Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию театральных способностей у детей «Капитошка»
рабочая программа
Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Программа дополнительной платной образовательной услуги
по развитию театральных способностей у детей
«Капитошка»
Составитель:
Старостина А.В.
г. Нижневартовск 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическая литература Приложение | 3 3-4 4-5 5-6 6-8 8 8-9 9-14 15-19 20 20-22 22-23 23 23-24 24 25 26 27-34 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического развития.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
- Цели и задачи
Цель: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах России.
Обучить детей приемам манипуляции с куклами в кукольных театрах различных видов. Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать в играх - драматизациях на темы знакомых сказок.
Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях. Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски. Развивать речь детей через театрализованную деятельность.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и жестов, интонации.
Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Воспитательные:
Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала. Воспитание коммуникативных способностей детей
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысливает для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Основные направления Программы:
- Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
- Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
- Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
- Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 36.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Планируемые результаты освоения Программы
Средняя и старшая группа
- Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
- Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминать заданные позы.
- Знать и использовать в театрально-игровой деятельности приёмы кукловождения в настольных театрах, верховых кукол.
- Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
- Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
- Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- Уметь составлять предложения с заданными словами.
- Уметь строить простейший диалог.
- Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Находить оправдание заданной позе.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
- Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Уметь использовать в театрально-игровой деятельности разные виды кукольных театров.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Уметь прочитать наизусть стихотворение, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
- Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
- Уметь подобрать рифму к заданному слову.
- Уметь сочинить рассказ от имени героя.
- Уметь составлять диалог между сказочными героями.
- Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование (см. приложение № 1.);
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа,
«примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о предметах ближайшего окружения, о природных явлениях, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Перспективно-календарное планирование ДОП
I год обучения
Виды детской деятельности | Задачи | Содержание | Репертуар |
Художественно- | СЕНТЯБРЬ Организационный месяц. Подготовка условий. Диагностика. ОКТЯБРЬ - способствовать развитию артикуляционного | Скороговорки. | «Волк на лужайке – задрожали |
речевая деятельность Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность | аппарата; -развивать дикцию, речевое дыхание; -добиваться разнообразия интонации; -уточнять знания детей об особенностях, повадках животных; -познакомить детей с сюжетом сказки. -знакомить детей с героями сказки, с их характеристиками; -показ действий персонажей сказки на фланелеграфе; -совершенствовать приемы кукловождения в настольном театре, -воспитывать внимание, память. -поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики. Познакомить с внешним видом героев. Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы (настольный театр игрушек) НОЯБРЬ -развивать воображение -продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить замечать и понимать различные средства выразительности: эпитеты, сравнения и т.д., оценивать героев; | Диалогическая скороговорка. Чистоговорки. Стихи. Чтение сказки. Упражнение на дыхание. Куклы настольного театра, картинки персонажей сказки на фланелеграфе Диалоговые этюды. Игры на внимание. Этюды. Скороговорки. Считалка. Этюды для выражения основных эмоций, жеста. | зайки»; «Бежит лиса по шесточку.Лизни, лиса песочку»; «Ух-ух-ух – по утрам кричит петух», «Тук-тук-тук – дятел долбит толстый сук…»; «Заюшкина избушка» «Насос» Театральные термины: «декорации», «этюд» и т.д. По тексту сказки «Заюшкина избушка». «Что слышно?», «Запрещенное движение». «Был у зайца дом», «Жадный пес» А.Антипина. «Заюшкина избушка» «Коси, коса, пока роса, роса долой и мы - домой» «Шла лисичка по тропинке» «Отгадай, кто герой?», «Стыдно». |
Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры |
-чтение стихотворения К.И.Чуковского «Телефон» с элементами драматизации. -своевременно включаться в коллективную драматизацию, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации -продолжить работу над артикуляцией, дикцией; -развивать память детей. -упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом. ДЕКАБРЬ
| Пантомимические загадки Творческие задания, обыгрывание ситуаций. Атрибуты для драматизации сказки «Телефон» Речевые игры Считалка Чистоговорка Чтение сказки Этюды на создание игрового образа,этюды из сказки Беседа о театре | Игра «Что мы делали, не скажем, но зато покажем» А.Щеткин. Театральные термины: «театральная касса», «кассир», «режиссер». Театрализованная игра «Сам себе режиссер». Стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» «Вьюга», «Зима» (М.Б.Зацепина) «Сидит белка на тележке…» «Са-са-са, к нам пришла лиса» «Теремок» «Кто как ходит?» (мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь) Р.н.с. «Теремок» «Волшебство театра» (Т.А.Шорыгина) Театральные профессии: художник-декоратор, костюмер, гримёр |
Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры Творческая деятельность Художественно- речевая |
Показ сказки «Теремок» родителям. ЯНВАРЬ -продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить замечать и понимать различные средства выразительности: эпитеты, сравнения и т.д., оценивать героев;
-развивать сценическое творчество, способность самостоятельно выбирать жест, нужную интонацию, выражение лица;
-продолжать воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.
ФЕВРАЛЬ -продолжать работать над речевым дыханием; -упражнять в четком, правильном произношении | Диалоговые этюды Чтение стихотворения с элементами драматизации Чтение сказки, беседа. Скороговорка. Считалка. Этюды на создание игрового образа Инсценировка небольшого произведения Упражнение на дыхание. | Приход очередного гостя к теремку «Случай в театре» (М.Б.Зацепина) «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского «Расскажите про покупки»; «Аты-баты, шли солдаты, аты- баты, на базар, аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар» «Изобрази животное…», «Что я делаю?», «Мое настроение»; Театральные термины: публика, билет, касса, спектакль. «Вежливые слова» (Э.Мошковская) «Цветочный магазин», «Спать хочется» А.Щеткин |
деятельность Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры Творческая | звуков, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, учить менять силу звука; - добиваться интонационной выразительности. -развивать интерес к сценическому искусству; -разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные; -развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. -познакомить детей с особым жанром музыки – мюзиклом, рассказать о его особенностях; -развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать к активному сопереживанию музыки. -продолжать развивать у детей творческую активность в речевой деятельности, воображение. МАРТ -учить детей пересказывать сюжет сказки; -развивать умение запоминать развитие сюжета, последовательность действий; -донести основной смысл сказки; -продолжать развивать сценическое творчество детей; -развивать способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. -развивать способность к интонационной, игровой | Скороговорка. Артикуляционная гимнастика. Беседа о театре. Стихи, потешки. Слушание музыкальной сказки Творческие игры со словом. Беседа, пересказывание детьми. Упражнение на дыхание. Скороговорка. Диалоговые этюды. Этюд из сказки. Действовать на сцене | «Везет Сенька Саньку с Сонькой» «Улыбка» муз. В.Шаинского Театральный словарь: эмоции, мимика, антракт. «Петушок» Л.Завальнюка «Кот и мыши» М.Дружинина «Тень-тень, потетень» р.н.п. «Муха-Цокотуха» музыка Т.Когана «Сочини сказку», «Ручной мяч» А.Щеткин Отрывки из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» «Эхо» А.Щеткин «Маленькая болтунья…» Разучивание отдельных эпизодов сказки. «Отгадай, кто герой?» Работа над отдельными сценами |
деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально игровая деятельность Творческая деятельность | импровизации. АПРЕЛЬ -закреплять знание детьми текстов к спектаклю; -работать над речитативами; -добиваться яркой интонационной выразительности. -учить композиционному построению сцен; - развивать творческие способности детей при создании образов к сказке. -развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, к передаче игрового образа; -развивать сценическое творчество. МАЙ Постановка спектакля «Муха-Цокотуха». Действующие лица – дети. Приглашаются дети, средней и старшей групп, родители. Диагностика. | согласованно, выразительно произносить диалогический стихотворный текст Повторение текстов. Артикуляционная гимнастика Скороговорка Работа над целостной постановкой спектакля. Творческие задания. | сказки «Муха-Цокотуха» Текст сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» «Спрячь конфетку», «Чистка зубов» «У Ирины и Арины растут георгины» «Муха-Цокотуха» Работа над отдельными сценами сказки «Муха-Цокотуха» |
Перспективно-календарное планирование ДОП
II год обучения
Виды детской деятельности | Задачи | Содержание | Репертуар |
Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность Творческая деятельность | СЕНТЯБРЬ Организационный месяц. Подготовка условий. Диагностика ОКТЯБРЬ - способствовать развитию артикуляционного аппарата; -развивать дикцию, речевое дыхание; -добиваться разнообразия интонации; -познакомить с сюжетом новой для детей сказки. -развивать интерес к сценическому искусству -знакомить детей с героями сказки, с их характеристиками; -обучать детей приемам кукловождения в театре бибабо; -воспитывать внимание, память. -поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики. Познакомить с внешним видом героев. НОЯБРЬ | Скороговорка. Чистоговорка. Потешка. Чтение сказки. Упражнение над дыханием. Куклы театра бибабо. Диалоговые этюды. Игры на внимание. Импровизации под музыку к мюзиклу «Мама» | «Волки рыщут – пищу ищут»; «Сы-зы, стало скучно без козы». «Я – серый волк, зубами щелк!» «Волк и семеро козлят» рус. нар. сказка «Насос» Театральные термины: «дирижер», «дублер». По тексту сказки «Волк и семеро козлят». «Не ошибись», «Запрещенное движение». Козлята резвятся. Танец Волка и козлят. |
Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность Музыкальная деятельность Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность | -учить детей пересказывать сюжет сказки в начале своими словами, а затем точно следуя тексту; -продолжить работу над артикуляцией, дикцией; -развивать память детей. -воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, учить детей пересказывать сказку по ролям; -в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица; -знакомить детей с театральной терминологией; -развивать воображение. -учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа. Показ кукольного спектакля детям средней, старшей групп, родителям. ДЕКАБРЬ -продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание; - упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи. -разыгрывать диалоги, обычные, речевые и стихотворные; -развивать умение интонационно выразить удивление, испуг, грусть, радость. | Разучивание текста к сказке. Скороговорки. Пословица. Этюды для выражения основных эмоций, жеста. Пантомимические загадки. Беседа о театре. Разучивание песен для сольного и хорового исполнения к сказке. Разучивание сюжета сказки по ролям Скороговорка Этюд на выражение отдельных черт характера Этюды в парах | «Волк и семеро козлят». «Звезду заметила коза…» «Сам себя губит, кто других не любит». «Кто кого обидел первым?» Н.Юсупова, «Ах, красавец петушок» И.Лопухина. Игра «Что мы делали, не скажем, но зато покажем» А.Щеткин. Театральные термины: «сценарист», «увертюра». «Песня Козы», «Песня Волка» из мюзикла «Мама» по сказке «Волк и семеро козлят» Новогодняя сказка «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана. «Скажите тихо «шесть мышат» и сразу мыши зашуршат» «Мари», «Франц», «Щелкунчик», «Мышиный король», «Мыши» «Зеркало». |
Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально - игровая деятельность Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность | -ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа; -развивать сценическое творчество, артистизм. Новогодняя сказка «Щелкунчик» ЯНВАРЬ -продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить замечать и понимать различные средства выразительности: эпитеты, сравнения и т.д., оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый);
-познакомить с театром теней; -обучать детей вождению персонажей театра теней; -воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. -развивать ловкость и координацию движений, творческую активность ФЕВРАЛЬ -продолжать работать над речевым дыханием;
