Главные вкладки

    программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"
    рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»

    составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста (авторы С. И.Гин) и Творческие задания «Золотого ключика» (авторы Сидорчук Т.А., Лелюх С.В).

    Программа представляет собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

    Наполняемость группы 10 -12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в рамках совместной со взрослыми деятельности. Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности. Продолжительность занятий – не более 30 минут.

    Цель Программы: создание условий для развития творческого мышления и раскрытия творческого потенциала и способностей детей.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    - обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;

    - обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма»;

    - обучать системному анализу объекта;

    -формировать умение моделировать физические процессы;

    - формировать экологическое мышление;

    -формировать у детей взаимодействие нравственного и речевого начала;

    - формировать ассоциативного мышления (метод аналогий, метод шифров).

    Развивающие:

    - развивать творческое воображение и мышление;

    - развить умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

    - развивать эмоционально-волевую сферу;

    - развивать коммуникативные навыки.

     

    Воспитательные:

    - воспитание эмпатии, организованности, самостоятельности, аккуратности.

    - формирование культуры общения.

     

    Форма подведения итогов реализации Программы:

    контрольные и итоговые занятия; открытые занятия для родителей. В конце учебного года детям выдаются памятные дипломы - Юный ТРИЗовец – будущий учёный!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_yunyy_intellektual.docx419.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    G:\скан\Сканировать10004.JPG

     

    Содержание

    I . Целевой раздел

    страница

    1.1.

    Пояснительная записка.

    1.1.1.

    Введение

    3-5

    1.1.2.

    Цели и задачи реализации  дополнительной общеразвивающей программы.

    6

    1.1.3.

     Принципы и подходы к формированию Программы.

    7

    1.1.4.

    Значимые характеристики для разработки и реализации программы

    8

    1.2.

     Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной общеразвивающей программы.

    9

    II . Содержательный раздел

    2.1.

    Направление и содержание работы при реализации дополнительной общеразвивающей программы.

    10

    2.2.

     Содержание программы по образовательным областям.

    2.3.

    Учебный план. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе

    13

    2.4.

    Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеразвивающей программы

    22

    2.5.

    Особенности взаимодействия с семьей обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе

    22

    2.6.

    Способы и направления поддержки детской инициативы

    2.7.

    Культурные практики.

    III.  Организационный раздел

    3.1.

     Материально-техническое обеспечение программы

    23

    3.2.

     Программно-методическое обеспечение реализации дополнительной общеразвивающей программы

    24

    3.3.

    Краткая презентация  программы

    1.1.Пояснительная записка

    1.1.1. Введение

          Программа «Юные интеллектуалы»  предназначена для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Программа способствует активизация творческих способностей детей путем развития у них творческого стиля мышления на основе использования инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. Для формирования объективного мировидения дети знакомятся с рядом закономерностей развития  систем, изучают основы алгоритмического подхода к решению задач ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности.

         Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

            Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных задач» (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), Волшебников, в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковская); были разработаны отдельные методики создания творческого продукта: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).  

    Направленность программы

        По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа имеет социально-педагогическую  направленность и ориентирована на:

    • Формирование качеств творческой личности на понятийной основе;

          • Формирование навыков творческой исследовательской работы;

     • Развитие умений у детей принимать оптимальное решение жизненной и учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к достижению цели;

    • Развитие управляемого творческого воображения;

     • Закрепление становления целенаправленной деятельности;

    • Повышение самосознания дошкольника – способность сознавать какой он, анализировать свои качества, ставить перед собой цель воспитать у себя какие-либо умения и качества знаний.;

    • Развитие умения реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;

     • Развитие умения планировать итоговую цель, прогнозировать промежуточные цели, видеть и устанавливать их связь;

    • Учить идти к цели наиболее идеальным путем.

    Срок реализации программы : 1 год.

    Актуальность программы.

          В современных условиях основная задача образования - воспитание творческой личности, способной самостоятельно добывать новую информацию и оперативно корректировать свою картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями.

            В  педагогических исследованиях доказано, что использование инструментов на базе ТРИЗ и ОТСМ для обучения работе с проблемами в дошкольном возрасте значимо повышает креативность детей (Нестеренко А.А., Пчелкина Е.Л., Сидорчук Т.А., Терехова Г.В.).

           Современное ТРИЗ–образование обосновывает необходимость обучения навыкам решения проблем. Основы творчества в ТРИЗ–образовании рассматриваются как объективное научное знание, позволяющее решать открытые задачи универсальными методами. Современный ребенок – дошкольник должен быть инициативным,  самостоятельным, любознательным, с развитым воображением, положительным отношением к себе и другим, способным к волевым усилиям, уверенным в своих силах. Сформировать  выше указанные  личностные качества дошкольника позволяют игровые методы и приемы, формы сотрудничества и интерактивные средства, используемые в ходе реализации задач программы «Юные интеллектуалы».

             Программа приобретает особую актуальность с ведением Федеральных государственных стандартов для дошкольного образования. Ключевая установка стандарта для дошкольного образования – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Дети в первом классе должны быть способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. ТРИЗ-образование в целом является системой развития умений учиться, ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС  дошкольного образования. И  именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Познание – это процесс. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей способов познания и обучение применению этих способов в конкретной деятельности детей.

           Программа  «Юные интеллектуалы» построенная на принципах развивающего обучения, направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей, что соответствует целевым ориентирам ФГОС.

           Программа  «Юные интеллектуалы»  научит детей не мыслить шаблонно, стереотипно - она учит мыслить диалектически, системно, функционально. Занятия по данной программе формирует у детей такие важные качества, как гибкость мышления, его широкий диапазон, оригинальность.

          Педагогическая целесообразность использования данной программы для дошкольников обоснована следующим: ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра - именно в игре и реализована технология ТРИЗ. Играя, ребёнок развивает творческое мышление, учится создавать что-то уникально новое, а не действовать по шаблону. Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребёнок выбирает сам. В процессе малыш учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь разрешение противоречий — это ключ к творческому мышлению.

          Таким образом, программа «Юные интеллектуалы» может удовлетворить потребности родителей и потребности дошкольников в решении актуальных для них задач – развитию мышления, интеллектуальных способностей, воображения ребенка, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач, готовой к самостоятельному и творческому решению проблем, адаптированной к школе вне зависимости от системы обучения.  

                   Элементы технологии ТРИЗ широко используются в системе дошкольного образования, но в основном, для того, чтобы сделать занятия с детьми интересными и развивающими, чтобы воспитать в детях любознательность. Приемы ОТСМ-ТРИЗ органично вписывают в изучение окружающего мира,  развитие речи.

          Программа разработана на основе  методического пособия для педагогов дошкольных учреждений  Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Данное пособие представляет собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду. При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов-тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: И. Я. Гуткович, А. В. Корзун, И. Н. Мурашковской, С. Н. Ладошкиной, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Т. А. Сидорчук, Н. В. Рубиной, М. Н. Шустермана, а также авторские разработки С. И.Гин. 

    Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

    3. Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;

    4.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    5.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;

    6. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

    7. Устав МБДОУ «Детский сад «Светлячок»;

    8.ООП МБДОУ «Детский сад «Светлячок»;

             

    1.1.2. Цели и задачи реализации  дополнительной общеразвивающей программы.

    Цель программы- создание условий для развития творческого мышления и раскрытия творческого потенциала и способностей детей.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    • обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
    • обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма»;
    • обучать системному анализу объекта;
    • формировать умение моделировать физические процессы;
    • формировать у детей взаимодействие нравственного и речевого начала;
    • формировать ассоциативного мышления (метод аналогий, метод шифров).

    Развивающие:

    • развивать творческое воображение и мышление;
    • развить умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
    • развивать эмоционально-волевую сферу;
    • развивать коммуникативные навыки.

    Воспитательные:

    • воспитание эмпатии, организованности, самостоятельности, аккуратности;
    • формирование культуры общения;

          • Учить реально оценивать свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми.

    Формы обучения: основной формой организации деятельности по Программе является игровое занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия соответствует СанПиН и составляет: для детей 6-7 лет – 25 -30 минут;

    По составу:  групповые, наполняемость группы 10 -12 человек.

     

      

    1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

    В Программе учитываются основные принципы (автор А.А.Гин):

    принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора;

    принцип открытости - сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения;

    принцип деятельности -освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности;

    принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи;

    принцип идеальности -максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

    Принцип системности - необходимость воспринимать объект или проблему всесторонне, во всем многообразии связей;

    Принцип диалектичности - Развитие способности видеть в любых системах противоречия, мешающие развитию, умения устранять эти противоречия, решать проблемы;

    Принцип проблемного обучения- творческая активность развивается тогда, когда есть проблемная задача. Методы ТРИЗ имеют проблемный характер. Суть их в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей;

    Принцип гибкости обучения - задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений, поэтому при проведении таких упражнений педагогу важно положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени свидетельствуют о самостоятельности ребенка.

    Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.

    1.1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации программы.

    Психолого-педагогические особенности  старшего дошкольного возраста:

    • В этом возрасте у ребенка развиваются элементы логического мышления.  
    • Дети способны анализировать и моделировать логические взаимоотношения, но на знакомом им материале, с опорой на полученные ранее знания.        
    • Становится целенаправленной деятельность, происходит развитие произвольных психических процессов: памяти, внимания, речи.      
    • При выполнении каких-либо поручений или бытовой деятельности характерно доведение до конечного результата.
    • В этом возрасте все яснее становится личностный тип общения со сверстниками и взрослыми, проявляется интерес к человеческим отношениям, общепринятым нормам поведения.  
    • Наглядность продолжает использоваться как основа для организации речевой  и познавательной активности, но частично идет с опорой на память.  
    • Шестилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.
    • Расширяются знания детей  о сферах общественно полезной деятельности, не связанной непосредственно с обслуживанием детей.  
    • Ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям.      
    • В этом возрасте все чаще проявляется потребности обнаружить перед другими свои умения, осведомленность.
    • У детей достаточно высокий уровень развития моральных представлений и чувств, но на теоретическом уровне. В своих поступках знания используют далеко не все. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнении задания, сосредоточенность, соблюдение положительных форм  взаимоотношений со сверстниками.
    • В этом возрасте снижается способность к внушаемости. У ребенка уже сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и объяснения, оценки, указаний, как взрослого, так и ребенка.

    1.2. Планируемые результаты освоения программы.

    Ребенок к концу года :

    •  владеет алгоритмом поиска загаданного объекта путем сужения поля поиска.
    • умеет анализировать объекты окружающего мира (подсистемы и их функции, надсистемы объекта, прошлое объекта, прогнозирует будущее объекта).
    • владеет умением выделять признаки объектов окружающего мира, ориентируется в схемах признаков и подбирает значение имени признака.

    •  владеет способами создания новых объектов на основе оперирования с признаками объектов.

    Ребенок к концу года имеет:

    • положительное эмоциональное отношение к занятиям;
    • возрастает познавательная активность и интерес;
    • детские ответы становятся нестандартными, раскрепощёнными;
    • у детей обогащается круг представлений, расширяется кругозор;
    • появляется стремление к новизне, к фантазированию, развиваются творческие способности;
    • речь становится образной и логичной, растет словарный запас;
    • у ребёнка развивается  умение свободно и ясно выражать свои мысли;
    • развиваются коммуникативные навыки;
    • знания по ТРИЗ начинают работать на других занятиях и в повседневном общении;
    • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости;
    • ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения;
    • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы;

          • воспитанник  может оценить свои поступки и действия, соотнося их с окружающими людьми;

    II. Содержательный раздел.

    2.1. Направление и содержание работы при реализации дополнительной общеразвивающей программы .

        Основным содержанием педагогики-ТРИЗ является раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

         Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.

          Умелое использование приемов и методов ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни

     В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:

    Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.

    Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.  

    Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.  

    На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации

    Основные методы обучения в Программе.

    «Противоречия»

    • активизировать интерес детей к окружающему миру;
    • систематизировать знания о явлениях природы; знания о свойствах предметов;
    •  научить выделять противоположные признаки объектов;
    • развивать внимание, эмпатию;
    • обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
    • ориентировать детей на здоровый образ жизни ;
    • активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;
    • активизировать использование антонимов в речи;
    • развивать диалектическое мышление;
    • обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

    «Системный оператор»

    • обучить функциональному подходу восприятия подсистем;
    • развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение;
    • обучать системному анализу объекта;
    • систематизировать знания о строении человека систематизировать знания о посуде, систематизировать представления детей о транспорте.

    «Метод маленьких человечков»

    • познакомить с методом «маленьких человечков»;
    • обобщить представления детей о свойствах твердых веществ, закрепить представления детей о свойствах жидких и газообразных веществ;
    • обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов;
    • активизировать мышление детей;
    • развивать познавательную активность;
    • формировать умение моделировать физические процессы.

    «Ресурсы» и «Сочинение загадок»

    • познакомить с приемами сочинения загадок;
    • развивать умения сравнивать и обобщать;
    • развивать навыки фантазирования;
    • активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций;
    • познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения;
    • развивать эмпатию.

    Морфологический анализ

    • формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы;
    • создавать условия для оценки ребенком полученных идей;
    • учить детализировать наиболее удачные идеи;
    • формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.

    Метод фокальных объектов

    • научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками;
    • предоставлять и объяснять практическое назначение предмета с нетипичными признаками.

         Один из интересных методов ТРИЗ – это «мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Он может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их

         Следующий метод ТРИЗ – типовые приемы фантазирования (ТПФ). В основе – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

         Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

             Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.  

    Существуют различные подходы к построению занятий ,  учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

    1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

     2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций -  мозговой штурм.

