Консультация: "Специфика работы педагога ДО в инклюзивном образовательном пространстве"
консультация

Родомакина Елена Васильевна

Консультация предназначена для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (с нарушением опорно - двигательного аппарата)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы педагога ДО
в инклюзивном образовательном пространстве.

Слайд 1

Инклюзия (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – включаю, inclusion – включение) – это социальный процесс, при котором все граждане начинают больше участвовать в обществе. Это концепция, которая позволяет человеку быть не таким, как диктуют общество и культура. Инклюзивное образование предполагает, что не ребенок должен подстраиваться под систему обучения, а система должна учитывать особенности и потребности ребенка.

Слайд 2

Инклюзивное образование – это организация обучения, при которой все дети, независимо от физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей, включены в общую систему образования. Они учатся в одних и тех же ОО по месту жительства с обычными сверстниками. При этом ОО учитывает особые образовательные потребности детей, оказывает им поддержку. ИО – это приоритетное направление развития образования в ОО. Но это не значит, что оно должно стать единственной возможностью для детей с ОВЗ. Сохраняются условия специального образования в отдельных ОО, возможность обучать ребенка с ОВЗ и инвалидностью в условиях специальных групп.

Слайд 3

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.

Слайд 4

Слайд 5

         Описание нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

  1. Врожденные

Это особенности развития периода эмбриогенеза и пренатального периода ребенка.

А) Выделяют нарушения формы и деления:

- сколиозы врожденные;

- аномалии грудной клетки.

Проявляются эти аномалии в раннем возрасте искривлением позвоночного столба и различными деформациями грудной клетки.

Б) Аномалии конечностей:

- продольное и поперечное укорочение/удлинение одной из костей сегмента или всех костей конечности.

Проявляется косорукостью, укорочением конечности.

- аномалии пальцев кистей и стоп: полидактилия, симбрахидактилия, синдактилия.

Проявляется увеличением/уменьшением количества пальцев, деформацией их, сращением.

В) Дисплазии суставов:

- предвывих;

- подвывих;

- вывих врожденный.

Связаны с аномалией закладки и созревания суставов внутриутробно.

У детей до первого года жизни при осмотре выявляется ограничение отведения в тазобедренных суставах, асимметрия ягодичных складок и длины ног.

У более старших детей проявляется прихрамыванием, усталостью повышенной и болью в тазобедренных суставах.

Г) Нарушения роста: остеодистрофии.

Проявляются тяжелыми деформациями конечностей.

2. Приобретенные нарушения ОДА.

А) Нейрогенные контрактуры и деформации суставов, например при детском церебральном параличе, миопатиях.

Проявляется тугоподвижностью и ограничением движений в суставе.

Б) Функциональные – связаны с нарушением мышечного тонуса и возрастными особенностями.

Это плоско-вальгусная установка стоп, нарушение осанки.

В) Остеохондропатии.

Асептический некроз ростковой зоны кости.

Клинические проявления разнообразны и зависят от локализации процесса.

Г) Остеохондродистрофии.

Дегенеративно-деструктивный процесс в костной ткани. Проявляется нарушением походки, укорочением конечности.

Д) Рахитические и рахитоподобные нарушения.Связаны с низкой минеральной плотностью кости, что проявляется различными деформациями костей скелета – Х и О-образные нижние конечности, деформации ребер и грудной клетки.

Слайд 6

Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) ДОО открывается для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья  

Поэтому основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе заключаются в следующем:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы;
  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
  • мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Слайд 7

Рассмотрим функциональные обязанности каждого специалиста.

Воспитатель – педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей;

Трудовые функции:

  1. Планирует и проводит занятия, игры, прогулки, и развлечения в соответствии с возрастом детей.
  2. Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы.
  3. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия.
  4. Проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы.
  5. Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.
  6. Руководит работой помощника воспитателя.
  7. В инклюзивной группе работает два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. В каждой группе создается междисциплинарная команда, которая управляет инклюзивной группой. Работая в междисциплинарной команде, воспитатель собирает диагностические сведения, знает индивидуальные особенности детей, участвует в составлении и реализации индивидуальной программы развития детей и программы работы в группе.
  8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Трудовые функции:

  1. Организует и проводит музыкальные занятия, праздники.
  2. Участвует в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные методы и приемы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.
  3. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во второй половине дня.
  4. Проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников.

Трудовые функции:

  1. Контролирует двигательную активность детей в течение дня.
  2. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий.
  3. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.
  4. Как и другие педагоги, инструктор по физической культуре является членом междисциплинарных команд, руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Педагог-психолог – его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников.

Трудовые функции:

  1. Помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
  2. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития.
  3. Проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
  4. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
  5. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации АОП и ИОМ.
  6. Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой.
  7. Использует в своей работе методы арттерапии, игровой терапии и др.

Учитель – логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей.

Трудовые функции:

  1. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности у них дефектов.
  2. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи.
  3. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации  АОП и ИОМ.

Учитель-дефектолог.

Трудовые функции:

  1. Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе;
  2. Консультирует воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
  3. Координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.).
  4. Учитель-дефектолог проводит индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой подгруппе – по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
  5. Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации АОП и ИОМ.

В группах комбинированной направленности  организационными формами работы  с детьми ОВЗ являются  фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  занятия.

     При необходимости воспитанники с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом. Образовательный  процесс включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие детей.

     Структура образовательного процесса в комбинированных группах для детей   в течение дня должна состоять  из трех блоков (с учетом режима дня!):

1.Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает:

-совместную деятельность воспитателя с детьми;

-свободную самостоятельную деятельность детей.        

-организацию и проведение режимных моментов.

2.Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией  недостатков, которая организуется в форме игровых занятий. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ   по коррекции ОДА проводится в подгрупповой форме.     Индивидуальная форма работы используется учителем-логопедом для постановки и  закрепления звуков, также индивидуальную работу проводит учитель – дефектолог с детьми НОДА в соответствии с заключением ПМПК.

    Остальные образовательные области реализуются воспитателем через фронтальные формы работы со всей группой.

3.Третий блок (продолжительность 15.00 до 19.00):

  это коррекционная, развивающая деятельность детей с взрослыми, осуществляющими образовательный процесс;

-самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем.

 с 15.30. - 16.00.  проводится «коррекционный час», занятие воспитателей  с детьми ОВЗ по рекомендациям специалистов.

Слайд 8.

Развивающая предметно-пространственная среда при организации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и ДЦП становится в полной мере возможной лишь в той ситуации, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с нарушениями ОДА возможностям и ресурсам для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике. При этом точно также будут удовлетворяться образовательные потребности других детей, включенных в инклюзивный процесс.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивном образовании с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного).

Также необходимо учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды, однако, особую значимость приобретают следующие принципы:

Полифункциональность средыДля детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети с условной нормой самостоятельно могут определять содержание деятельности, намечать план действий и активно решать разнообразные задачи.

Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с нарушениями ОДА особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.

Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

 Принцип   доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

В зависимости от контингента детей, включенного в инклюзивное пространство, развивающая предметно-пространственная среда будет иметь свою специфику и обеспечит условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. В групповой комнате выделяются следующие сектора: сенсорного развития, сектор развития предметно-практической деятельности, сектор ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки, сектор общения и эмоционального развития, сектор развития мобильности, ориентировки в пространстве .

Сектор сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики:

  • шнуровки, дидактическая кукла-клоун, пузырьки и банки с различными крышками, резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами (ежики), конструкторы (металлический, пластмассовый, кнопочный), рамки с застежками, пазлы, центр воды и песка, материал для изодеятельности (глина, пластилин, тесто), «сухой душ», «осязательные ванны», тактильная дорожка, тактильное панно «Ежик», тактильная панель, шершавый алфавит, почтовый ящик, сенсорная тропа.
  • игры на развитие зрительного восприятия: «Сложи узор», зашумленные изображения, разрезные картинки, незаконченные изображения, точечные изображения.
  • игры и пособия на развитие восприятия формы, величины, цвета. Объемные и плоскостные геометрические фигуры, «Найди пару», «Найди предмет указанной формы», «Составь целое из частей», «Какого цвета не стало?», «Сложи радугу» и др.
  • игры, направленные на развитие восприятия особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Коробочки с различными запахами, «Четыре времени года», «Какой предмет?» и др.
  • игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, магнитофон, аудиозаписи.
  • игры и пособия на развитие восприятия пространственно-временных отношений. Схема тела человека, вкладыши человек и др.