| Творческие задания Чтение сказки, беседа. Скороговорка. Считалка. Артикуляционная гимнастика Теневой театр. Посещение выездного кукольного театра в детском саду. Упражнение и игра на ритмопластику. Упражнение на дыхание. Скороговорка. Артикуляционная | Работа над отдельными сценами сказки Э.Гофмана «Щелкунчик» «Два жадных медвежонка» венгерская нар. сказка «Шапкой Мишка шишки сшиб» «Шла лисичка по тропинке» А.Щеткин «Сытый, голодный хомячок» «Два жадных медвежонка» венг. нар. сказка. «Вопросы профессора Этикета», «Этикетная напоминалочка», «Подсказки госпожи Указки», «Идем на концерт» Е.Данилова «Медведи в клетке» А .Щеткин, «Медведь и елка» Г.В. Лаптева «Цветочный магазин», «Спать хочется» А. Щеткин «Везет Сенька Саньку с Сонькой» Статические упражнения: |
Театрально - игровая деятельность Творческая деятельность Художественно- речевая деятельность Театрально - игровая деятельнос Творческая деятельность | - познакомить детей с сюжетом новой сказки -развивать интерес к сценическому искусству; -разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные; -совершенствовать приемы кукловождения в театре бибабо. -продолжать развивать у детей творческую активность в речевой деятельности, воображение. МАРТ -учить детей пересказывать сюжет сказки «Кто сказал «мяу?»; -развивать умение запоминать развитие сюжета, последовательность действий; -донести основной смысл сказки; -продолжать работать над речевым дыханием. -продолжать обучение детей элементарным навыкам работы с куклой бибабо; -развивать способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. -обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельно; -развивать моторику рук. | гимнастика. Чтение сказки. Беседа о театре. Куклы бибабо. Стихи, потешки Упражнения для рук. Творческие игры со словом. Беседа, пересказывание детьми. Упражнение на дыхание. Скороговорка. Диалоговые этюды. Этюд из сказки. Куклы театра бибабо. Стихи. Пальчиковая | «Иголочка», «Горка» «Кто сказал «мяу»? В.Сутеев Театральный словарь: эмоции, костюмер, реквизит. «Петушок» Л.Завальнюка «Кот и мыши» М.Дружинина «Котинька» р.н.п. «Волна», «Поющие руки» А.Антипина «Сочини сказку», «Ручной мяч» А.Щеткин «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев «Эхо» А. Щеткин «Ехал Пахом на козе верхом» «Еж» Л. Корчагина «Кошка» В. Лунин «Отгадай, кто герой?» «У кота воркота» р.н.п. «У колодца пес сидит…», «На забор котенок влез…» А.Антипина |
Художественно- речевая деятельность Театрально- игровая деятельность Творческая деятельность | АПРЕЛЬ -закреплять знание детьми текстов к сказке, выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста; -совершенствовать навыки чистого произношения. -прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле; -продолжать обучать детей приемам вождения кукол бибабо. -развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, к передаче игрового образа; -развивать сценическое творчество, моторику рук. МАЙ Постановка кукольного спектакля «Кто сказал «мяу»? Действующие лица – дети. Приглашаются дети младшей, средней и старшей групп, родители. Диагностика. | гимнастика. Повтор текстов. Чистоговорка. Скороговорка. Работа над целостной постановкой спектакля. Творческая игра. Пальчиковая гимнастика. | «Флажок», «Ловкие пальцы» «Надувала кошка шар» И. Лопухина «Вез корабль карамель...» А.Антипина «Кто сказал «мяу»? В.Сутеев «Еж и мыши» М.Картушиной «Зайчик», «Шарик», «Солнце утром рано встало» А.Антипина |
Формы, методы, приёмы реализации Программы
Формы | Методы | Приёмы |
| Словесные: -информационно – рецептивный; -оценочный метод, Наглядные: -наглядно- слуховой -наглядно-зрительный Практические: -метод поисковой ситуации; -морфологический метод; -метод моделирования; | -ассоциативного мышления; -игровой приём; -выразительно речевой интонации; -ассоциативного мышления; -цветового уподобления; -моторно-двигательного уподобления;
-прием контрастного исполнения;
-сопоставления; -приём детской компетентности. |
- Особенности взаимоотношения с семьями воспитанников.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной.
Основные формы работы с родителями:
- беседа – консультация;
- выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков);
- совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей);
- творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей);
- анкетирование;
- спектакли с участием родителей;
- семейные конкурсы, викторины;
- день открытых дверей для родителей;
- мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская»;
- консультации, папки-передвижки для родителей.
План взаимодействия с родителями на 2021-2022 учебный год
Сроки | Тема | Форма проведения |
Октябрь | «Любите ли вы театр» | Анкетирование |
Ноябрь | «Наш маленький театр» | День открытых дверей |
Декабрь | «Новогодний карнавал» | Театральная мастерская. Праздник с участием родителей (роли Деда Мороза и Снегурочки) |
Январь | «Пластилиновые сказки» | Творческая мастерская |
Март | «Мамочка любимая» | Досуг |
Май | «Театры России» | Папка-передвижка |
План взаимодействия с родителями на 2021-2022 учебный год
Сроки | Тема | Форма проведения |
Октябрь | «Театрализованная деятельность в развитии речи детей старшего | Собрание |
дошкольного возраста» | ||
Ноябрь | День матери | Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят» |
Декабрь | «Новогодний карнавал - готовим костюмы и декорации» «Новогодний утренник» | Творческая мастерская Индивидуальные беседы Праздник с участием родителей (исполняют роли Деда Мороза и Снегурочки) |
Январь | «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»» | Консультация |
Март | Праздник «8 Марта» | Праздник с участием родителей |
Май | Выпускной бал Рекомендации по развитию творческих способностей детей | Праздник с участием родителей Индивидуальные беседы |
Система педагогического мониторинга
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
- мониторинг;
- показ драматизаций, кукольных спектаклей для детей сада, родителей;
- выставка театральных кукол;
- выставки детского творчества;
- фотовыставки, оформление фотоальбома об участии детей в театрализованной деятельности кружка.
Диагностическое обеспечение.
Для оценки эффективности реализации программы составлена диагностическая карта развития творческих способностей детей.
Мониторинг усвоения программы проводится два раза в год: сентябрь – вводный, май – итоговый.
Критерии оценки умений и навыков по театрализованной деятельности.
Эмоционально – образное развитие
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
Речевая культура
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
Основы театральной культуры
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Организация режима занятий
Занятия театрального кружка проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня вне основных режимных моментов.
Длительность занятий составляет:
1 год обучения (5-6 лет) – не более 25 мин. 2 год обучения (6-7 лет) – не более 30 мин.
Материально-техническое обеспечение Программы Материалы и оборудование:
- Настольный театр игрушек.
- Настольный театр картинок.
- Фланелеграф.
- Пальчиковый театр.
- Детские костюмы для спектаклей.
- Взрослые костюмы для спектаклей.
- Элементы костюмов для детей и взрослых.
- Атрибуты для занятий и для спектаклей.
- Ширма для кукольного театра.
- Декорации к спектаклям
- Музыкальный центр
- Ноутбук
- Аудиодиски и аудиотека на съёмном носителе
- Видеоматериалы: сказки, детские спектакли, балет «Щелкунчик», «Золушка» и др.
- Книги со сказками
- Фотографии, картинки, иллюстрации.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе организован уголок для театрализованной деятельности.
В уголке располагаются:
- различные виды театров: настольный, би-ба-бо, марионеточный, театр на фланелеграфе, теневой и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные особенности.
Методическая литература:
- Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. Москва,1999.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. (Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1973.
- Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки = Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2006.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки: = Социально-нравственное воспитания. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
- Светличная Л.В. Праздники без проблем: Сценарии для детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2009.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
- Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: Сфера, 2001.
