Главные вкладки

    Технология развития творческих способностей через театрализацию.Э.Г.Чурилова
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Костова Валентина Михайловна

    С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важносоздать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувстви мыслей, разбудить фантазию детей по­пытаться максимально реализовать их способности.

    Театрализованная деятельность – это самый­ распространенный вид детского творчества­. Значение театрализованной деятельности ­невозможно переоценить.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология развития творческих способностей через театрализацию

    Цель: Развитие творческих способностей детей  через театрализованную деятельность.


    Алгоритм применения технологии в
    практической профессиональной

    деятельности:

    1.Подбор театрализованных игр и этюдов, инсценировок, песен, кукольных спектаклей.

    2.Оборудование театральной зоны в музыкальном зале.

    3.Подготовка атрибутов, театрального реквизита, кукол, декораций к спектаклям.

    4.Разучивание упражнений на артикуляцию, дикцию, дыхание и выразительность речи детей.

    5. Разучивание музыкального материала с детьми для использования в театрализованной деятельности.        

    6. Показ кукольных сценок и спектаклей на праздниках и досугах.

    7. Подобран материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.

    8. Привлечение  родителей к исполнению ролей, подбору реквизиту, пошиву костюмов.

    технологии.

    Результат использования
    образовательной технологии:

    В результате работы по театрализованной деятельности можно отметить:

    -развитие творческих способностей детей;

    -обогащение словарного запаса;

    -развитие эстетического  вкуса;

    -развитие эмоциональных чувств: переживаний, сочувствия, умение радоваться успехам, готовность прийти на помощь;

    -развитие внимания, фантазии;

    дети приобретают жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития интеллектуальной сферы.

    Дети становятся активны, свободны, эмоционально раскованы, творчески исполняют роли в спектаклях, свободно ориентируются в непривычных ситуациях.

    С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важносоздать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувстви мыслей, разбудить фантазию детей попытаться максимально реализовать их способности.

    Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

    Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно- творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

     Содержание программы:

    1) «Театральная игра».

     Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

    Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

    2) «Ритмопластика».

    Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.

    Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

    3) «Культура и техника речи».

    Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

    Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.

    4) «Основы театральной культуры».

    Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.

    Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

    5) «Работа над спектаклем».

    Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

    Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

    Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.

    Перспективное планирование по театрализованной деятельности

     

    Месяц

    №  

    Тема

    Содержание

    1.

    Беседа «Что такое театр»

    Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

    2.

    Беседа-диалог «Театральные профессии»

    Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнать новое.

    3.

    Игра – импровизация. Мини – сценка «Старик – Лесовичок»

    Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи

    4.

    Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр)

    Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия;

    развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.

    Октябрь

    1.

    Показ настольного театра «Репка»

    Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи;

    2.

    Весёлая пантомима. «Немой диалог», «Загадки без слов»

    Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение

    3.

    Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям».

    Закрепить знания  дошкольников о  сказках.

    4.

    Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием театра-масок

    Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра. Продолжать учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать детей принимать участие в рассказывании  сказки, договариванием  отдельных слов, фраз. Способствовать интонационной выразительности речи. Развивать внимание, память, умение сопереживать героям  сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать.

    1.

    Расскажи стихи руками.

    Побуждать детей к импровизации.

     

    2.

    Игры на развитие выразительной мимики (45)

    Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

    3.

    Загадки о сказках и сказочных героях

    Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.

    4.

    Рассказывание сказки «Теремок»

    с показом на фланелеграфе

    устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия.

    Декабрь

    1.

    «Веселый счёт». Игра «давайте хохотать». Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»

    (21-22)

    Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх;

    2.

    Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…», И.Жукова «Киска» (18-19)

    Развивать пантомимические способности, любовь к животным.

    3.

    Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга»

    Развивать фантазию, образное мышление,  умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок  

    4.

    Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр)

    Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    Январь

    1.

    Культура и техника речи. Работа над скороговорками.

    Тренировать четкое  произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки

    2.

    Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга».

    Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок  

    3.

    Чтение сказки «Красная шапочка»

    Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

    4.

    Теневой театр «Красная шапочка»

    Продолжить развивать интерес к театральному  искусству  

    Февраль

    1.

    Основы театр. культуры. Фото зрительного зала, понятия: «сцена», «занавес», «кулисы», «партер», «балкон» (презентация мультимедиа)

    Познакомить детей с  устройством театра, зрительного зала и сцены

    2.

    Театральная игра. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем», «День рождение

    Учить действовать  согласованно; уметь ориентироваться в  пространстве; развивать фантазию

    3.

    Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка Ряба».

    Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

    4.

    Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка»)

    Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде.

    Март

    1.

    Весна, весна – красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек.

    Игра на имитацию движений

    Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами

    2.

    Театральная игра. Игра «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Кругосветное путешествие»

    Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать свое поведение

    3.

    Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизация

    Развивать чувство ритма

    4.

    «День театра». Развлечение «В мире сказок»

    Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок

    1.

    «Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра.

    Знакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра.

    2.

    «Незнайка в театре». Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Игровые, проблемные ситуации. Упражнение «Ветерок». Психогимнастика «Возьми и передай». Разыгрывание мини- сценки: “Лиса” И.Петрова.

    Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.

    Апрель

    3.

    Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка», скороговорки. Произнесение отдельных фраз с различной интонацией

    Совершенствовать умение  пользоваться различными интонациями

    4.

    Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо)

    Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.

    1.

    Наши развлечения»

    Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.

    2.

    «Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. Речевое упражнение “Кто за кем идет” М.Картушин. Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина:“Как по речке по реке”.

     Знакомство с   театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.; продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.

    3.

    «Пчелки, птички полетели». Упражнение «Лети, бабочка!» Речевая игра «Как у бабушки Наташи». Игра «Зеваки». Танец- фантазия «Дискотека кузнечиков»

    Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.

    Май

    4.

    Итоговое развлечение.  Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон».

    Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение.

     Консультация для родителей:

    «Театр и родители»

    «Театрализованная деятельность в детском саду»

    «Домашний театр»

    Конспекты:

     «Волшебная страна музыкальных красок»

    «Волшебные превращения»

    «Новоселье в теремке»

    «В гости к Лесовичку»

    Театрализованное представление «Гуси лебеди»

    Мюзикл «Лесная сказка или как Ваня и Маша дружбу искали!

    «Путешествие в волшебный мир театра»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

    Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

    Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

    Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

    Педагогическая технология "Эстетическое восприятие образов родной природы как технология развития творческих способностей и воспитания любви к малой родине детей старшего дошкольного возраста"

    Педагогическая технология «Эстетическое восприятие образов родной природы как фактор развития творческих способностей, воспитания любви к малой родине детей старшего дошкольного возраста» составлена в...

    Выступление на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни и развитие творческих способностей через использование здоровьесберегающей технологии «Ниткография»

    Занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.Актуальность здоровьесберегающей технологии «Ниткография» заключается в том, ч...

    Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

    Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...