Картотека дидактических игр по Триз
картотека

Панюкова Любовь Алексеевна

несколько игр по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_triz.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по Триз

Игра «Что может быть?»

Цель: Активизация словаря существительных

Ход игры: Педагог спрашивает у детей: «Что может быть по цвету таким же, как красный листочек? (Помидор, машинка, карандаш …) Как зелёный листочек? (Трава, платье, чашка….)»

«Все в мире перепуталось»

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.

Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.

Природный мир: воздух, вода, земля.

Рукотворный мир: одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …

Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.

Пример: Утка…К какому миру она относится? К природному. Почему?

«Один, два, три, ко мне беги»

Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: ведущий – воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.

Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!

Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а также явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.

«Фоторобот»

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.

«Теремок»

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.

Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.

Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.

«Помоги герою»

Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.

Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?

«Лимерики»

Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.

Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.

Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,

- вторая строка – характеристика героя или его действие,

- третья строка - реализация действия,

- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.

Примерные вопросы для метода мозгового штурма.

- Как не ссориться с мамой?

- Как помочь себе фантазировать?

- Как не промокнуть под дождем?

-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

- Как не пустить медведя в Теремок?

- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?

- Что сделать безудержно веселое?

- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?

- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?

- На чем еще можно рисовать?

- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?

- Что будет, если уничтожить всех волков?

- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)

- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?

- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

- Как сделать необычную льдинку?

- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?

- Как можно поприветствовать хорошего человека?

- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?

- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?

- Как достать сосульку с крыши?

- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?

- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?

-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?

- Куда в группе можно спрятать куклу?

- Куда я спрятала конфету?

- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?

- Как найти самого умного человека в королевстве?

- Чем вреден комар? Чем комар полезен?

- Как можно определить время, если нет часов?

- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?

- Придумать новое природное явление.

- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)

- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.

- Придумать насекомое с необычными свойствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами ТРИЗ

Подборка дидактических для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи с элементами ТРИЗ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ТРИЗ

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ТРИЗ...

Консультация для родителей "КАРТОТЕКА дидактических игр с применением ТРИЗ"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно....

Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ

Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ можетбыть использована как воспитателями детского сада, так и родителями....