- Григорьева Т.С.Программа «Театр маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
- Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку. Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек,- Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка: Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь, Ваша мать пришла, Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду – Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд, А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1.«Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Диагностическая карта
Приложение №2
№ | Фамилия и имя | Владение выразительностью речи | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки | Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения | Общий балл | ||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
Итого: | |||||||||
Средний балл | |||||||||
Приложение 3
Эмма Мошковская «Вежливое слово» Театр открывается! К началу всё готовится! Билеты предлагаются За вежливое слово. В три часа открылась касса, Собралось народу масса, Даже Ёжик пожилой Притащился чуть живой… — Подходите, | Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места, Вот моё ПОЖАЛУЙСТА! — Говорит Дворовый Пёс:
В вашей пасти |
Не стучите — мой ответ. Не рычите — мой совет. Не стучите, не рычите, До свидания, привет. Ничего кассир не дал! | Что от него осталось-то? Это слово Золотое. Это слово Залатаю! — Живо-живо Положила Две заплатки… Всё в порядке! Раз-два! все слова Хорошенько вымыла, Медвежонку выдала: | —С НОВЫМ ГОДОМ! С НОВОСЕЛЬЕМ! РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! И кассир даёт билеты — Не один, а целых пять. — ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ! ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ! И кассир от восхищенья Постоял на голове! И кассиру /Во всю силу Очень хочется запеть: «Очень-очень-очень-очень— |
Ёжик, Ёжик! Вам билет В каком ряду?
Вот СПАСИБО! Ну, пойду. Говорит овечка:
Утка:
Для меня и для ребят! — И достала утка ДОБРОЕ УТРО. А олень:
Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил | ЗДРАСТЕ. А ЗДОРО’ВО бросьте! Бросьте!
Просим восемь Козам, Лосям, БЛАГОДАРНОСТЬ Вам приносим. И вдруг Отпихнув Старух, Стариков, Петухов, Барсуков… Вдруг ворвался Косолапый, Отдавив хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого…
| Косолапый зарыдал, И ушёл он со слезами, И пришёл к мохнатой маме. Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что-то… Развернула, И встряхнула, И чихнула, И вздохнула: — Ах, слова какие были! И не мы ли Их забыли? ИЗВОЛЬ… ПОЗВОЛЬ… их давно уж съела моль! Но ПОЖАЛУЙСТА… ПРОСТИ… Я могла бы их спасти! Бедное ПОЖАЛУЙСТА, | До СВИДАНЬЯ, До СКАКАНЬЯ И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ, УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС… И десяток про запас.
К началу всё готово! Билеты предлагаются За вежливое слово! Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе…
И кассир даёт билеты — Не один, а целых три! | Очень вежливый Медведь!»
И от счастья светится!
Знаете, Медведица, Славный мишка ваш сынишка, Даже нам не верится!
КОНЕЦ |
Приложение 4
Анкета для родителей
«Любите ли Вы театр?»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей с искусством театра
- Как Вы относитесь к театральному искусству?
- Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления?
- Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?
- Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?
- Какой вид театра Вам нравится больше всего:
- кукольный;
- настольный;
- театр семей;
- театр марионеток;
- опера и балет;
- музыкальный театр;
- другой.
- Что Вы знаете о театрах нашего города?
- Как Вы относитесь к возможности организации семейного театра?
- Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:
- изготовление кукол;
- пошив костюмов для театральных постановок;
- изготовление декораций;
- изготовление афиш, пригласительных билетов и т.д.;
- личное участие в постановках.
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию театральных способностей у детей» «Театральный салон»
Театр – это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде....

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2016-2017
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный с...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Путешествие в страну Хореография» 2017-2018
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух, и двигательные способности, а...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию интеллектуальных способностей детей «Игралочка»
Кружок "Игралочка"...

ПРОГРАММА дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий по развитию творческих способностей у детей: «Тестовичок»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными нав...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию логико-математических представлений "Занимательная математика"
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых ...

Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительной платной образовательной услуги по развитию вокальных способностей у детей старшегодошкольного возраста....

