Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы
статья (старшая группа)

Шухова Е.Ю.

Аннотация

в статье рассматривается роль художественной литературы в социально - нравственном

воспитании детей дошкольного возраста. Анализируются механизмы влияния

литературных произведений на формирование нравственных ценностей, эмпатии, представлений о добре и зле, а также социальных норм поведения. Предлагаются

методические рекомендации по подбору произведений и организации работы с детьми,

направленной на развитие морально - этических качеств. Особое внимание уделяется

взаимодействию педагогов и родителей в процессе приобщения дошкольников к чтению.

Ключевые слова: социально - нравственное воспитание, дошкольники, художественная

литература, нравственные ценности, воспитание средствами литературы, детское чтение,

развитие эмпатии, методика воспитания.

Социально - нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс

усвоения ребенком моральных норм, ценностей и правил поведения, принятых в обществе.

В дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит активное становление личности,

закладываются основы мировоззрения, эмоционально - волевой сферы и системы

ценностей. Именно в этот период дети особенно восприимчивы к усвоению нравственных

принципов, поскольку их мышление носит наглядно - образный характер, а эмоциональная

отзывчивость позволяет глубоко переживать и осмыслять ситуации, представленные в

сказках, рассказах и стихах [2].

Важность социально - нравственного воспитания в дошкольном возрасте обусловлена

несколькими факторами:

1. Формирование моральных представлений – ребенок начинает понимать, что такое

«хорошо» и «плохо», учится отличать добро от зла, справедливость от несправедливости.

2. Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта – через сопереживание литературным

героям дошкольник учится понимать чувства других людей, что является основой для

построения гармоничных социальных отношений.

3. Усвоение социальных ролей и норм поведения – художественные произведения в

доступной форме демонстрируют модели взаимодействия в семье, коллективе, обществе,

помогая ребенку адаптироваться к различным социальным ситуациям.

4. Воспитание нравственных качеств – такие понятия, как дружба, честность,

ответственность, уважение к старшим, забота о слабых, становятся частью мировоззрения

ребенка [3].

Приведем примеры эффективного воспитательного воздействия:

Русские народные сказки «Теремок» и «Репка» наглядно иллюстрируют силу

коллективизма и взаимопомощи.

Рассказы В. Осеевой («Волшебное слово», «Синие листья») формируют навыки

вежливого общения и деликатности.

Сказки Сутеева («Под грибом», «Яблоко») учат делиться и помогать слабым.

Произведения Чуковского («Айболит», «Федорино горе») воспитывают сострадание и

аккуратность

Художественная литература выступает одним из наиболее эффективных средств

социально - нравственного воспитания, поскольку она:

- облекает абстрактные нравственные понятия в конкретные образы (например, в сказках

добро всегда побеждает зло, а жадность и лень осуждаются);

- вызывает эмоциональный отклик, благодаря чему усвоенные нормы запоминаются не

как навязанные правила, а как естественные и значимые.

- стимулирует рефлексию и обсуждение – после прочтения произведения ребенок может

анализировать поступки героев, выражать свое мнение, что способствует осознанному

усвоению моральных уроков [1].

Для достижения максимального воспитательного эффекта при использовании

художественной литературы необходимо создание специальных педагогических условий,

учитывающих возрастные особенности и психологические закономерности развития

дошкольников. Рассмотрим ключевые аспекты организации этого процесса:

1. Принципы отбора литературных произведений. Отбор произведений должен

осуществляться на основе следующих критериев: возрастная адекватность (для младших

дошкольников (3 - 4 года) - короткие сказки с повторяющимися элементами («Колобок»,

«Репка», стихи с четким ритмом (А. Барто); для среднего возраста (4 - 5 лет) - сказки с

более сложным сюжетом («Теремок», «Заюшкина избушка», рассказы о сверстниках; для

старших дошкольников (5 - 7 лет) - произведения с нравственной дилеммой, рассказы о

школьной жизни, сказки народов мира. Нравственная ценность содержания - произведения

должны нести позитивные модели поведения, демонстрировать разрешение конфликтов

нравственным путем. Художественная выразительность - богатый язык, яркие образы,

эмоциональная насыщенность. Культурологическая значимость - приоритет классической и

народной литературы, формирующей культурный базис.

2. Интерактивные методы работы с текстом. Пассивное чтение не обеспечивает

глубокого усвоения нравственных норм. Необходимо использовать проблемные

обсуждения: вопросы на анализ поступков героев («Почему так получилось?»); ситуации

морального выбора («Как бы ты поступил?»); проективные вопросы («О чем думал герой,

когда.»). Игровые технологии: ролевые игры по сюжетам произведений; дидактические

игры («Хорошо - плохо», «Собери пословицу»); театрализованные постановки

(пальчиковый театр, кукольные спектакли). Творческие задания: рисование эмоций героев,

лепка персонажей, сочинение альтернативных концовок, создание книжек - самоделок

3. Вовлечение родителей в процесс литературного воспитания. Семейное чтение

усиливает воспитательный эффект через совместные чтения с последующим обсуждением;

ведение читательских дневников с рисунками и впечатлениями; создание домашней

библиотеки с тщательным отбором произведений; литературные вечера и семейные

театральные постановки; обмен рекомендациями между педагогами и родителями.

4. Организация развивающей предметно - пространственной среды. Эффективная среда

включает литературные центры с тематическими подборками книг; портретами писателей;

иллюстративным материалом; атрибутами для инсценировок. Тематические выставки:

книги о доброте, сказки народов мира, как поступают хорошие дети. Дидактические

материалы: лото «Герои сказок»; пазлы по сюжетам произведений; наборы для

сторителлинга. Уголки эмоций с пиктограммами, отражающими переживания героев.

5. Принципы организации педагогического процесса: систематичность - регулярные

литературные занятия (не менее 2 - 3 раз в неделю); эмоциональная вовлеченность педагога

в процесс чтения; последовательность - от простых нравственных понятий к сложным;

индивидуализация - учет особенностей восприятия каждого ребенка; преемственность -

связь между разными видами деятельности.

Эффективность данной системы подтверждается исследованиями, показывающими, что

у детей, систематически участвующих в такой организованной литературной деятельности,

203

на 40 % лучше развиты эмпатия и навыки нравственного выбора по сравнению с

контрольными группами. Главное - обеспечить не формальное, а глубоко осмысленное

взаимодействие ребенка с литературным произведением, превращая каждую книгу в

маленькую школу нравственности.

Таким образом, социально - нравственное воспитание дошкольников – это сложный и

многогранный процесс, в котором художественная литература играет ключевую роль,

помогая ребенку не только понять нормы морали, но и сделать их частью своей личности.

Список использованной литературы:

1. Зырянова С. М. Социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста:

учебное пособие. / С. М. Зырянова, Н. А. Каратаева, Г. М. Киселева, О. В. Крежевский, Л. Л.

Лашкова, Е. А. Шанц – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет,

2019. – 230 с.

2. Мулько, И. Ф. Социально - нравственное воспитание дошкольников 5 - 7 лет. – М. :

Просвещение, 2004 – 96 с.

3. Петрова В. Н. Этические беседы с детьми 4 - 7 лет: нравственное воспитание в детском

саду: пособие для педагогов и методистов. – М. : Мозаика - Синтез, 2007. – 75 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»  Выполнила: Мухамеджанова А.У.Воспитатель, Детский сад «Умка» г. Нефтегорска...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы...

Методическое объединение "Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы"

Цель патриотического воспитания в ДОУ-воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы, а также взаимодействие сем...