Картотека музыкально-дидактических игр (младший и средний дошкольный возраст)
методическая разработка (средняя группа)
Картотека
музыкально-дидактических игр
(младший и средний дошкольный возраст)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Картотека
музыкально-дидактических игр
(младший и средний дошкольный возраст)
Музыкальный руководитель:
Панькова Е.А.
г.Пыть-Ях
Весёлые молоточки
Игра на развитие чувства ритма
Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок.
Игровой материал: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих.
Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет:
Воспитатель: Возьмём молоточки мы, Вова, с тобой
Я первой сыграю, а ты вслед за мной.
1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук
(Ребёнок повторяет) тук-тук-тук
С дуба жё луди летят: тук-тук-тук
(ребёнок повторяет) тук-тук-тук
Повтор песенки – запевки
2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук.
Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук.
Повтор песенки – запевки
3. Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук.
Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук.
Слушай и хлопай
Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма
Цель: Развивать умение слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.
Игровой материал: Музыкальный центр, кассеты, диски с музыкальными произведениями.
Ход игры: Дети стоят на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Под громкую музыку дети хлопают ладонями по ковру. На тихую музыку делают лёгкие хлопки в ладоши перед собой или по коленкам.
Примечание: Усложнением в данной игре будет изменение музыкального сопровождения. На начальном этапе игра проводится под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. На втором этапе используется «Венгерский танец» Брамса. В нём изменяется не только сила звука, но и темп. Усложнение вводится для детей старшей возрастной группы.
Рекомендуемый музыкальный материал: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Брамс «Венгерский танец».
Музыкальная посылка
Игра на развитие тембрового слуха
Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.
Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.
Кто подошел к теремку
Цель: развивать динамический и тембровый слух.
Игровой материал: картинка из картона с изображением теремка. На.
выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные
персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др
Ход игры: Взрослый начинает сказку:
«Стоит в поле терёмок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, кто-то к домику бежит?
Вот по полю, кто-то к домику спешит?».
Дети слушают музыку и определяют по звучанию какому персонажу сказки
она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит,
выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком соответствующую фигуру героя сказки.
А ну-ка, не зевай и за мною повторяй!
Программное содержание: повторить ритмический рисунок, который воспроизвёл педагог.
Дидактическая цель: развитие чувства ритма.
Игровая цель: первым и правильно повторить ритмический рисунок. Оборудование: игрушки: мягкая игрушка «зайчиха, зайчик».
Программные произведения: «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова
Ход игры: В лесу живёт мама-зайчиха с зайчонком. Маленький зайчонок очень любит повторять слова и движения своей мамы, поэтому она называет «повторюшка». Семья зайчат предложила ребятам сыграть в игру и выявить, кто из них верно, без ошибок может повторить ритмический рисунок, который будет показывать зайка. Это могут быть хлопки, притопы. Игровые действия: Педагог хлопает в ладоши или отбивает ритмический рисунок ногами, а дети повторяют.
Игровые правила: Повторить заданный ритмический рисунок.
Вышли звери поплясать
Программное содержание: побуждать детей подбирать нужные ритмы для разных игрушек, которые пришли к ребятам в гости.
Дидактическая цель: развитие чувства ритма.
Игровая цель: задать ритм движения в танце соответствующей игрушке. Оборудование: игрушки: медведь, собачка, зайчик, лошадка, кошечка. Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, металлофон, ложки, маракасы. Ход игры: У медведя день рождения. К нему в гости пришли его друзья: собачка, зайчик, лошадка, кошечка. Зверята хотят потанцевать, но они не умеют играть на музыкальных инструментах. Поэтому медведь с друзьями пришли к ребятам в детский сад, и просят у них помощи. Медведь просит любого ребенка сыграть на барабане, а он станцует (ребенок играет медленно, медведь танцует не торопясь и неуклюже); собачка выбирает ребёнка по считалочке, просит сыграть на трещотке, а она в это время будет кружиться вокруг себя; зайчик тоже обращается к любому ребенку, просит сыграть на металлофоне, а он будет высоко прыгать; любой ребёнок играет для лошадки на ложках, а она в это время скачет; кошечка, громко мяукая, обращается к ребёнку с просьбой сыграть для неё на маракасах, а она в это время потанцует на задних лапках. Игровые действия: От имени игрушки выбирается ребёнок, который будет играть на определенном музыкальном инструменте. Игровые правила. Ребёнок выбирает только один музыкальный инструмент, который соответствует определённой игрушке.