    3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

    4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

    5. Обязательна активизация творческого воображения.

    2.2. Содержание программы по образовательным областям.

    Содержание по  образовательной области «Познавательное развитие»  включает:

    • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
    • формирование познавательных действий, становление сознания;
    • развитие воображения и творческой активности;
    • формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

    Программа помогает:

    • Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
    • Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали.
    • Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
    • Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих предметов.
    • Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
    •  расширить  элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
    • Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
    •  расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
    • Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
    • Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
    • Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
    • Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года.
    • Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
    • анализировать  такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
    • Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
    • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями .

    Содержание по образовательной области «Речевое развитие»  включает:

    • владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    • развитие речевого творчества;
    • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Программа помогает:

    • Совершенствовать речь как средства общения.
    • Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
    • Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
    • осваивать формы речевого этикета.
    •  развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.
    • Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.
    • Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
    • Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
    • правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
    •  совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
    • Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
    • Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
    • Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
    •  развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
    • Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

    Содержание по  образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает:

    • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
    • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых ;
    • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
    • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

    Программа помогает:

    •  развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
    • Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать  в команде.
    • Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника: умение считаться с интересами и мнением товарищей , справедливо решать споры.
    • Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
    • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
    • Развивать и закреплять сенсорные способности.
    • Формировать умение договариваться.
    • Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. Объяснять детям, что важно слушать собеседника и без надобности не перебивать.
    • Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
    • Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
    • Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.
    • Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного; вредные для человека насекомые могут быть полезны для земноводных и т.д.).
    • Напоминать детям, что рвать растения и есть их нельзя.
    • Закреплять представление о том, что следует одеваться по погоде.

         

    2.3. Учебный план. Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программы.

    Учебный план

    Модуль

    Количество часов

    Диагностика

    2

    «Противоречия»

    8

    «Системный оператор»

    14

    «Метод маленьких человечков»

    5

    «Ресурсы» и «Сочинение загадок»

    5

    «Приём фантазирования»

    17

    Рассказ по картинке

    4

    Метод фокальных объектов

    5

    Морфологический анализ

    3

    Обучение навыку классификации

    8

    Диагностика

    2

    Итого:

    72 ч.

            

    Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программы.

    Неделя

    Тематика

    Задачи

    Предметно-пространственная среда

    Источник

    1-2 занятие

    Педагогическая диагностика

    3 занятие

    Игровая ситуация «Противоречия в погоде»

    1. Активизировать интерес детей к окружающему миру.
    2. Систематизировать знания детей о явлениях природы.

    Игровой персонаж (игрушка), «черный ящик», полотенце

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. -

    4 занятие

    Игровая ситуация «Противоречия в предметах»

    1. Систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам.
    2. Систематизировать знания о свойствах предметов.

    Мешок с игрушками небольшого размера, 2 коробки, мячик, дудочка (свисток)

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    5 занятие

    Игровая ситуация «Противоречия в предметах»

    (продолжение)

    1.систематизировать знания детей о профессиях;

    2.научить выделять противоположные признаки объектов;

    3. развивать внимание, эмпатию.

    мяч, конфета, нож, будильник.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    6 занятие

    «Противоречия в ситуации»

    обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни

    бинт, шарф.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    7 занятие

    Игровая ситуация «Противоречия в размерах»

    1. Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.
    2. Формировать понимание относительности размера.
    3. Систематизировать знания детей о размерах животных.

    Игровой персонаж (игрушка), кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    8 занятие

    Игровая ситуация «Противоречия в количестве»

    1. Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации.
    2. Формировать понимание относительности количества.

    Игровой персонаж (игрушка), конфета

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018 (с.24)

    9 занятие

    Противоположные признаки

    1.систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; 2.активизировать использование антонимов в речи;

    3.активизировать мышление детей; 4.обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

    пакет от подарка.

    - Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    10 занятие

    Обобщающее занятие по противоречиям

    1.систематизировать представления детей о противоречиях;

    2. оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

    По усмотрению

    педагога

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    11 занятие

    Подсистемы человека

    1.систематизировать знания о строении человека;

    2.развивать внимание, умение сравнивать, обобщать;

    3. развивать воображение

    бумажные части тела робота.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    12 занятие

    Анализ подсистем объектов: объект «чайник»

    1. Систематизировать знания о посуде.
    2. Обучить функциональному подходу восприятия подсистем.
    3. Способствовать развитию диалектического мышления.
    4. Создать условия для развития умения прогнозировать.

    Игровой персонаж (игрушка), настоящий и игрушечный чайники

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    13 занятие

    Анализ подсистем объектов: объект «машина»

    1. Систематизировать представления детей о транспорте.
    2. Обучать системному анализу объекта.
    3. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

    Игровой персонаж (игрушка), машина «грузовик», игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика»

    14 занятие

    Обобщающая игровая ситуация по подсистемам объектов

    1. Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей.
    2. Познакомить с приемами сочинения загадок.