В секторе сенсорного развития подбор дидактического материала осуществляется с учетом категории детей, включенных в инклюзивное пространство. Более расширенно представлены материалы на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие особых свойств предметов.

В секторе ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки акцент в работе педагога ставится на формирование навыков самообслуживания, пополнение социального опыта детей с нарушениями ОДА на основе их взаимодействия со сверстниками.

Сектор предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. Дети с проблемами в развитии закрепляют игровые действия, полученные на обучающих занятиях с дефектологом, учатся удерживать взятые на себя роли. А для детей с условной нормой расширяется диапазон ведущих ролей, что не всегда реализуется в обычной группе детского сада.

Сектор развития мобильности и ориентировки в пространстве позволяет детям с нарушениями ОДА развивать свои двигательные возможности, ориентировку пространстве, а дети с условной нормой закрепляют навыки в основных движениях.

Сектор общения и эмоционального развития особенно важен для детей с проблемами в развитии.  У них наблюдается быстрая утомляемость и необходимы условия для снятия напряжения и релаксации. Дети с условной нормой могут успешно привлекаться к различным совместным групповым действиям и здесь успешно решаются задачи по коррекции психоэмоционального развития.

Работа в секторах будет успешной, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия.

Большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

  1. Среда должна быть безопасной.
  2. Среда должна быть комфортной и уютной.
  3. Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
  4. Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
  5. Среда должна быть информативной.
  6. Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Таким образом, важным является то, что вся развивающая среда образовательного учреждения направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с нарушениями ОДА. Вариативность развивающей предметно-пространственной среды позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.

Специальные условия для организации  - образовательного процесса детей с нарушениями ОДА в  комбинированной группе

специальные условия к организации места для статической деятельности:

Правильная организация рабочего места ребенка с  достаточным освещением.

Соответствие детской мебели (стол, стул) следующим возрастным требованиям:

- высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола составляло около 30 см; проверяют, поставив руку ребенка на локоть, тогда средний палец должен доходить до угла глаза (низкий стол способствует формированию круглой спины, а слишком высокий — чрезмерному поднятию плеч вверх);

- высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90°.Выработка умения сохранять правильную позу во время занятий с длительной статической нагрузкой. Начиная со стоп, последовательно принять правильную, симметричную остановку различных частей тела:

- стопы - в опоре на полу или на подставке;

- колени - согнуты под прямым или небольшим углом и находятся на одном уровне;

- распределить равномерно опору на обе половины таза;

расстояние между грудью и столом - 1-2 см;

- предплечья лежат на столе свободно, симметрично, без напряжения, плечи симметричны;

- голова - немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола примерно 30 см. Предупреждение принятия детьми порочных поз и поз усугубляющих имеющийся ортопедический диагноз, при рисовании — косое положение плечевого пояса или возможность смены позы во время занятия для ослабленного ребенка. Детям с НОДА не разрешено сидеть за столом (статично) более 15 мин.

   

Обогащение и дифференцирование развивающей среды ДОУ для решения коррекционных задач в группах  комбинированной направленности, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вид оборудования

Направление воздействия

Индивидуальные коврики для

коррекционной физкультуры

Способствуют удобству расположения детей и

необходимых атрибутов, соблюдение санитарно-

гигиенических требований.

Ортопедические дорожки, следы,

ребристые доски

Способствуют формированию навыка правильной

установки стоп, создают условия для формирования

свода стопы и коррекцию деформации стоп.

Массажное оборудование

(дорожки, коврики, мячи, валики,

массажеры)

Укрепление мышц голени и стопы, улучшение

кровообращения стоп, глубокий массаж подошвенной

поверхности стопы.

Мелкие предметы (фигурки,

платочки, прищепки, крупные

пуговицы, карандаши)

Укрепление мелких мышц пальцев ног, увеличение

свода стопы, коррекция и профилактика вальгусных

деформаций стопы и плоскостопия.

Детские тренажеры

Укрепляют сердечно-сосудистую систему, позволяют

активно развивать мышцы спины, ног, плечевого пояса

и пресса.

