Консультация для родителей "КАРТОТЕКА дидактических игр с применением ТРИЗ"
консультация

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

КАРТОТЕКА

дидактических игр с применением ТРИЗ

Воспитатель: Лешукова И.А.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно.

Дорогие родители! Вашему вниманию предлагаю несколько игр. Поиграйте дома вместе с детьми

- А нам сейчас пришёл черёд сыграть в

 игру «Наоборот»

Цель: Обучение детей овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы
•Суп горячий, а компот холодный
•Сахар сладкий, а перец горький
•Лист наждака шершавый, а лист бумаги гладкий
•Чай горячий, а мороженое холодное
•Днём светло, а ночью темно
•Заяц бежит быстро, а черепаха ползёт медленно
•Внук молодой, а дедушка старый
•Пластилин мягкий, а камень жёсткий
•Лев смелый, а заяц трусливый
•Дом высокий, а гараж низкий
•Зимой погода холодная, а летом жаркая
•Дорога широкая, а тропинка узкая
•Пушинка лёгкая, а камень тяжёлый
•Кисель густой, а морс жидкий


Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Обучение детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Называется  любой объект, который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.

Ход игры:

Вариант 1. Дождь.«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»:нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2.Настольная лампа:

-Хорошо - красивая.

-Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Творческая ошибка»

Цель: Обучение детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию  детей.

Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры: детям предлагается вспомнить слова ,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» -велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Фантазия»

Цель: Развитие умения находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

- все книги

- все спички

- все ручки

- все ластики и т. д

Игра «Что в чём»

Цель: Обучение детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход игры:

- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

        Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Развитие логического мышления, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой  предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

-если исчезнут все взрослые?

- если на планете исчезнет вода?

- если на планете исчезнут леса?

- если к нам пришёл крокодил?

-если к нам пришёл слон?

Игра «Кто кем будет?»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

  • кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

  • Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
  • Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»

Триз – теория решения изобретательных задач) помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчив...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

Конспект НОД по лепке с применением дидактических игр по технологии ТРИЗ

развитие умений детей второй младшей группы изготавливать палочки из пластилина...