    Игровой персонаж (игрушка), разборные игрушки

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родит

    15 занятие

    Метод «маленьких человечков»

    1.познакомить с методом «маленьких человечков»;

    2.обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

    3. развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

    Мяч, модель строения твердых веществ

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    16 занятие

    Знакомство с жидкими человечками

    1. Обобщить представления детей о свойствах жидких веществ.
    2. Развивать умение сравнивать и анализировать свойства объектов.

    Бумажная коробочка, стакан с водой, кубики, модели строения твердых и жидких веществ

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    17 занятие

    Знакомство с

    газообразными человечками

    1. Обобщить представления детей о свойствах
    2. газообразных веществ.

    2.Развивать умение сравнивать и анализировать свойства объектов.

    Модели

    строения твердых, жидких и газообразных веществ

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-

    ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    18 занятие

    Цветные человечки

    1.Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; 2.обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; 3.формировать экологическое мышление.

    Модели строения твердых, жидких и газообразных веществ

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    19 занятие

    Обобщающее занятие по ММЧ

    развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать

    Модели строения твердых, жидких и газообразных веществ

    «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной,

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 20

    Функции подсистем

    1. Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей.
    2. Способствовать развитию умения анализировать, видеть взаимосвязи.
    3. Создать условия для развития диалектического мышления.

    Кубики

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей. – М.: КТК «Галактика», 2018

    Занятие 21

    «Системный лифт»

    1.развивать умение анализировать и обобщать;

    2.формировать диалектическое мышление;

    3.развивать воображение, умение инсценировать

    4. познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»;

    «Системный лифт», наборы карточек или рисунков

    ручка, грибок, флажок.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 22

    Надсистемы и подсистемы объекта «Системный лифт»

    Обучать использованию модели «системный лифт» для анализа объекта

    Игровой персонаж (игрушка), «системный лифт», наборы карточек

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

     Занятие 23

    Обобщающая проблемно-игровая  ситуация по над- и подсистемам

    1. Закрепить представления о надсистемах и подсистемах объектов.
    2. Закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

    Игровой персонаж (игрушка), «системный лифт», наборы карточек

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 24

    Знакомство с понятием «прошлое»

    1. Обобщить представления детей о прошлом различных объектов.
    2. Способствовать развитию умения инсценировать.

    Игровой персонаж (игрушка), мяч

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие25

    Проблемно-игровая ситуация на основе конспектов «Будущее человека»

    1. Систематизировать представления о единицах измерения времени.
    2. Формировать умение прогнозировать.
    3. Создать условия для обучения детей последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

    Игровой персонаж (игрушка), мяч, карточки с изображением стадий жизни человека

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 26

    Будущее предметов

    1.Систематизировать представления о единицах измерения времени.

    2.Формировать умение прогнозировать.

    .Создать условия для обучения детей последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

    Игровой персонаж (игрушка), мяч, карточки с изображением стадий предметов

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 27

    «Системный оператор»

    1.Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»;

    2. Способствовать развитию диалектического мышления.

    Игровой персонаж (игрушка), дидактическое пособие «пятиэкранка», карточки к объектам «мороженое», «книга»

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 28

    Обобщающее занятие по «системному оператору»

    1.закрепить умение системного анализа объекта;

    2.закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»;

    3.формировать диалектическое мышление.

    Игровой персонаж (игрушка), дидактическое пособие «пятиэкранка», мешок, различные предметы

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 29

    Анализ сказки по «системному оператору»

    1.формировать умение системного анализа сказки;

    2.развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать;

    3.обучать использованию приема «наоборот»;

    4. развивать воображение, эмпатию.

    сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 30-31

    Использование ресурсов для сочинения загадок

    1.обучать приемам сочинения загадок; 2.развивать умение сравнивать и обобщать;

    3.развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций

    Набор предметных картинок с изображением объектов:Колобка и Ёжика

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 32

    Другая точка зрения

    1.систематизировать представления детей о жанре сказки;

    2.познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

    «волшебная палочка».

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 33

    Повторение пройденного

    1.систематизировать представления детей о жанре сказки;

    2. познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; 3.развивать эмпатию.

    Карточки с героями сказок

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 34

    Прием фантазирования «Дробление — объединение»

    1. Создать условия для запоминания детьми схемы преобразования «дробление – объединение».
    2. Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приема «дробление – объединение».

    Создать условия для развития умения находить преобразования в литературных произведениях.