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика работы педагога ДО в инклюзивном образовательном пространстве. МДОУ «Детский сад № 50» Ярославль, 2020 г

Слайд 2

Инклюзия (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – включаю, inclusion – включение) – это социальный процесс, при котором все граждане начинают больше участвовать в обществе. Это концепция, которая позволяет человеку быть не таким, как диктуют общество и культура. Инклюзивное образование предполагает, что не ребенок должен подстраиваться под систему обучения, а система должна учитывать особенности и потребности ребенка.

Слайд 3

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. ( Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ Статья 2)

Слайд 5

Нарушение опорно – двигательного аппарата Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. виды патологии опорно-двигательного аппарата. Врожденные Приобретенные

Слайд 6

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе заключаются в следующем: диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инк­люзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Слайд 7

Функциональные обязанности

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда при организации инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата



Предварительный просмотр:

КАТАЛОГ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учеб. пособие / С. П. Евсеев и др. – М.: Советский спорт, 2014. – 298 с. – ISBN 978-5-9718-0714-8.
  2. Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Алвин, Э. Уорик; Пер. с англ. Ю. В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – ISBN 5-901599-14-4.
  3. Андреева, Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Андреева // Отечественный журнал социальной работы, 2009. - №1. - С. 74-77.
  4. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. – М: Теревинф, 2006. – 216с. – ISBN 5-901599-52-7.
  5. Ахутина, Т. В. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. – М.: МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.
  6. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с. – ISBN 978-5-91180-958-4.
  7. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е. Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с. – ISBN 978-5-901599-70-9.
  8. Баталов, А. С. Использование инклюзивных педагогических технологий в диагностике речевого развития учащихся начальных классов / А. С. Баталов // Начальная школа, 2010. - №7. – С. 101-104.
  9. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: учеб. пособие / К. И. Безотечество. – М.: Флинта, 2016. – 156 с. – ISBN 978-5-9765-2473-6.
  10. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ «ЭНАС», 2003. – 136 с. – ISBN 5-93196-066-Х.
  11. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников, 2010. - №7. - С. 40-44.
  12. Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.
  13. Вачков, И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов / И. Вачков // Школьный психолог, 2000. - №38. – С.13.
  14. Виневская, А. В. Педагогика. Словарь-справочник коррекционного педагога / А. В. Виневская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 268 с. – ISBN 978-5-222-21358-2.
  15. Вифлеемский, А. Цель – социализация будущих граждан: Новые экономические механизмы облегчения доступа к качественному образованию детей-инвалидов / А. Вифлеемский // Управление школой, 2003. - №9. – С. 6.
  16. Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н. А. Голиков // Педагогическая техника, 2006. - №6. – С. 93-99.
  17. Голиков, Н. А. Ребенок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222-23833-2.
  18. Головчак, Е. В. Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.
  19. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 272 с. – ISBN 978-5-7695-6313-3.
  20. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы: учеб. пособие / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2013. – 272 с. – ISBN 978-5-7695-9306-2.
  21. Дети с синдромом Ретта / Под ред. М. С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской. – М.: Теревинф, 2009. – 264 с. ISBN 978-5-901599-78-5.
  22. Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация инвалидов / А. Ю. Домбровская // Социологические исследования, 2011. - №11. - С. 71-75.
  23. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.
  24. Егупова, М. А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья / М. А. Егупова // Право и образование, 2010. - №2. - С. 34-40.
  25. Жаворонков, Р. Н. Механизм реализиции права инвалидов на образование,закрепленный в конвенции о правах инвалидов / Р. Н. Жаворонков // Дефектология, 2009. - №4. – С. 81-92.
  26. Жуков, В. Кто стучится в класс ко мне? Обучение детей-инвалидов в обычных школах / В. Жуков // Директор школы, 2007. - №3. – С. 86-88.
  27. Зырянова, С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С. И. Зырянова // Дошкольная педагогика, 2010. - №6. – С. 43-54.

  28. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.

  29. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Авт.-сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.

  30. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.
  31. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель ее дальнейшего развития / А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011. - №3. – С. 78-85.

  32. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с. – ISBN 978-5-7057-2835-0.

  33. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 146 с. – ISBN 978-5-7057-3031-5.

  34. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практических занятий для персонала мед. учреждений // Сост. К. Грюневальд и др. / Пер. с англ. Е.М. Видре. – 2-е изд., стер. – СПб.: СПб. ин-т раннего вмешательства, 2000. – 136 с. – ISBN 5-8049-0018-8.

  35. Карвасарская, И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми / И. Б. Карвасарская. – М.: Теревинф, 2003. – 70 с. – ISBN 5-901599-12-8.

  36. Кирилюк, О. М. Социологический анализ системы реабилитации инвалидов / О. М. Кирилюк // Отечественный журнал социальной работы,
    2008. - №4. – С. 48-55.

  37. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – 3-е изд., стер. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с. – ISBN 5-91180-249-3.

  38. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / И. А. Зайцева [и др.]; под ред. В. С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: МарТ, 2004. – 304 с. – ISBN 5-241-00125-5.

  39. Косенкова, Т. В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов / Т. В. Косенкова // Социально-гуманитарные знания, 2010. - №5. – С. 333-339.

  40. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. – М.: Владос, 2014. – 142 с. – ISBN 978-5-691-01918-0.

  41. Лапшин, В. А. Основы дефектологии: учеб. пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.

  42. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М.: МГППУ, 2011. – 278 с. – ISBN 978-5-94051-093-2.
  43. Ленартович, А. Интеграционное обучение как способ вхождения детей в общество: обучение детей-инвалидов / А. Ленартович // Социальная педагогика, 2008. - №2. – С. 43-48.

  44. Маллер, А. Р. Помощь детям с недостатками развития / А. Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с. – ISBN 5-89415-512-6.

  45. Малофеев, Н. Дети с отклонениями в развитии:реабилитация через образование / Н. Малофеев // Народное образование, 1998. - №9-10. – С. 224.

  46. Малофеев, Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя / Н. Н. Малофеев // Дефектология, 2011. - №4. – С. 3-17.

  47. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 1997. – 304 с.

  48. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие /Е. М. Мастюкова, А. Г. Москвина; Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с. – ISBN 5-691-01100-6.

  49. Миндель, А. Я. От инклюзива в обучении к интеграции в труде / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица, 2011. - №9. – С. 39-40.
  50. Миндель, А. Я. Инновации в социализации молодых инвалидов / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица, 2012. - №9. – С. 20-22.
  51. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. – М.: Теревинф, 2006. – 40 с. – (Лечебно-педагогические программы). – ISBN 5-901599-41-1.
  52. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы: учебник / И. В. Наместникова. – М.: Юрайт, 2016. – 366 с. – ISBN 978-5-9916-6320-5.
  53. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. – 176 с. – ISBN 978-5-88923-134-9.
  54. Немкова, С. А. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств / С. А. Немкова. – М.: Медпрактика-М, 2013. – 442 с. – ISBN 978-5-98803-293-9.
  55. Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна / Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с. – ISBN 5-9268-0517-1.
  56. Нефедова, Е. Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель, 2011. - №4. – С. 69-71.
  57. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок). – 336 с. – ISBN 5-88707-021-8.
  58. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014. – 368 с. – ISBN 978-5-89415-878-5.

  59. Павленок, П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2016. – 272 с. – ISBN 978-5-1600-3292-4.

  60. Пасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге: монография / А. Ю. Пасторова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-288-05364-1.
  61. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / Сост. М. С. Дименштейн. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с. – ISBN 978-5-901599-75-4.
  62. Петросян, В. А. Социальная политика в интересах детей-инвалидов в Москве / В. А. Петросян // Воспитание школьников, 2011. - №10. – С. 28-35.

  63. Петухова, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников / Л. Петухова // Социальная педагогика, 2009. - №4. – С. 53-58.

  64. Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. – М.: АСТ, 2010. – 608 с. – ISBN 978-5-17-067208-0.

  65. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстов. – М.: Владос, 1997. – 400 с. – ISBN 5-691-00044-6.

  66. Попова, Л. А. Основы генетики в коррекционной педагогике: учеб. пособие / Л. А. Попова, Т. П. Степанова; под ред. В. П. Соломина. – М.: Корона-Век, 2014. – 176 с. – ISBN 978-5-7931-0545-3.

  67. Приступа, Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М.: Инфра-М: Форум, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-91134-974-5.

  68. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н. Моргачева. – М.: Перспектива, 2015. – 88 с. – ISBN 978-5-98594-523-2.

  69. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014. – 126 с. – ISBN 978-5-09-030566-2.

