Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ"
статья на тему
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ
Кондрашова Ю. Н.,
воспитатель,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 73 «Мишутка»
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания подрастающего поколения является очень актуальной. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.
Дошкольный возраст – это период становления личности и по праву имеет все потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, одно из которых - чувство патриотизма.
В арсенале воспитателя достаточно много средств для формирования патриотической культуры детей: ООД, беседы, экскурсии, выставки, продуктивная, игровая деятельность. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но сегодня нам хотелось бы поделиться опытом, как мы используем художественное слово, литературу для формирования гражданской позиции у подрастающего поколения.
Во-первых, очень внимательно подходим к выбору художественных произведений для чтения нашим воспитанникам. Мы помним о том, что дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели, поэтому учитываем их возраст, педагогическую ценность литературы, красочность и доступность оформления.
Во-вторых, тщательно планируем и выбираем время и место для прочтения и обсуждения таких произведений в режиме дня.
В третьих, постоянно поддерживаем связь с родителями по данному вопросу: помогаем им в подборе художественных произведений, даём рекомендации по особенностям чтения с детьми разного возраста.
Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Малышам мы читаем и рассказываем любимые в их возрасте сказки. Русские - народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы патриотизма, формируют нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Сказки интересны и старшим дошкольникам. Но с особым интересом они относятся к древнему жанру устного народного творчества - былинам. Их содержание богато примерами для патриотического воспитания, поскольку главные герои наделены такими нравственными качествами, как храбрость, решительность, любовь к родной земле, умение противостоять врагу, желание и умение защитить слабого.
Важное место в нашей работе со старшими дошкольниками занимают пословицы и поговорки, в которых затрагивается тема любви к Родине и защите Отечества: «С родимой земли - умри не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит», «Один в поле не воин», «Храбрость города берёт». С ними мы знакомим детей, сначала выслушиваем, как они понимают их смысл, а потом сами обобщаем, уточняем и подводим итог всему сказанному.
Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее, ребятам хочется быть похожими на героев этих произведений.
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара («Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише- Кибальчише и его твердом слове»), Л. Кассиля («Дорогие мои мальчишки», «Твои защитники», «Улица младшего сына»), В. Катаева («Сын полка»), В. Осеевой («Васек Трубачев и его товарищи»), волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей.
Детская литература широко используется нами в целях нравственного и патриотического воспитания: она учит детей различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений детской художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании, оказывают на ребенка сильное воспитательное воздействие.
В заключение хочется отметить, что чтение книг о войне — это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя, ведь «человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна только побеждает время».
Используемая литература:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Е.Ю.Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"
Конспект занятия содержит хороший программный материал по ознакомлению с художественной литературой, а также много занимательного материала....
конспект занятия по рисованию техника граттаж "Военная тематика"
конспект занятия по рисованию...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЭЗИИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ ПОЭТОВ – СТАРООСКОЛЬЦЕВ И БЕЛГОРОДЦЕВ.
Важной составляющей патриотического воспитания детей дошкольного возраста является ознакомление с художественной литературой военной тематики. Особое место занимает поэзия, посвященная Великой Отечест...
Настольные и дидактические игры на военную тематику
Доброго дня всем . Я предлагаю материал сделанный своими руками. Так как приближаются военные праздники ( День Защитника Отечества и 75-летие ко Дню Победы), вместе с детьми смастерили игры...
Речевые игры на военную тематику для детей с ОНР
Речевые игры для лексических тем Военная техника, Военные професии, Наша Армия, День Победы....
Эстафеты на военную тематику
Вашему вниманию предлагается картотека эстафет, которые можно использовать на 23 февраля или 9 мая...
Художественная литература для детей старшей группы, тематика "Правила безопасного поведения на улице"
Ознакомление детей старшей группы с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы....