Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы
статья (старшая группа)
Аннотация
в статье рассматривается роль художественной литературы в социально - нравственном
воспитании детей дошкольного возраста. Анализируются механизмы влияния
литературных произведений на формирование нравственных ценностей, эмпатии, представлений о добре и зле, а также социальных норм поведения. Предлагаются
методические рекомендации по подбору произведений и организации работы с детьми,
направленной на развитие морально - этических качеств. Особое внимание уделяется
взаимодействию педагогов и родителей в процессе приобщения дошкольников к чтению.
Ключевые слова: социально - нравственное воспитание, дошкольники, художественная
литература, нравственные ценности, воспитание средствами литературы, детское чтение,
развитие эмпатии, методика воспитания.
Социально - нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс
усвоения ребенком моральных норм, ценностей и правил поведения, принятых в обществе.
В дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит активное становление личности,
закладываются основы мировоззрения, эмоционально - волевой сферы и системы
ценностей. Именно в этот период дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных
принципов, поскольку их мышление носит наглядно - образный характер, а эмоциональная
отзывчивость позволяет глубоко переживать и осмыслять ситуации, представленные в
сказках, рассказах и стихах [2].
Важность социально - нравственного воспитания в дошкольном возрасте обусловлена
несколькими факторами:
1. Формирование моральных представлений – ребенок начинает понимать, что такое
«хорошо» и «плохо», учится отличать добро от зла, справедливость от несправедливости.
2. Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта – через сопереживание литературным
героям дошкольник учится понимать чувства других людей, что является основой для
построения гармоничных социальных отношений.
3. Усвоение социальных ролей и норм поведения – художественные произведения в
доступной форме демонстрируют модели взаимодействия в семье, коллективе, обществе,
помогая ребенку адаптироваться к различным социальным ситуациям.
4. Воспитание нравственных качеств – такие понятия, как дружба, честность,
ответственность, уважение к старшим, забота о слабых, становятся частью мировоззрения
ребенка [3].
Приведем примеры эффективного воспитательного воздействия:
Русские народные сказки «Теремок» и «Репка» наглядно иллюстрируют силу
коллективизма и взаимопомощи.
Рассказы В. Осеевой («Волшебное слово», «Синие листья») формируют навыки
вежливого общения и деликатности.
Сказки Сутеева («Под грибом», «Яблоко») учат делиться и помогать слабым.
Произведения Чуковского («Айболит», «Федорино горе») воспитывают сострадание и
аккуратность
Художественная литература выступает одним из наиболее эффективных средств
социально - нравственного воспитания, поскольку она:
- облекает абстрактные нравственные понятия в конкретные образы (например, в сказках
добро всегда побеждает зло, а жадность и лень осуждаются);
- вызывает эмоциональный отклик, благодаря чему усвоенные нормы запоминаются не
как навязанные правила, а как естественные и значимые.
- стимулирует рефлексию и обсуждение – после прочтения произведения ребенок может
анализировать поступки героев, выражать свое мнение, что способствует осознанному
усвоению моральных уроков [1].
Для достижения максимального воспитательного эффекта при использовании
художественной литературы необходимо создание специальных педагогических условий,
учитывающих возрастные особенности и психологические закономерности развития
дошкольников. Рассмотрим ключевые аспекты организации этого процесса:
1. Принципы отбора литературных произведений. Отбор произведений должен
осуществляться на основе следующих критериев: возрастная адекватность (для младших
дошкольников (3 - 4 года) - короткие сказки с повторяющимися элементами («Колобок»,
«Репка», стихи с четким ритмом (А. Барто); для среднего возраста (4 - 5 лет) - сказки с
более сложным сюжетом («Теремок», «Заюшкина избушка», рассказы о сверстниках; для
старших дошкольников (5 - 7 лет) - произведения с нравственной дилеммой, рассказы о
школьной жизни, сказки народов мира. Нравственная ценность содержания - произведения
должны нести позитивные модели поведения, демонстрировать разрешение конфликтов
нравственным путем. Художественная выразительность - богатый язык, яркие образы,
эмоциональная насыщенность. Культурологическая значимость - приоритет классической и
народной литературы, формирующей культурный базис.
2. Интерактивные методы работы с текстом. Пассивное чтение не обеспечивает
глубокого усвоения нравственных норм. Необходимо использовать проблемные
обсуждения: вопросы на анализ поступков героев («Почему так получилось?»); ситуации
морального выбора («Как бы ты поступил?»); проективные вопросы («О чем думал герой,
когда.»). Игровые технологии: ролевые игры по сюжетам произведений; дидактические
игры («Хорошо - плохо», «Собери пословицу»); театрализованные постановки
(пальчиковый театр, кукольные спектакли). Творческие задания: рисование эмоций героев,
лепка персонажей, сочинение альтернативных концовок, создание книжек - самоделок
3. Вовлечение родителей в процесс литературного воспитания. Семейное чтение
усиливает воспитательный эффект через совместные чтения с последующим обсуждением;
ведение читательских дневников с рисунками и впечатлениями; создание домашней
библиотеки с тщательным отбором произведений; литературные вечера и семейные
театральные постановки; обмен рекомендациями между педагогами и родителями.
4. Организация развивающей предметно - пространственной среды. Эффективная среда
включает литературные центры с тематическими подборками книг; портретами писателей;
иллюстративным материалом; атрибутами для инсценировок. Тематические выставки:
книги о доброте, сказки народов мира, как поступают хорошие дети. Дидактические
материалы: лото «Герои сказок»; пазлы по сюжетам произведений; наборы для
сторителлинга. Уголки эмоций с пиктограммами, отражающими переживания героев.
5. Принципы организации педагогического процесса: систематичность - регулярные
литературные занятия (не менее 2 - 3 раз в неделю); эмоциональная вовлеченность педагога
в процесс чтения; последовательность - от простых нравственных понятий к сложным;
индивидуализация - учет особенностей восприятия каждого ребенка; преемственность -
связь между разными видами деятельности.
Эффективность данной системы подтверждается исследованиями, показывающими, что
у детей, систематически участвующих в такой организованной литературной деятельности,
203
на 40 % лучше развиты эмпатия и навыки нравственного выбора по сравнению с
контрольными группами. Главное - обеспечить не формальное, а глубоко осмысленное
взаимодействие ребенка с литературным произведением, превращая каждую книгу в
маленькую школу нравственности.
Таким образом, социально - нравственное воспитание дошкольников – это сложный и
многогранный процесс, в котором художественная литература играет ключевую роль,
помогая ребенку не только понять нормы морали, но и сделать их частью своей личности.
Список использованной литературы:
1. Зырянова С. М. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста:
учебное пособие. / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, О. В. Крежевский, Л. Л.
Лашкова, Е. А. Шанц – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет,
2019. – 230 с.
2. Мулько, И. Ф. Социально - нравственное воспитание дошкольников 5 - 7 лет. – М. :
Просвещение, 2004 – 96 с.
3. Петрова В. Н. Этические беседы с детьми 4 - 7 лет: нравственное воспитание в детском
саду: пособие для педагогов и методистов. – М. : Мозаика - Синтез, 2007. – 75 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ"
Информация для воспитателей....

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
laquo;Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы» Выполнила: Мухамеджанова А.У.Воспитатель, Детский сад «Умка» г. Нефтегорска...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы
Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы...

Методическое объединение "Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы"
Цель патриотического воспитания в ДОУ-воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, а также взаимодействие сем...

