Главные вкладки

    Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий
    статья на тему

    Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способностей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primenenie_triz_tehnologiy.odt24.85 КБ

    Предварительный просмотр:

                  «Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий»

    1. Актуальность

    Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способностей является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология). Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизнейную цель. Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

    Противоречие

    Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Развить творческое воображение дошкольников можно при условии владения педагогом технологией ТРИЗ; построении системы отношений педагога с детьми на основе сотрудничества; обладании педагогом нестандартным мышлением, теоретическими знаниями, практическим опытом и использовании технологий ТРИЗ на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности деятельности детей, в работе с родителями. Вместе с тем ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

    Механизм реализации

    Реализация основывается на материалах пособий С. Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

                     Как использовать ТРИЗ:

    - в воспитании у детей качеств творческой личности;

    - в коррекции правильного звукопроизношения;

    - в формировании словаря;

    - в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

    - в развитии элементарных математических представлений;

    - в развитии конструктивной деятельности.

    Основные методы ТРИЗ используемые в работе с детьми :

    • - Мозговой штурм,

    -Метод фокальных объектов,

    -Орфологический анализ,

    -Метод эмпатии,

    -Метод проб и ошибок,

    -Тризовские игры.

    Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы:
    Принцип свободы выбора.В любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
    Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
    Принцип деятельности.В любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
    Принцип обратной связи.Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
    Принцип идеальности.Творческие заданий не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

    Занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

    С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия желательно проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и

    организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин.

    В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин.

    Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук). Пример использования технологии ТРИЗ

    Игра "Маша-Растеряша"

    Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

    Перед игрой важно включить элементы ТРИЗ. Можно спросить, указывая на объект: "Для чего эта чашка? Для чего дверь? Для чего эта подушка?"

    Вступление: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: - Ой! - Что случилось? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить юшку, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

    Прогнозируемый результат

    Таким образом, в результате свободной деятельности, занятий с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

         Используемая литература:

    1. Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
    2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
    3. Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
    4. И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989
    5. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

    Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

    Выступление на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни и развитие творческих способностей через использование здоровьесберегающей технологии «Ниткография»

    Занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.Актуальность здоровьесберегающей технологии «Ниткография» заключается в том, ч...

    программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для ...

    Технология развития творческих способностей через театрализацию.Э.Г.Чурилова

    С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важносоздать в детском коллективе атмосферу свободного вы...

    «Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством ТРИЗ - технологии»

    В настоящее время актуальность коммуникативных способностей дошкольников в общении не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственн...