Программа «Шахматное королевство»
рабочая программа
Прграмма "Шахматное королевство" разработана для работы с детьми дошкольного возраста. Материал может быть полезен педагогам ДОУ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад №346»
Программа «Шахматное королевство»
для детей дошкольного возраста
возраст обучающихся от 3 до 7 лет
Бобкова Елена Александровна
воспитатель первой квалификационной категории
Новосибирск
Содержание
Раздел #1062;елевой раздел Программы | |
#1055;ояснительная записка (общая характеристика Программы) | 3 |
#1040;ктуальность Программы | 3 |
#1062;ель и задачи Программы | 3-5 |
Отличительные особенности Программы, новизна | 5 |
Основные нормативные и стратегические документы, определившие разработку Программы. | 5-6 |
#1055;ринципы формирования Программы | 6-7 |
Целевая аудитория | 7 |
Краткая характеристика возрастных особенностей детей, наиболее важных для результативного освоения данной Программы. | 7-10 |
#1054;бъем Программы | 10 |
Срок освоения и срок обучения Программы | 10 |
#1054;собенности организации образовательного процесса | 10-11 |
Раздел 2 Содержательный раздел Программы | |
Содержание Программы | 12 |
#1044;истанционное образование | 12 |
#1055;ланируемые результаты освоения Программы | 13-15 |
Краткое теоретическое обоснование коррекционной направленности в работе с детьми ОВЗ | 15 |
Сотрудничество с участниками педагогического процесса | 15-16 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 16-17 |
#1057;оциальное партнерство | 17-18 |
Раздел #1054;рганизационный раздел | |
. Условия реализации Программы -материально-техническое обеспечение - Информационное обеспечение; - Кадровое обеспечение | 18-19 |
#1052;ониторинг | 19-23 |
#1057;писок литературы | 24 |
Раздел 4. Приложения | |
Календарно-тематический план | |
Оценочный материал для диагностирования достижений | |
Календарное планирование работы с родителями | |
Краткий шахматный словарь | |
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах | |
Картотека дидактических игр | |
Консультации для родителей |
Целевой раздел
#1055;ояснительная записка (общая характеристика программы)
Программа «Шахматное королевство» (далее Программа) является локальным нормативным документом и направлена на всестороннее развитие личности ребенка.
Программа направлена на формирование у дошкольников основ шахматной грамотности, развитие логического мышления, связной диалогической и монологической речи, познавательных интересов, социально- коммуникативной компетентности. Она развивает у обучающих навыки критического мышления и собственную социальную позицию.
#1040;ктуальность программы.
Актуальность программы «Шахматное королевство» обусловлена тем, что в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
- Цель и задачи Программы
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего и старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
-способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
-познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
-учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
-учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; -развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
-формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
- Отличительные особенности Программы, новизна.
Преимущество данной Программы выражено в организации индивидуального подхода к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Отличительной особенностью от других программ является достаточно раннее обучение детей с шахматами.
Это позволяет повысить уровень развития личности ребенка, продуктивности его мышления.
- Основные нормативные и стратегические документы, определившие разработку Программы.
Парциальная программа «Шахматное королевство» направлена на социально-коммуникативное развитие дошкольников разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ Эта программа может корректироваться в зависимости от изменений в нормативно-правовой базе МАДОУ д/с № 346, а также с учетом запросов родителей в области образования.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Федеральный закон от г. № 273-ФЗ (ред. от г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с г.)
Федеральный закон от г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
Обновлённый ФГОС ДО – Приказ Минпросвещения России от г. № 955 «О внесении изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России г. № 72264.
Указ Президента РФ от г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей».
Приказ Минпросвещения России от г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России г. № 71847).
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 346» (далее – Устав).
1. 6. Принципы формирования Программы
Содержание настоящей Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами дошкольного образования, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
1. 7. Целевая аудитория
Программа адресована детям среднего (3-4, 4-5 лет) и старшего дошкольного возраста и 5-6, 6-7 лет).
Краткая характеристика возрастных особенностей детей, наиболее важных для результативного освоения данной Программы
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
В 5 лет интенсивно развивается память- он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15).В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием .К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут) — если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий. Детские сочинения в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла.
Взрослому необходимо понимать, что воображение помогает ребёнку
познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному.
Развитие воображения происходит в игре, рисовании, конструировании.
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать, и заметно улучшается их координация. Свои познания ребенок 9 применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он сможет сделать замысел реальным. В этот период ребенок становится сознательно самостоятельным
Возрастная характеристика детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребенка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания. Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
Объем Программы
Объём программы – 128 часов.
Первый год обучения – 32 часа.
Второй год обучения – 32 часа.
Третий год обучения - 32 часа.
Четвертый год обучения -32 часа.
Срок освоения, срок бучения
Срок обучения по программе – #1075;. - #1075;.
Срок освоения программы – 32 недели (8 месяцев)
Форма обучения – очная.
Язык образования – русский
Особенности организации образовательного процесса
Модель реализации образовательной программы традиционная линейная последовательность освоения содержания в течении определённого времени.