Танец карандашей
Программное содержание: развивать творческую активность детей, их слуховую память, учить точно, воспроизводить ритмический рисунок.
Дидактическая цель: развитие чувства ритма.
Игровая цель: правильно повторить ритмический рисунок своим карандашом. Оборудование: деревянные карандаши по количеству детей
Ход игры: К детям в гости приходят карандаши и предлагают посоревноваться друг с другом, кто правильно воспроизведёт ритмический рисунок своим карандашом. Дети сидят вокруг стола. У педагога и детей в руках карандаши. Педагог отбивает ритмический рисунок своим карандашом по столу, дети повторяют этот же ритмический рисунок своими карандашами. Игровые действия: прослушать ритмический рисунок и повторить его.
Игровые правила: в точности повторяют этот ритм своим карандашом по столу
Мишка косолапый
Программное содержание: обучать воспитанников слушать текст и слышать музыку и выполнять движения ей соответствующие, прививать интерес к музыкальным играм.
Дидактическая цель: развитие чувства ритма.
Игровая цель: создать пластический образ, соответствующий характеру музыки. Оборудование: шапочка на голову «мишка» или маска на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.
Программные произведения: Мишка с куклой (М. Качурбина).
Ход игры: К ребятам в гости пришел медведь, который был очень расстроен, так как с ним никто не хотел дружить, потому что он большой и неуклюжий. Мишка предложил ребятам дружбу и позвал их с собой в лес за шишками. Медведь объяснил детям, что они сейчас превратятся в его друзей – маленьких медвежат. Для этого нужно под музыку песни подобрать движения, необходимые для создания пластического образа мишки. Ребята надевают шапочки и под пение с музыкальным сопровождением педагога, становятся мишками, воспроизводят движения, согласно тексту.
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Белка-озорница
С ветки скок да скок,
Шишку уронила
Прямо мишке в лоб.
Сел на травку Мишка
И давай реветь:
«Больше я не буду
По лесу гулять,
Больше я не буду
Шишки собирать».
Игровые действия: слушая текст и музыку, подобрать движения, необходимые для создания пластического образа Мишки - косолапого. Игровые правила: не шуметь, не мешать друг другу.
День-Ночь
Программное содержание: развивать музыкальную память, по слуховому восприятию учить детей соотнести музыкальное произведение с картинкой. Дидактическая цель: развитие ладового чувства.
Игровая цель: первым показать, что делают дети днем и ночью.
Оборудование: две картины «День» и «Ночь».
Программные произведения: «Пляска парами», латыш. нар. мелодия; «Спи, моя радость, усни» слова С. Свириденко, музыка В.А. Моцарта.
Ход игры: К детям в гости приходят Солнце и Луна, которые решили узнать у них о том, чем они занимаются днём и ночью. Луна и Солнце предлагают детям поиграть в игру, которая называется «День- Ночь». Для этого нужно прослушать музыкальные произведения, и угадать, какое время суток подойдёт к данному произведению, и изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера. Игровые действия: определить лад музыки, на колыбельную музыку дети должны присесть, сложить ручки под щёчку и изобразить, что спят. Под музыкальное произведение «Пляска парами» ребята пляшут.
Игровые правила: прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Три цветка.
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Демонстрационный материал: три цветка из картона ( в середине цветка нарисовано «лицо»- Спящее, плачущее или весёлое), изображающих три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки и т.д.
Раздаточный: у каждого ребёнка- один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры: 1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение.
Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
День рождения.
Дидактическая игра, на определение характера музыки.
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Ход игры: Муз. Рук.: Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству. Ставя на стол игрушечную посуду. Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто0то идёт! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь. Кто же первый идёт?
Муз. Руководитель исполняет произведение, дети высказывают своё мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.
После этого появляется игрушка- «гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры муз. Руководитель спрашивает детей. Что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.
Сороконожка.
Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)
Весёлая гимнастика «Дождик - кап!».
Ритмическая речевая игра для развитие чувства ритма
Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)
Большие и маленькие.
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Программное содержание: По слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая тем самым ритмическую память, умение соотносить свои действия с музыкой – способность прохлопать ритмический рисунок мелодии руками, развивать музыкально – ритмическое восприятие.
Игровые правила: Слушать звуки разной длительности, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывать длительность звуков, прохлопывать их соответственно.
Игровая цель: Угадать первым.
В лесу.
Программное содержание: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки.
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и средними звуками, после того, как дети достаточно хорошо усвоили это, им предлагают поиграть и угадать, кто живет в лесу. Для этого педагог исполняет мелодию «Мишка» в низком регистре, или «Зайка» в среднем, или «Птичка» в высоком регистре. Дети отгадывают и накрывают фишкой соответствующую картинку.
В другом варианте игры педагог обращает внимание детей на ритм шагов различных зверей: Долгие звуки, когда шагает медведь и короткие, когда прыгает зайка. В этом варианте игры дети по ритму шагов должны определить, кто идет по лесу, или, наоборот, уметь прохлопать ритм шагов медведя или зайца.
-Как по лесу у нас У него соседи- А на ветке птичка,
Зайка прыгает сейчас. Бурые медведи. Птичка – невеличка!
Программное содержание: ( Для старшей группы) Развивать ритмическую память учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие, расширять представления детей об изобразительных возможностях музыки.
Программное содержание: (Для средней группы) Развивать ритмическую память, учить детей различать короткие и долгие звуки по слуховому восприятию, развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие и низкие звуки, развивать тембровое восприятие.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не мешать отвечать другим и не подсказывать,
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть соответствующую картинку.
Зайцы.
Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.
Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.
Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки.
Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.
Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.
Кого встретил Колобок?
Программное содержание: Развивать у детей представление о регистрах ( высоком, среднем, низком ).
Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей ( волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым.
Кто в домике живет?
Программное содержание: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.
Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком ), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки – умение различать высокие и низкие звуки.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Море.
Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.
Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.
Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко ( ), не слишком громко ( ), очень громко ( ) и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Музыкальная карусель.
Программное содержание: Учить детей различать изменение темпа в музыке.
Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.
- Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (бегут)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)
Карусель остановите! (останавливаются).
Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями.
Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим.
Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа.
Игровая цель: Принять участие в хороводе.
Найди и покажи.
Программное содержание: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре – ля).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка:
•- Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
А утята ей отвечают:
•- Кря-кря, мы здесь!
Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре-ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.
Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.
Найди маму.
Программное содержание: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 – ре2).
Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:
•- Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? – запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает:
•- Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки!
И все остальные птенчики стали звать своих мам.
В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.
Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки. (ре – ля).
Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.
Игровые действия: Пропевать звукоподражания за педагогом.
Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков
Определи по ритму.
Программное содержание: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать их по изображению ритмического рисунка.
Ход игры: Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм, научившись этому они учатся узнавать знакомые попевки по предложенному рисунку.
Рекомендуемые попевки:
«Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик»
Петушок, петушок, Е.Тиличеевой рус.н.м.
Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик!
Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!
Деткам спать не даешь? Капай, капай,
Не жалей !
В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники – длинные звуки.
Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.
Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки.
Игровая цель: Угадывать первым.
Солнышко и тучка.
Программное содержание: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть – накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.
Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.
Игровая цель: Угадать первым.
Тихо-громко.
Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ).
Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий – громкой, синий – не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.
Рекомендуемые цветовые сочетания:
Для старших групп: для младших групп:
Голубой – синий - темно-синий голубой – синий
Розовый – красный – бордовый розовый – красный
Бледно-желтый – оранжевый – коричневый желтый – коричневый
По-разному музыка может звучать.
Оттенки ее научись различать.
Громко и тихо я буду напевать,
Слушать внимательно, чтоб отгадать.
Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки : тихо (р), громко ( ), не слишком громко ( ).
Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.
Игровая цель: Угадать первым.
Узнай по голосу.
Программное содержание: Учить детей воспринимать и различать на слух различные звукоподражания.