    Схема преобразования (портрет волшебника «Дробления-Объединения»)

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 35

    Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение»

    1.познакомить с приемом фантазирования «увеличение -- уменьшение»;

    2. активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; 3.воспитывать умение сопереживать; 4.формировать коммуникативные навыки.

    Схема преобразования (портрет волшебника «Увеличения-Уменьшения»)

    мяч

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 36

    Метод фокальных объектов (МФО)

    1.познакомить с игрой «Да-нетка»; 2.систематизировать представления о свойствах объектов;

    3. развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.

    Карточки с изображением любых предметов (7 штук)

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 37

    Игровая ситуация «Куклы и машины» (знакомство с методом фокальных объектов (МФО)

    1. Систематизировать представления детей о свойствах объектов.

    Способствовать развитию умения переносить свойства одного объекта на другой.

    Различные игрушки

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 37-38

    Развитие ассоциативности

    обучать навыкам ассоциативного мышления;

    2.развивать навыки театрализации, перевоплощения.

    активизировать мышление детей; 3.систематизировать знания об объектах круглой формы;

    4.развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок..

    карточки с рисунками, бумага, краски

    «Чёрный ящик, расчёска

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 40

    Приём фантазирования

    1. Создать условия для запоминания детьми схемы преобразователя «Оживления - Окаменения».
    2. Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приема «статика - динамика».

    Создать условия для развития умения находить преобразования в литературных произведениях.

    Схема преобразования (портрет волшебника «Оживления-Окаменения»)рисунки сказочных перонажей

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 41

    Волшебник времени

    1. Создать условия для запоминания детьми схемы преобразователя «Времени».
    2. Способствовать формированию навыков преобразования признаков времени.

    Схема преобразования (портрет «Волшебника Времени

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 42

    Волшебник времени

    (продолжение)

    развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.

    Схема преобразования (портрет «Волшебника Времени

    Наручные часы ,

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 43

    Проблемно-игровая ситуация «построим дом»

    Морфологический анализ

    1. Закрепить знания детей о составных частях здания.

    Учить детей сравнивать и анализировать объекты, создавать новый объект с помощью морфологической таблицы.

    Изображения различных зданий, доска, мел, бумага и карандаши для рисования

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 44

    Приём фантазирования

    «наоборот»

    1. Создать условия для запоминания детьми схемы преобразователя «Наоборот».

    1. Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приема «наоборот».

    Создать условия для развития умения находить преобразования в литературных произведениях.

    (портрет волшебника «Наоборот»)

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 45

    Приём фантазирования «Бином фантазии»

    познакомить с приемом фантазирования Джанни Родари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение.

    два «волшебных мешочка», игрушки — живые и неживые объекты.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 46

    Рассказ по картине:

    Аналитикосиснетические виды проб

    формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов

    рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 47

    Рассказ по картине: «системный оператор»

    обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.

    сюжетная картина, схема на наборном полотне.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 48

    Рассказ по картине: выразительные средства языка

    обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи.

    рисунки для раскрашивания.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 49

    Обобщающее занятие по рассказу по картине

    обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи.

    сюжетная картина, схема на наборном полотне.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 50

    Прогнозирование: объект «больница»

    развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

    Игровой персонаж (игрушка), градусник

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 51

    Прогнозирование: объект «самолет»

    обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание.

    Игровой персонаж (игрушка)

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 52

    Фантазирование

    (объект «магазин»

    активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарноденежных отношениях

    Игровой персонаж (игрушка)

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

    Занятие 53

    Приём фантазирования:эвроритм (объект:велосипед)

    активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.

    карточки с рисунками.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 54

    Прием фантазирования:

    эвроритм (объект: мороженое)

    обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение

    конверт с «письмом», картинки с рисунками.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 55

    Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов

    обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация».

    зонтик, тарелка, кровать, настольная лампа, молоток, зубная щетка, телефон и др.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 56

    Понятие о классификации

    систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление.

    карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы.

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 57

    Классификация животного мира

    систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.

    карточки с рисунками, «пятиэкранка».

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 58

    Сочинение сказок про животных

    активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение

    Картинки сказочныхьгероев

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 59

    Классификация растительного мира

    систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации

    карточки с рисунками, «пятиэкранка».

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 60

    «Путешествие во времени»( приём фантазирования)

    Продолжить обучение составлению творческих рассказов ; продолжать отрабатывать навыки использования приемов типового фантазирования;

    Картинки разных времён

    Гин С.И. ТРИЗ-педагоги-ка для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей

    Занятие 61

    Классификация объектов рукотворного мира

    систематизировать знания детей о разделение объектов окружающего мира на природные и рукотворные; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации

    Набор картинок с изображением различных предметов природного и рукотворного мира

    Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков

    Занятие 62

    Классификация объектов природного мира

    Учить делить объекты рукотворного мира по их назначению и объяснять причину такого деления; расширить представления детей о назначении рукотворных объектов

    Набор картинок с изображением различных предметов природного и рукотворного мира

    Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков

    Занятие 63

    Классификация объектов природного мира ,

    рукотворного  мира.

    систематизировать знания детей о объекты живой природы; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации; расширить представления детей о разнообразии природных объектов

    Набор картинок с изображением различных предметов природного и рукотворного мира

    Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков

    Занятие 64

    «Все о хлебе»

    (системный оператор)

    Обобщить и систематизировать представления детей о хлебе как о продукте длительного и нелёгкого коллективного труда; продолжать упражнять в выстраивании временных зависимостей и характеристик (прошлое, настоящее. будущее); учить системно задавать вопросы при решении задач на сужение поля поиска

    Корзина, хлебобулочные изделия,картинки по теме, карандаши , плакат

    Корзун А.В. Весёлая дидактика.Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками

    Занятие 65

    «Тили-тили, тесто!»

    (морфологический анализ)

    уточнить представления детей о тесте и изделиях из него, сформировать представления о технологии выпечки; продолжать формировать умения детей

    систематизировать и обобщать по заданным признакам

    картинки

    Корзун А.В. Весёлая дидактика.Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками

    Занятие 66

    «Королева Зубная щетка»(классификация)

    систематизировать знания детей о разделение объектов окружающего мира на природные и рукотворные; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации

    Набор щёток

    Корзун А.В. Весёлая дидактика.Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками

    Занятие 67

    «Огонь – друг или враг» (классификация)

    Систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий; продолжение формирования умения решать задачи на классификацию предметов материального окружения; отработка технических навыков многослойного и симметричного вырезания и наклеивания в коллективной деятельности

    Сюжетные картинки по ппб

    Корзун А.В. Весёлая дидактика.Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками

    Занятие 68

    «Добрым быть совсем не просто»

    Формирование у детей представления об абстрактном понятии «доброта»; развивать основы логического мышления; побуждать к отражению абстрактных понятий через изобразительные средства, развивать воображение

    Картинки : поступки хорошие и плохие

    Корзун А.В. Весёлая дидактика.Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками

    Занятие 69

    Мир цветов

    (системный оператор)

    систематизировать представления о многообразии цветов, процессе роста и размножения растений, продолжать анализировать признаки объекта окружающего мира и их значения, выделять основные и второстепенные характеристики.

    Корзун А.В. Весёлая дидактика.Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками

    Занятие 70

    Обобщающее занятие за год

    продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года

    Дипломы для награждения

    Занятие 71-72

    диагностика

    2.4. Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы .

          Процесс обучения ТРИЗ, как и любой другой процесс требует постоянного контроля результатов. В начале и в конце учебного года проводится диагностика интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Определяются показатели интеллектуального развития, воображения, познавательной активности, дивергентного мышления, комплексных и циклических представлений.

          Диагностика творческих способностей ребёнка 4-10 лет средствами ТРИЗ Кислова А.В. и  Пчёлкиной Е.Л.

    Методика диагностика предназначена для первичной оценки и периодического сравнения развития творческих способностей детей 4-10 лет, а также оценки основных необходимых сопутствующих качеств.

    Цель методика- определение уровня развития творческих способностей дошкольников.

    Используются методы диагностического блока, прослеживаются изменения по всем параметрам (внешнее проявление неуверенности, изменения по тестовым данным, по отзывам родителей и воспитателей, по повышению статуса в группе).

    2.5.  Способы и направления поддержки детской инициативы 

    Программа   помогает   развитие личности детей . Программа  направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

    1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

    2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

    3) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

    4) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

    Психолого-педагогические условия реализации программы:

    1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

    2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

    3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

    4) поддержка  положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей;

    Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

    1) обеспечение эмоционального благополучия через:

    -непосредственное общение с каждым ребенком;

    -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

    -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

    -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

    3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

    -создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

    -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

    -развитие умения детей работать в группе сверстников;

    4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и  сверстниками;

    -поддержку спонтанной деятельности  детей, ее обогащение, обеспечение нужного времени и пространства;

    -оценку индивидуального развития детей;

    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

          2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по дополнительной программе

        Одним из важных условий реализации цели и задач Программы является вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Задачи взаимодействия педагога с семьями детей:

    - установление доверительных, партнёрских отношений с семьями

    воспитанников;

    - приобщать родителей к творческому процессу развития мышления;

    - способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению знаний по методикам ТРИЗ;

    - совместно с родителями способствовать творческой активности ребенка;

    - развитие творческих способностей родителей.

    Формы работы с родителями:

    - анкетирование;

    - консультации;

    - мастер-классы;

    - открытые занятия;

    2.7. Культурные практики.

    ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

    В культурных практиках  создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

    Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

    Проводятся тренинги в виде командной игры, которая активизирует у дошколят познавательные процессы, сообразительность, эрудицию, мышление и выносливость. Дети, перемещаясь по точкам, выполняют самые разнообразные задания. Задания подбираются так, чтобы они были интересными, подходящими под выбранный сюжет и не требующими каких-то специальных знаний и умений от самих дошкольников: «Найди отличия», «На что похоже», «Выбери нужное», «Домино», «Волшебная дорожка», Тренинги с использованием классификационных игр «Да-Нет» 

    Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения ,придуманных персонажей из подручных материалов: «Невиданное животное», «Фантастическая машина»,«Сюрреалистический рисунок». Обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.).

    Проектная деятельность помогает реализовать такие поставленные цели и задачи, как:

    -формирование исследовательских умений и навыков, создание условий для развития интеллектуально-познавательного потенциала у детей к окружающему миру,

    -формирование умения использовать различные материалы как средство передачи основной идеи, формирование элементарной системы знаний об предметах, их многообразии, истории возникновения, развитие умений анализировать и систематизировать полученные знания.

    Тема проектов должна быть близка и понятна детям, например:»Мой любимый питомец», «Зачем есть кашу».

    III. Организационный раздел .

     3.1. Описание материально-технического обеспечения дополнительной  общеразвивающей программы.

    Программа реализуется в помещении МДОУ «Детский сад «Светлячок» г.Рославль.

    Средства обучения:

    - предметные картинки по лексическим темам;

    - «пятиэкранка»,

    - «девятиэкранка»,

    -«системный лифт»;

    - «Сенсорный ящик»;

    - «Карусель вопросов»

    - комплекты дидактических пособий:

    Настольные игры:

    •  Все профессии важны
    •  Моя квартира
    •  Большие и маленькие
    •  Про растения
    •  Скажи иначе
    •  Объяснения
    •  Лото ассоциации
    •  Ассоциации «Вкусная мозаика»
    •  Части целое
    • Что перепутал художник
    •  Истории в картинках
    •  Угадай сказку
    •  Знаю профессии
    •  Кто и что? Живое – неживое
    • Волшебная книга: «Угадай сказку»

    - стимульный и бросовый материал для детского творчества;

    игровые пособия для проведения подвижных и творческих игр;  

    3.2. Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

    Методическое обеспечение по реализации Программы отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательной деятельности с учетом достижения целей и планируемых результатов.

    № п/п

    Автор , название

    Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 144с.

    Мурашковска И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.

    Творческие задания «Золотого ключика»./Авторы и составители Е.В. Андреева, С.А. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева,- г. самара, Центр развития образования,2001г.

    Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с

     дошкольниками. Мн.,2000.

    Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2010

    Нестеренко (Селюцкая) А.А.

    Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-

    ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Не-

    стеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013. ˗ 603c.

    Гин С.И. Мир человека. М., 1993.

    Шустерман З.Г. «Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких», -М.Педагогика 1993 г.

    Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000

    3.3. Краткая презентация .

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал» составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста (авторы С. И. Гин) и Творческие задания «Золотого ключика» (авторы Сидорчук Т.А., Лелюх С.В).

         Программа представляет собой практический материал по системному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду.

    Наполняемость группы 10 -12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в рамках совместной с взрослыми деятельности. Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности. Продолжительность занятий – не более 30 минут.

    Цель Программы: создание условий для развития творческого мышления и раскрытия творческого потенциала и способностей детей.

    Задачи программы:

    Образовательные:

    • обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
    • обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма»;
    • обучать системному анализу объекта;
    • формировать умение моделировать физические процессы;
    • формировать экологическое мышление;
    • формировать у детей взаимодействие нравственного и речевого начала;
    • формировать ассоциативного мышления (метод аналогий, метод шифров).

    Развивающие:

    • развивать творческое воображение и мышление;
    • развить умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
    • развивать эмоционально-волевую сферу;
    • развивать коммуникативные навыки.

    Воспитательные:

    • воспитание эмпатии, организованности, самостоятельности, аккуратности.
    • формирование культуры общения.

    Форма подведения итогов реализации Программы:

    Контрольные и итоговые занятия, открытые занятия для родителей. В конце учебного года детям выдаются памятные дипломы - Юный интеллектуал – будущий учёный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

    1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

    Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

    В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....