Особенности взаимодействия педагога и обучающихся становятся ключевыми в рамках применяемых занятий. Например, в данном образовательном процессе используются следующие формы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста: групповая и индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры и задания, игровые упражнения, головоломки, кроссворды, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), творческие задания, коллекционирование, конкурсы, турниры, праздники, викторины, экскурсии, а также сюжетные и сюжетно-ролевые игры, которые способствуют более глубокому усвоению материала и развивают творческое мышление. В рамках образовательного процесса педагог выступает в роли эксперта, передавая учащимся свои знания и опыт, а также в роли наставника и куратора, помогая детям преодолевать препятствия и развиваться как личности. Обучающиеся, в свою очередь, выступают в роли помощников педагога, активно участвуя в образовательном процессе и взаимодействуя с преподавателем. При реализации программы используются в основном групповая и парная формы организации образовательного процесса, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы.
Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Размер академического часа (СанПиН) составляет в младшей, средней, старшей и подготовительной группах- 15, 20, 25, 30 мин. соответственно. В зависимости от возрастных особенностей воспитанников.
Перерыв между занятиями 5 мин.
Раздел 2 Содержательный раздел Программы
Содержание Программы
Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Дистанционное образование
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Под дистанционное образование попадают все воспитанники МАДОУ д/с № 346, которые по каким- либо причинам, не могут посещать детский сад длительное время, а именно: длительная реабилитация или болезнь ребенка, временный переезд.
Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
МАДОУ д/с № 346 использует информационно – коммукационную образовательную платформу «Сферум» и учебного профиля VK Мессенджер при реализации образовательных программ внеурочной деятельности.
Планируемые результаты Программы
К концу первого года обучения дети должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем.
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
Уметь:
- правильно определять горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
- находить белые и черные поля;
- определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных;
- правильно расставлять фигуры на начальном этапе.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- различать и называть шахматные фигуры;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- как играть малым числом фигур;
- ход, взятие, стоять под боем.
- правила хода и взятия каждой фигуры.
Уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- решать элементарные шахматные задачи.
иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- правила и цель игры;
- основные шахматные термины;
- ходы и взятие фигур;
- ценность фигур;
- три защиты от шаха;
- простейшие способы матования;
- первичные знания по началу партии;
- общие сведения из истории возникновения и развития шахматной культуры.
Уметь:
- читать шахматную нотацию;
- предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
- правильно защищать короля от угроз;
- составлять простейший план действий в игре;
- ставить мат в один ход.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
- в каких случаях партия заканчивается вничью;
- «детский мат»;
- основные правила игры в дебюте.
Уметь:
- правильно делать рокировку;
- ставить "вилки" и связки;
- ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
- ставить мат в один ход;
- защищаться от "детского мата";
- атаковать слабый пункт f7 (f2);
- видеть и наносить простейшие тактические удары;
- решать 1-2- ходовые задачи;
- от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию
Краткое теоретическое обоснование коррекционной направленности в работе с детьми ОВЗ
Программа ориентирована на всестороннее развитие ребенка, учитывая его индивидуальные психофизические особенности. это включает когнитивные, эмоциональные, социальные и физические аспекты развития.
Специфика работы с детьми с ОВЗ требует адаптации образовательных программ в зависимости от типа и степени проявления особенностей здоровья каждого ребенка.
Основные Компоненты Программы. Педагогическое сопровождение. Педагог выступает как посредник, создающий условия для самостоятельного продвижения ребенка в выбранном образовательном направлении, оказывая необходимую помощь и поддержку.
Групповые занятия. Групповая работа способствует развитию толерантности и навыков взаимодействия в коллективе, что особенно важно для детей с ОВЗ, часто испытывающих трудности в социализации.
Обратная связь. Важным элементом является взаимодействие с родителями и другими специалистами (психологами, логопедами), что способствует комплексному подходу к коррекции. Программа «Шахматное королевство» способствует овладению мыслительными операциями (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез), развивает внимание, воображение у детей с ОВЗ.
Сотрудничество с участниками педагогического процесса
В рамках Программы сотрудничество с участниками образовательного процесса важно укреплять партнерскими связями с родителями, что способствует благополучию детей и их социально-коммуникативному развитию. Это позволяет педагогу эффективно планировать сотрудничество с родителями и мероприятия на год, обеспечивая регулярную и содержательную работу с семьей.
Одной из главных обязанностей педагога является стимулирование творческой активности родителей и детей, например, через участие в заучивании вместе с детьми стихотворений, разучивании букв английского алфавита. Также необходимо организовывать совместные мероприятия для улучшения взаимопонимания и общения. Важно создавать тематические видеоролики для повышения компетентности родителей для обучения их игре в шахматы. Педагог проводит мастер-классы по обучению в игре шахматы, консультации для развития навыков воспитания и решения проблем поведения у дошкольников. Совместно с родителями и детьми разрабатываются правила общения и кодекс поведения, что помогает создать гармоничную обстановку в группе.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:
- родительские собрания с использованием слайдовых презентаций («Шахматы – не просто игра», «Я – дошкольник: дополнительная образовательная деятельность в ДОУ («Ребенок в мире шахмат») с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми игры в шахматы;
- наглядный материал в родительском информационном уголке с целью знакомства родителей с работой шахматного кружка;
- памятка «Играем вместе» с целью закрепления пройденного материала;
- тематические консультации («В шахматисты прямо из песочницы», «Нужно ли отдавать ребенка в кружок?» и др.) с целью педагогического просвещения, обеспечения целостного развития личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию;
- индивидуальные беседы об успехах детей, «Использование детской литературы по изучению шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам;
- оформление мини-музея «Шахматный мир» с целью совместного участия в создании своеобразной экспозиции в ДОУ;
- анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье;
- мастер-класс по обучению игре в шахматы для родителей не умеющих играть; • мини-турнир с участием родителей;
- совместные экскурсии в шахматный клуб города;
- оформление опыта семейного воспитания «Наша шахматная семья» с целью освещения семейного опыта по освоению игры в шахматы, организации совместной деятельности детей и взрослых (выпуск семейных газет, тематических альбомов с рассказами и т.п.) с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника;
Социальное партнерство
Социальное партнерство занимает центральное место в успешной реализации программы «Шахматное королевство», создавая прочную основу для сотрудничества между разными социальными институтами и организациями. Такое взаимодействие способствует более эффективному достижению общих целей и значительно повышает эффективность программы. Рассмотрим ключевые аспекты, которые следует учитывать при разработке и реализации этой инициативы. Школы и образовательные учреждения: партнерство с образовательными организациями привлекает внимание учащихся и их родителей к Программе. Школы могут включать мероприятия программы в свои учебные планы, что способствует пробуждению интереса к игре в шахматы у детей и подростков. В программе «Шахматное королевство» социальное партнерство предполагает объединение усилий различных участников, предоставление ресурсов, информационную поддержку, подготовку специалистов и активное участие родителей. Такое комплексное взаимодействие создаст стабильную и плодотворную образовательную среду, стимулирующую интерес к шахматам у подрастающего поколения. Программа "Шахматное королевство" направлена на развитие умственных способностей, логического мышления, внимания, воображения.
Планируется принимать участие в соревнованиях, проводимых РОО «Федерация Шахмат Новосибирской области», онлайн-турнирах и др..
Раздел #1054;рганизационный раздел
Условия реализации Программы
Необходимый инвентарь для занятий и игр:
1. Демонстрационная магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур.
2. Настольные шахматы и шахматные доски.
3. Корзиночки для шахмат, волшебные мешочки, кубики, карточки, дидактические игры для обучения игре в шахматы.
4. Наглядные пособия: альбом с портретами выдающихся гроссмейстеров, иллюстрации, фотографии.
5. Обучающие презентации, видеоуроки по шахматам. Простые карандаши, маркеры, клей-карандаш, распечатки заданий, шахматные тетради.
6. Атрибуты для игр (волшебный мешочек, картонное поле, короны шахматных фигур; конверт).
7. ЛЕПБУК по закреплению пройденного материала в самостоятельной деятельности(в старшей и подготовительной группах);
8. Технические средства: ноутбук.
9. Уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;
Информационное обеспечение: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, принтер, шахматная доска с набором фигур).
Кадровое обеспечение: дети, родители.
Мониторинг
Условные обозначения:
Высокий уровень - 3 балла
Средний уровень - 2 балла
Низкий уровень - 1 балл
Критерии оценки итогового уровня:
Высокий уровень- 2,5- 3 балла
Средний уровень- 1,5-2,4 балла
Низкий уровень - 1-1,4 балла
К концу первого года обучения ребенок должен знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- решать элементарные шахматные задачи;
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры.
Критерии оценки:
3 (Высокий):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат.
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
Знает, различает и называет шахматные фигуры.
Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
Имеет понятие о приёмах взятия фигур.
У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
2 (Средний):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат.
Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
1 (Низкий):
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
К концу четвёртого года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
К концу четвертого года обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.
Критерии оценки.
3 (Высокий):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
Знает, различает и называет шахматные фигуры.
Знает ходы шах- 15 матных фигур и их отличия.
Понимает важность первых ходов.
Имеет понятие о приѐмах взятия фигур.
Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность
думать, мыслить, анализировать.
Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Умеет записывать шахматные партии.
2 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
1 (Низкий):
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Не умеет записывать шахматные партии
Список используемой литературы:
1. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М.: Просвещение, 1991. - 158с.
2. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. - М.: Астрель; АСТ, 2000.
3. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
4. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
5. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6. С. П. Абрамов, В. Л. Барский. - Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - Москва, ООО "Дайв", учебное пособие, 2009г., 256
7. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. -57с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"
Шахматы — это настольная игра для двоих, история которой берет начало полторы тысячи лет назад. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов впер...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Программа "Шахматная азбука"
Программа для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Шахматная азбука"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шахматного клуба «Эрудит»
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы....

Программа шахматного кружка "Пешечка"
Для работы с воспитанниками при реализации шахматного образования....
Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...