Ход игры: Педагог показывает детям картинки, на которых нарисованы животные: кошка, собачка, курочка, корова, петушок и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами. Например, кошка поет «Мяу», собачка – «Гав», курочка – «Ко-ко-ко» и т.д. Когда дети это усвоят, педагог предлагает им поиграть. Он говорит о том, что у куклы Маши много разных животных: и кошка, и собачка и т.д. Их всех пора кормить, но они разбежались. Послушайте, кого зовет Маша:
-Ко-ко-ко!
Дети повторяют за педагогом повторяющиеся звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.
Программное содержание: Развивать элементарную музыкально-аналитическую деятельность детей – учить различать простейшие звукоподражания по слуховому восприятию и соотносить музыкальный образ с изображением на картинке.
Игровые правила: Сначала слушать звукоподражания, затем повторить их за педагогом.
Игровые действия: Выбирать картинки, соответствующие звукоподражаниям.
Игровая цель: Собрать все картинки.
Угадай, что звучит.
Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Ход игры: Педагог рассказывает детям, что встречал веселых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т.д. Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:
-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
Программное содержание: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Игровые правила: Слушать внимательно звучание инструментов, не мешать отвечать друг другу.
Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.
Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.
Дидактическая игра «Музыкальные домики» (для детей дошкольного возраста от 3-7лет)
Описание дидактической игры: картонные домики, на окнах которого изображены скрипичный и басовый ключи. За домиком спрятаны игрушки (мишка, зайчик). Данная игра может использоваться для детей дошкольников всех возрастных категорий, как на музыкальных занятиях, так и в свободной игровой деятельности; как со всей группой или подгруппой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте, расширение музыкально-слухового багажа, тренировка памяти.
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоят два домика. Педагог говорит детям, что в домиках кто-то живёт. В домике со скрипичным ключом живёт обитатель с высоким голосом, а в домике с басовым ключом - с низким. Но чтобы узнать, кто в каком домике живёт, необходимо послушать музыкальные произведения и узнать их. Педагог проигрывает музыкальные произведения «Медведь», «Заяц», «Дед Мороз», «Гномик», Петушок», «Цыплята» и т.д., дети узнают музыку, открывают дверь домика и показывают игрушку.
Музыкально-дидактическая игра «Кто в домике живёт?»
Цель: расширение музыкально-слухового багажа, совершенствование умения воспроизводить звукоподражания птиц и животных.
Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором стоит домик. Педагог начинает рассказ: «В одном домике жили курица с цыплятами, кошка с котятами, уточка с утятами, собака со щенятами, гусь с гусятами и т.д. Однажды мамы пошли по своим делам, а дети спрятались. Первой пришла мама курица и стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята?» (поёт на «до» первой октавы) . Ребёнок, у которого на карточке изображён цыплёнок, поёт : «Пи-пи-пи, я здесь» («до» второй октавы), вставляет карточку в окошко домика. Затем так же остальные мамы зовут своих детей, а дети, у которых соответствующая карточка, отвечает: «Кря-кря», «Га-га», «Тяф-тяф», «Мяу-мяу» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Экспериментирование в детском саду и дома.
Очень часто приходится искать новые игры, способствующие развитию воображения детей, знакомству с окружающим миром, природнями явлениями и свойствами предметов. Я предлагаю Вашему внимания небольшую п...
Картотека игр – экспериментов для младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека игр – экспериментов для младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека музыкально дидактических и фольклорных игр для детей дошкольного возраста
Картотека музыкально дидактических и фольклорных игр для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА пальчиковой гимнастики (для младшего и среднего дошкольного возраста)
Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. Значит...
КАРТОТЕКА пальчиковой гимнастики (для младшего и среднего дошкольного возраста)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» КАРТОТЕКАпальчиковой гимнастики(для младшего и среднего дошколь...

Музыкально-дидактическая игра "Три подружки"для среднего дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра на определение характера музыки Цель: Развивать умение детей различать и передавать характер музыки через мимику, жесты, эмоции, художественное творчество....

КАРТОТЕКА пальчиковой гимнастики (для младшего и среднего дошкольного возраста)
КАРТОТЕКАпальчиковой гимнастики(для младшего и среднего дошкольного возраста)...
