющим четкие внешние границы, представленным в виде изолированной формы (геометрические фигуры, овощи, фрукты и др.). В зависимости от вида трафарета техники работы с ним различны: обведение по контуру (прижав к листу бумаги) и тампонирование по краям трафарета; обведение внутри формы (по ее границам) и закрашивание силуэта (с помощью тампона или кисточки).
II. Средний дошкольный возраст.
1. Рисование мылом. Кусочком мыла ребенок рисует контурное изображение (как это делается простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой, губкой, кусочком поролона наносит краску (краски). Педагог должен следить, чтобы ребенок не прижимал сильно кисточку к изображению, иначе исчезнет след от мыла. Создавать рисунки можно, выложив на бумагу пену из мыльных пузырей. Аккуратно окрашивать кисточкой отдельные пузыри в разные цвета. Когда пузыри лопнут, ребенок обнаружит на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые дорисует фломастерами, когда они высохнут.
2. Кляксография. Включает выдувание кляксы через коктейльную соломинку, что позволяет создавать выразительные образы, например растений, тянущихся к солнцу. К техническим приемам рисования добавляются приемы развития творческого мышления и воображения.
3. Предметная и сюжетная монотипия. На одну половину сложенной пополам бумаги предварительно наносятся пятна, мазки жидкой краски (горизонтально или вертикально). При открывании бумаги получаются симметричные изображения (бабочки, летящие птицы и др.) или пейзажи с зеркальным отображением в виде берега, домика и деревьев, заборчика.
4. Рисование по сырой бумаге (техника живописи «по-мокрому»). Бумага предварительно смачивается в емкости с водой или быстро протирается широкой влажной губкой, прокатывается смоченным в воде валиком из поролона. Затем две–три минуты подсыхает. На нее наносится рисунок акварельными красками или мелками (можно использовать кусочки поролона). Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так добиваются мягкости в передаче очертаний предметов, появляется воздушность и пространственность изображения.
5. Рисование щеткой. Постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ею по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Ребенок закрашивает фон, рисует предмет или пейзаж. Затем меняет положение листа, получая эффект стекающей краски. Возвращает лист в горизонтальное положение и проводит по влажной поверхности расческой: следы от нее напоминают капли дождя.
III. Старший дошкольный возраст.
1. Набрызг. Краска набирается на зубную щетку, а стекой нужно быстрыми движениями по направлению к себе провести по ее щетине – брызги полетят на бумагу. Если использовать трафареты, то с помощью техники набрызга можно создать ощущение фактурности шерсти животных, кожуры фруктов.
2. Граттаж (от франц. gratter – царапать) – техника процарапывания очертаний рисунка на поверхности, загрунтованной восковыми мелками или свечой (первый слой) и темной гуашью (второй слой). Когда бумага подсохнет, дети, создавая рисунок, используют заостренные инструменты (например, стеки для лепки).
3. Расчесывание краски. С помощью расчески с мелкими зубьями или связанных в пучок зубочисток придаем выразительность предметному (ежик, волк и т.д.) или сюжетному рисунку (морской пейзаж, песчаные барханы и др.). Используются штриховочные короткие или длинные волнообразные движения всей поверхностью расчески слева направо или сверху вниз косыми линиями. Они вытягивают краску из основного пятна. Так изображается дождь. Рисунок лучше делать на влажной бумаге (в технике рисования «по-мокрому»).
4. Фроттаж (от франц. frottage – натирание). Лист бумаги располагают на плоском рельефном предмете. Поверх бумаги делают штриховочные движения неострым цветным или простым карандашом, повторяя очертания предмета. Оттиск напоминает основную фактуру (теневое изображение самого предмета).
5. Диатипия (от др.-греч. dia – сквозь, через). Тампоном или валиком тонкий слой краски наносится на стекло или поверхность картона, сверху накладывается лист бумаги. На нем рисуют заостренной палочкой или карандашом (несколькими карандашами), стараясь не нажимать сильно на бумагу. На стороне, прижатой к стеклу, получается оттиск, зеркально повторяющий рисунок, обычно интересной фактуры, с цветовыми разводами и сочетаниями.
6. Рисование на неньютоновской жидкости. Эта техника редко используется в детских садах, но она чрезвычайно интересна. Предполагает получение зеркальных копий с узора, созданного на неньютоновской жидкости. Сначала делается «волшебная жидкость» (из крахмала и воды в соотношении 1:2). В нее добавляется две–три столовые ложки мелкой соли или клея ПВА. Все тщательно перемешивается.
Первичный образ создается с помощью набрызга и стряхивания жидкой краски (гуаши или акрила) на неньютоновскую жидкость. Зубочисткой или расческой ему придается форма и выразительность. Рисунок должен немного отстояться (30–40 секунд). Затем легким движением, держа акварельную бумагу за два противоположных конца, ею промакивают область узора и быстро поднимают. На бумаге останется причудливый и красивый след.
7. Ниткография. Позволяет создавать изображения с помощью окрашенной нити. Шерстяную или шелковую нить намазывают тушью, кладут в сложенный пополам лист бумаги, прижимают и за кончик вытягивают. Лист бумаги раскрывают и дорисовывают изображение кисточкой (не дожидаясь просыхания рисунка) или фломастерами (когда основной рисунок подсохнет). Получаются неординарные рисунки с четкими контурами.
8. Рисование на фольге. Нанесение линий и мазков кисточкой с гуашью, в которую добавлен клей ПВА. Удобно изображать подводных животных: сначала сделать рисунок, потом «передавить» его на фольгу и раскрасить.
9. Латонагем (latonagem, бразильская техника тиснения на фольге). Создание оттисков с помощью палочки (заостренной или заканчивающейся шариком) или стержня с двух сторон фольги.
Получается изображение с выпуклыми и вогнутыми деталями. Все вогнутые детали рисунка «по изнанке» заливаются текстурной пастой, дается время подсохнуть. Выпуклые детали на лицевой стороне рисунка окрашиваются черной гуашью или акриловой краской. Затем быстро, не давая краске высохнуть, мягкой бумажной салфеткой вытирают излишки краски (оставляется краска в углублениях), а рельеф полируется до серебряного блеска. Так получаются красивые «серебряные» украшения и шкатулки. [10]
Таким образом, ряд педагогов (Микляева Н. В., Казакова Р. Г., Давыдова Г. Н., Никитина А. В.) предложили самые разнообразные нетрадиционные техники рисования, которые могут использоваться в ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Данная статья посвящена способам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования. Показана важность развития навыков мелкой моторики, начиная...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

Мастер-класс для родителей детей средних групп Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
(рисование пальчиками, жесткой кистью, ватной палочкой, смятой бумагой, зубной щеткой, поролоном )...

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя
Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческ...


