Календарь наблюдений для малышей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Наблюдение играет важную роль в обучении и развитии детей дошкольного возраста, способствуя формированию у ребенка способности устанавливать причинно-следственные связи, обобщению опыта и лучшему пониманию окружающего мира. Однако малыши не обладают способностью долго концентрироваться на одном объекте и фиксировать результаты собственных наблюдений. Для решения этой проблемы педагоги разработали специальный календарь наблюдений, предназначенный для систематизации детского восприятия природы и окружения.
Описанный нами опыт начинается с разработки простого бумажного календаря, однако недостаточная вовлеченность детей и технические сложности привели нас к созданию усовершенствованной версии — многоразового ламинированного календаря с возможностью быстрой замены дат и объектов наблюдений. Далее была создана мобильная версия календаря, удобная для прогулок и позволяющая ежедневно фиксировать изменения природы и погодные условия. Особенностью метода является активное участие самих детей в процессе выбора и размещения соответствующих изображений, что способствует развитию внимания, памяти и интереса к природе.
Календарь показал свою эффективность как инструмент педагогического воздействия, пригодный для занятий с детьми различных возрастных групп, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности (ОВЗ) и трудности в речи. Такой визуализированный метод помогает поддерживать постоянный интерес детей к познанию окружающего мира и делает процесс обучения увлекательным и доступным даже для малышей 2-3 лет.
Материал разработан в соавторстве с Кубилюнас Еленой Александровной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 621.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение — ключевой метод обучения детей в детском саду. Ребенок, наблюдая за окружающим миром, учится устанавливать причинно-следственные связи, обобщать увиденное и лучше ориентироваться в окружающей среде. Пока малыш растёт и развивается, всё вокруг кажется новым и неизведанным. Лето же становится особенно плодотворным периодом для познания мира, ведь природа оживает и предлагает массу возможностей для новых открытий. Именно поэтому наблюдение является простым, но важным методом обучения в дошкольной педагогике.
Однако дети раннего и младшего возраста пока не способны (длительно)наблюдать за одним объектом и уж тем более самостоятельно фиксировать результаты наблюдения (например, зарисовывать). Поэтому взрослые играют ключевую роль в организации процесса наблюдения, направляя внимание ребёнка и помогая ему делать выводы.
Создание календаря
Именно с этой мысли и началась маленькая история создания нашего календаря. Изначально он был бумажным. Мы на листе формате А3 чертили таблицу размером 5x5 или 4x5 клеток в зависимости от количества недель в месяце. В каждой ячейке строки располагались дни недели с понедельника по пятницу. Сверху указывали месяц, а внутри ячеек ставились даты. (Такой формат был удобен для нас в использовании). На каждый месяц рисовался новый календарь. Каждый день в соответствующей ячейке мы сами зарисовывали наши объекты наблюдений с детьми. Участие детей в этом было минимально, так как зарисовать они сами не могли. В дальнейшем нами было принято решение фиксировать объекты наблюдений на телефон. Нами был приобретен мини- принтер, для того, чтобы распечатывать фотографии, но качество изображения было плохим и черно — белым. Вместе с детьми мы клеили фотографию в нужную ячейку. Но так как на фотографии чаще всего были сфотографированы дети- вскоре заметили, что им интереснее разглядывать собственные изображения, нежели объекты наблюдений.
Эта ситуация заставила нас задуматься над решением проблемы.
В итоге мы создали картотеку высококачественных цветных карточек, которые распечатали и заламинировали. Саму основу нашего календаря мы сделали из тонкой фанеры. Название месяца и даты тоже были напечатаны, заламинированы и прикреплены липучками. Этот календарь оказался многоразовым: каждый месяц мы просто меняли даты и карточки, начиная наблюдения заново. Тем не менее, использование большого календаря на улице оказалось неудобным из-за ограниченного пространства для размещения информации за один день.
Тогда мы решили создать мобильный календарь меньшего размера, который можно было бы брать с собой на прогулки и фиксировать там ежедневные наблюдения. Первоначально планировали так же использовать тонкую фанеру и липучки, но поняли, что на улице такие крепления быстро выходят из строя.
Небольшой, но дружный мозговой штурм навел нас на мысль: использовать магниты.
Основой мобильного календаря стал магнитно-маркерный планшет формата А4. Карточки, дублирующие картотеку основного календаря, наклеены на магнитный винил. Фон мобильного календаря мы сделали в виде окна с двумя столбцами по три ячейки. Левый столбец предназначен для фиксации наблюдений в первой половине дня, правый — во второй. Верхняя ячейка каждого столбца служит для отметки погодных явлений (солнечная погода, облака, тучи, дождь, ветер, радуга, гроза), нижние ячейки — для наблюдений за живой и неживой природой.
Во время вечернего круга мы с детьми обсуждали наши наблюдения в течении дня, выбирали самое яркое впечатление и переносили его на календарь. Дети самостоятельно находили нужные картинки и крепили их на календарь. Так мы закрепляли изученный материал, сохраняя интерес детей к процессу наблюдений.
Важно отметить, что разработанный календарь подходит не только для детей в возрасте 2–4 лет, но и для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) и в работе с безречевыми детьми. Простота и наглядность делают его универсальным инструментом для развития познавательных способностей всех воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Введение календаря наблюдений, помогающий наглядно усвоить характерные признаки.
Ознакомление с природой, при специальной организации обучения, приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка., помогает усвоить характерные признаки из...

Календарь наблюдения за погодой в младшей и средней группе
Календарь наблюдения за погодой в младшей и средней группе, выполненный из фетра своими руками....
"Календарь наблюдений за природой"
Календарь погоды - один из факторов формирования естественных научных и экологических представлений детей дошкольного возраста. Для того, чтобы ребенок был более вн...

Календарь наблюдения за ростом растения
Заполняя календарь, дети выполняют следующие операции: фиксация наблюдения, обобщение и выводы, фиксация проблемы, поиск решения и средств. Использование данных операций ведет к формированию исследова...

Календарь наблюдений за погодой
В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное...
Календарь наблюдений за птицами
Распечатай, наблюдай и заполняй календарь....

