Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)
консультация по развитию речи (старшая группа)

Ялина Наталия Ивановна

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Одним из  условием успешного освоением  ребенком этих моделей является сотрудничество семьи и детского сада.Представленная консультация "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии) помогает решить эту задачу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_skazok_po_metodu_katologa_-_kopiya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сочиняем сказку»

(с применением ТРИЗ - технологии)

Все дети любят сказки -  вершины словесного творчества ребенка. Наверно, и ваш ребенок может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ему в этом полезном и увлекательном занятии. Научить детей  сочинять тексты сказочного содержания можно с помощью моделей, на основе которых составляется текст.

Предлагаем вам один из способовсозданиятекстов сказочного содержания с помощью метода «Каталога».

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году.

Суть заключается в построение связанного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).

Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывание сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Алгоритм составление сказок по методу «Каталога»:

1. Выбрать какой – либо книги для сочинения сказки (истории) по ней.

2.Обращение к детям вопросами,на которые они «находят»слова на открытой странице текста.

3. Постепенный сбор в единое целое ответов, «найденных» в книге.

4.Придумывание названия составленной сказки.

5.Восстановление всего текста ребенком.

6. Воспроизведение шагов создание сказки.

Выведение последовательности вопросов.

7. Оформление составленной сказки.

Примерная цепочка вопросов:

-Жил- был….Кто?

- Какой он был? (Какое добро он умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)…Куда?

-  Встретил кого злого? Какой зло этот отрицательный герой всем делал

(или умел делать?)

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был?

- Как мог помочь главному герою?

-Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Правила поиска ответа на вопрос:

  • После вопроса «Жил – был кто?» взрослый открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком любое слово («Жил – был …дом!».) Значит, история будит про добрый дом, который попал в беду.
  • Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой странице.
  • Если слово, выделенное в книге, не соответствует нужной части речи, то его необходимо переделать подходящее, либо найти другое на этой же строчке. Надо пытаться включить в текст создаваемой истории словосочетания или все предложение, указанное ребенком.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта советуем:

- Задавать вопросы, открывать книгу, «собирать» сюжет в быстром темпе.

- Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ( удивление, радость, ужас и т.д.).

-Устраивать некоторую импровизацию (микро – представление).

- Прекратить искать «ответа» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории.

Предложить ребенку рассказать составленную сказку и проиллюстрировать ее с помощью рисунков.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Желаем Вам творческих успехов в составление сказок.

Список литературы

  • ЛелюхС.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников.-  Ульяновск, 2003г.
  • Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связанной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Ульяновск: Волга-ТРИЗ,2004.
  • http://www.Volga-triz.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях

Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях....

Консультация для родителей "Сочиняем сказку" (с применением ТРИЗ - технологии)

Детское речевое творчество неразрывно связано с созданием сказочных  текстов. Для того,чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно составлять сказку,необходимо познакомить его с моделями, на ос...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...