Консультация для родителей "КАРТОТЕКА дидактических игр с применением ТРИЗ"
консультация

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

КАРТОТЕКА

дидактических игр с применением ТРИЗ

Воспитатель: Лешукова И.А.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно.

Дорогие родители! Вашему вниманию предлагаю несколько игр. Поиграйте дома вместе с детьми

- А нам сейчас пришёл черёд сыграть в

 игру «Наоборот»

Цель: Обучение детей овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы
•Суп горячий, а компот холодный
•Сахар сладкий, а перец горький
•Лист наждака шершавый, а лист бумаги гладкий
•Чай горячий, а мороженое холодное
•Днём светло, а ночью темно
•Заяц бежит быстро, а черепаха ползёт медленно
•Внук молодой, а дедушка старый
•Пластилин мягкий, а камень жёсткий
•Лев смелый, а заяц трусливый
•Дом высокий, а гараж низкий
•Зимой погода холодная, а летом жаркая
•Дорога широкая, а тропинка узкая
•Пушинка лёгкая, а камень тяжёлый
•Кисель густой, а морс жидкий


Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Обучение детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Называется  любой объект, который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.

Ход игры:

Вариант 1. Дождь.«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

«Плохо»:нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и т. д.

Вариант 2.Настольная лампа:

-Хорошо - красивая.

-Плохо – неустойчивая.

-Хорошо, что стеклянная, от неё много света.

- Плохо – легко может разбиться.

- Удобно, потому что можно ставить на стол.

- Неудобно – нельзя повесить на стену и т. д.

Игра «Творческая ошибка»

Цель: Обучение детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию  детей.

Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.

Ход игры: детям предлагается вспомнить слова ,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:

«Лесапед» -велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.

«Каклетка» - прыгающая котлета.

Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:

«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.

Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д

Игра «Фантазия»

Цель: Развитие умения находить ресурсы предметов, заменять их на другие.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята представьте себе, если на земле исчезнут… - все пуговицы. Чем их можно заменить?

Дети: Липучками, кнопками, крючками…

- все книги

- все спички

- все ручки

- все ластики и т. д

Игра «Что в чём»

Цель: Обучение детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход игры:

- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)

- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)

- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)

- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)

Дети должны назвать не менее 5 систем.

        Игра «Фантастические гипотезы»

Цель: Развитие логического мышления, учить придумывать нелепые вопросы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой  предмет и действие:

Например:

Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

-если исчезнут все взрослые?

- если на планете исчезнет вода?

- если на планете исчезнут леса?

- если к нам пришёл крокодил?

-если к нам пришёл слон?

Игра «Кто кем будет?»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

  • кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

  • Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
  • Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

Конспект НОД по лепке с применением дидактических игр по технологии ТРИЗ

развитие умений детей второй младшей группы изготавливать палочки из пластилина...

Консультация для родителей: «Применение ТРИЗ дома»

Уважаемые взрослые, познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого – либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности....