Семинар-практикум "Развитие творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В презентации представлены цели, задачи и этапы обучения технологии ТРИЗ. А также описаны  игры- триз для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.pptx618.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар- практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ» Подготовила: Лебедева О.А. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Волгодонска. Волгодонск 2023г.

Слайд 3

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения .

Слайд 4

ЗАДАЧИ : • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; •формировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать; •развивать творческие способности, умение нестандартно мыслить; •развивать способность быстро входить в новые предметные области; • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли; •развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью; • воспитывать творческую личность.

Слайд 5

ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер .

Слайд 6

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ - технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Слайд 7

Этапы обучения 1 этап: -занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования предмета. Например: мяч- как можно использовать

Слайд 8

2 этап- это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо- плохо». 3 этап- разрешение противоречий. Например, задача: «Как перенести воду в решете?»

Слайд 9

4 этап- изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии,в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и д р.

Слайд 10

5 этап:- это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся работа включает в себя разные виды детской деятельности- игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Слайд 11

6 этап- опираясь на полученные знания, интуицию, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.

Слайд 12

Предлагаем вам сыграть в игру для детей 3-4 лет «Что умеет делать?», которая направлена на формирование умения выявлять функции объекта. Правила игры: ведущий называет объект (показывает или загадывает с помощью игры " Да-Нет " или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. ТРИЗ- игры для младших дошкольников.

Слайд 13

Игра «Что будет, если…» направлена на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. В.: Что будет, если в ванну с водой упадет бумага? Камень? В.: Что будет, если летом пойдет снег? Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: В.: Что будет, если ты окажешься на Луне?

Слайд 14

Игра «Маша- растеряша» Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам? Я буду в роли Маши (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит): Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть?

Слайд 15

Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО)– это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Этот метод подходит для развития воображения у детей от 5 лет.

Слайд 16

МФО, план действий: Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект) Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо» Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.

Слайд 17

МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные. Пример создания нового объекта с помощью МФО Совершенствуемый объект : стол Случайные объекты : еж, льдинка, лампа

Слайд 18

Следующий метод, про который мы поговорим, называется «Мозговой штурм». С детьми мозговой штурм возникает не запланировано при решении возникшей задачи (бытовой или сказочной), во время игры, образовательной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая или чтения художественной литературы. Мозговой штурм относится к методам коллективной выработки какой-либо идеи.

Слайд 19

Темами мозгового штурма могут быть: -как не промокнуть под дождем; -как выгнать лису из заячьей избушки; -как сделать разноцветную льдинку и т. д. Предлагаем вам с помощью мозгового штурма решить следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Давайте определим, что есть в условии задачи? (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи).

Слайд 20

В ключение в образовательную деятельность методов и приемов ТРИЗ технологии позволяет успешно решить задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ игры, видят мир во всем его многообразии. Использование данной методики учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Слайд 21

Семинар- практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ» Подготовила: Лебедева О.А. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Волгодонска. Волгодонск 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща умственная активность,  свойственны интерес к новизне, стремление попроб...

статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"

Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г....

Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"

Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается  теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....

программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для ...

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством ТРИЗ - технологии»

В настоящее время актуальность коммуникативных способностей дошкольников в общении не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственн...