Консультация для педагогов: «Организационное руководство проектированием образовательного пространства»
консультация
Данная консультация посвящена организационному руководству проектированием современного образовательного пространства в дошкольных учреждениях, рассматривая ключевые вызовы, с которыми сталкиваются руководители ДОО: несоответствие между образовательными стандартами и педагогическим творчеством, кадровые проблемы, слабая материально-техническая база и необходимость адаптации к цифровой трансформации. В материале представлены принципы педагогического менеджмента (целеполагание, кооперация, функциональный подход и др.) и инновационные подходы к управлению, включая ориентацию на социальный заказ семьи, создание благоприятного психологического микроклимата и построение партнерских отношений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Организационное руководство проектированием образовательного пространства»
Неотложная потребность современного общества в инновационных кадрах, которые могут решать конкретные научные и производственные задачи уже сегодня, поставила перед руководителями дошкольных образовательных организаций стратегическую цель по совершенствованию их руководящей деятельности, связанной с преодолением объективных и субъективных причин, характеризующих несоответствие: между стандартом образования и педагогическим творчеством педагогических работников, воспитателей; между низкой реальной заработной платой, естественным старением педагогических кадров и оттоком молодых специалистов, недостаточно мотивированных для педагогической деятельности, в другие отрасли экономики; между интенсивным развитием информационных технологий и слабой материально-технической и учебно-методической базой образовательных организаций, что отражается на качестве воспитательно-образовательного процесса.
Среди механизмов решения этих проблем есть необходимость структурной перестройки образовательной отрасли, укрепление системы управления (и прежде всего системы управления качеством дошкольного образования).
В последнее время в мировой педагогической теории и практике вступила в силу идея широкого внедрения образовательного менеджмента в ходе трансформации такого общественного института, как система образования. Учитывая это, и в Российской Федерации вводится опыт общеизвестных руководителей образовательных организаций, деятельность которых отвечает современным требованиям педагогического менеджмента.
Образовательная политика как стратегия создания и развития этих инновационных дошкольных образовательных организаций выстраивается на общих принципах, декларирующих приоритет здоровья и нравственного развития детей; усиление культурообразующих функций образования; вариативность обучения и их направленность на удовлетворение потребностей личности и общества; переход к личностно ориентированному образованию.
Итак, стало очевидным, что в новых сложных условиях рыночной экономики дошкольной образовательной организации крайне необходимы квалифицированные руководители-менеджеры, способные проектировать образовательное пространство ДОО: предугадать развитие ситуации, организовать и осуществить по-новому работу в детском саду, обеспечить воспитательно-образовательный процесс необходимыми кадровыми и материальными ресурсами.
В основу научного управления образовательным пространством были положены следующие базовые принципы педагогического менеджмента:
– целеполагание как основа планирования, организации и контроля всей деятельности менеджера любого уровня управления;
– целенаправленность управления (умение ставить цели с учетом реальности, социальной значимости и перспективности);
– кооперация и распределение руководящего труда, то есть опора на коллективное творчество и разум;
– функциональный подход предполагает постоянное обновление, уточнение и конкретизацию функций исполнителей;
– комплектность предполагает не только определение целей и задач, но и организацию выполнения принятых решений, периодический контроль, координацию деятельности;
– систематическое усовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.
Эти принципы нашли свое воплощение в конкретной образовательной практике, и в опыте руководящей деятельности были определены новые принципы, которые продиктованы инновационными процессами дошкольных образовательных организаций нового типа и дополняют приведенный перечень. Руководство должно их использовать для улучшения функционирования образовательного пространства. Среди них:
– ориентация на социальный заказ семьи, быстрое реагирование на нынешние и будущие потребности на уровне их полного удовлетворения;
– установление лидерства руководства через обеспечение единства целей и направленности функционирования образовательной среды. Задача руководителей – создавать и поддерживать внутренний психологический микроклимат, в котором педагоги и сотрудники должны быть полностью вовлечены в достижение поставленных задач качественного преобразования образовательной среды развития ребенка;
– построение действенной системы отбора фактов, информации и проведения их анализа по всем направлениям деятельности образовательного пространства, включая и ее взаимоотношения с внешним окружением. Она включает показатели качества всех педагогических процессов и результатов, ориентирующихся на достижение целей, определенных стратегическим планом развития образовательной среды и субъектов воспитательно-образовательного процесса;
– организация взаимовыгодных отношений с партнерами, к которым относятся: с одной стороны, научные учреждения, общественные организации, органы местного управления и т.п., которые вовлечены в развитие технологического компонента образовательного пространства, а с другой, спонсоры, инвесторы, благотворители, которые способствуют развитию предметно-пространственного компонента, что становится укрепляющей основой для успешного функционирования всех других структурных частей образовательной среды.
Организационно-менеджерский подход при создании образовательного пространства предполагает успешное воплощение определенных принципов и результативность усилий по непрерывному улучшению качества функционирования образовательной среды.
Основными компонентами системы управления образовательным пространством определены:
– структура взаимодействующих между собой образовательной и социальной систем, системы менеджмента;
– пять наиболее существенных принципов качества образовательной организации: уверенное руководство; ориентация на потребителей социального заказа и их удовлетворенность; непрерывное улучшение инноваций; ориентация на педагогов и сотрудников, повышение их квалификации; ответственность перед обществом;
– разные уровни планирования развития образовательного пространства и субъектов деятельности;
– широкое сотрудничество, обеспечивающее тесную неотъемлемую связь образовательного пространства с социумом.
Понимание путей достижения качества руководителями дошкольных образовательных организаций лежит в плоскости сочетания системного подхода к управлению с трехкомпонентной структурой взаимодействующих между собой образовательной, социальной системами и системой менеджмента образовательной организации. Без системы менеджмента, которая является интегрирующей и направляющей силой, не могут быть эффективными образовательная и социальная подсистемы организации образовательной среды. Один из основателей современного менеджмента качества Эдвардс Деминг, утверждает, что люди работают в системе и что обязательным для менеджера является работа над системой с целью ее непрерывного совершенства с их помощью.
В контексте данного исследования были определены следующие функции системы управленческого менеджмента, которые всегда носят комплексный характер и завершенный цикл.
После совместного определения стратегии и политики, взглядов, идей, целей и задач образовательного пространства, нужно довести эту информацию (с обязательным обсуждением качественных показателей) до сведения всех педагогов и сотрудников, партнеров, потребителей социального заказа (родителей, детей), широкой общественности и других.
Основу организационно-менеджерского подхода составляет руководящее решение, то есть деятельность по разработке оптимального способа решения вопроса и его реализации. В зависимости от должностной позиции и статуса члены дошкольной образовательной организации будут сосредоточены на целях разного уровня и содержания. Так, руководители высшего уровня управления (заведующая, старший воспитатель) работают, прежде всего, со стратегическими глобальными долгосрочными целями, а рядовые исполнители (педагогический коллектив, специалисты ДОО, технический персонал) сосредоточены на оперативных локальных (или индивидуальных) краткосрочных целях.
Компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура – эти качества помогают заведующему оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника. Современный руководитель дошкольной образовательной организации – это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности в МБДОУ "ЦРР - детский сад № 123".
В статье продемонстрирован опыт работы по моделированию инновационной деятельности в МБДОУ "ЦРР - детский сад № 123"....

Проектирование образовательного пространства в рамках реализации проекта "Сад детских инициатив"
Работа в образовательных кругах по этамно....

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»
. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Моделирование и проектирование образовательного пространства ДОУ....

Консультация: "Специфика работы педагога ДО в инклюзивном образовательном пространстве"
Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (с нарушением опорно - двигательного аппарата)...

Консультация для педагогов «Квест-технологии в образовательном пространстве ДОУ.»
Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами....

Консультация для педагогов ДОУ «Профессиональные компетенции педагогов в условиях информационно-образовательного пространства ДОУ»
Согласно ФГОС и профессиональному стандарту педагога, одним из трудовых действий педагога, в нашем случае воспитателя, является развитие профессионально значимых компетенций, необходимы...