  70. Пугачев, А. С. Инклюзивное обучение как средство интеграции в трудовую деятельность / А. С. Пугачев // Среднее профессиональное образование, 2012. - №7. – С. 5-6.
  71. Пузин, С. Н. Медико-социальная экспертиза: учеб. пособие / С. Н. Пузин, Д. И. Лаврова; под ред. И. Н. Денисова. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 408 с. – ISBN 5-89481-473-1.
  72. Романов, П. В. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования, 2010. - №9. – С. 50-58.

  73. Семенович, А. В. Программа коррекционной работы в школе / А. В. Семенович. – М.: Дрофа, 2015. – 112 с. – ISBN 978-5-358-14570-2.

  74. Сивакова, И. В. Инвалидность. Полный универсальный справочник / И. В. Сивакова. – М.: Проспект, 2016. – 96 с. – ISBN 978-5-392-20332-1.

  75. Современный урок в коррекционном классе / Авт.-сост. Т. И. Нелепенко; под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Перепелкиной. – Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с. – ISBN 978-5-7057-3315-6.

  76. Социальная работа: теория и практика: учебник / Под ред. Е. Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2016. – 306 с. – ISBN 978-5-9916-4918-6.

  77. Социальная работа с различными категориями населения: учеб. пособие / Н. Ф. Басов. – М.: КноРус, 2012. – 580 с. – ISBN 978-5-406-01367-0.

  78. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов из опыта раб. Выпуск 1. ФГОС / под ред. С. Д. Ермолаева. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 240 с. – ISBN 978-5-906-75082-2.
  79. Специфика организации дистанционного обучения детей-инвалидов в условиях Кольского Заполярья / Н. Ю. Королева [и др.] // Дефектология, 2011. - №5. – С. 82-94.

  80. Спирина, Н. П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М.: Владос, 2014. – 96 с. – ISBN 978-5-691-02023-0.

  81. Староверова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. – М.: Владос, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-691-01919-7.
  82. Сухих, В. Г. Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические исследования, 2011. - №2. – С. 140-143.
  83. Телина, И. А. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов: учебно-метод. пособие / И. А. Телина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2013. – 156 с. – ISBN 978-5-9765-1952-7.
  84. Ткаченко, В. С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: учеб. пособие / В. С. Ткаченко. – М.: Дашков и Кº. – 384 с. – ISBN 978-5-394-00594-7.
  85. Токарь, И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И. Е. Токарь // Социальная педагогика, 2011. - №5. – С. 93-105.
  86. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост. Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014. – 100 с. – ISBN 978-5-7057-3702-4.

  87. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 238 с. – ISBN 978-5-394-01654-7.

  88. Хохлова, Н. Организация работы по социальной адаптации дошкольников в процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. – С. 115-122.

  89. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2005. – 360 с. – ISBN 5-89502-434-3.

  90. Цыганок, А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий / А. А. Цыганок, А. Л. Виноградова, И. С. Константинова. – М.: Теревинф, 2006 – 72 с. – (Лечебно-педагогические программы). – ISBN 5-90159-938-1.

  91. Шульмин, М. П. Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология, 2010. - №3. – С. 88-92.

  92. Щербакова, Ю. В. Специальная психология: учеб. пособие / Ю. В. Щербакова. – М.: РИОР, 2006. – 80 с. – ISBN 5-9557-0294-6.

  93. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. – 2-е изд., стер. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с. – ISBN 5-7433-1217-6.



Предварительный просмотр:

Нормативное-методическое  обеспечение

  1. Национальный проект "Образование"
  2. Паспорт федерального проекта "Современная школа" (Утвержден проектным комитетом по национальному проекту "Образование" (протокол от 07 декабря 2018 г. № 3)(в ред. от 17.12.2019))
  3. Распоряжение Минпросвещения России от 29.03.2019 N Р-41 "Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам"
  4. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. регистрационный N 30384).
  6. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы. Приказ Минобрнауки России от 30.06.2016 № 4154
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от20.02.2017 №07-818 «Методические рекомендации по организации обучения учащихся по ФГОС ОВЗ»
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с УО» Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ».
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
  10. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания", в том числе профессиональный стандарт тьютора.
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 № 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", вступил в силу с 16.05.2017.
  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от от 21 июня 2018 года N ТС-1529/07 «Об устройстве детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательные организации»
  13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10.06.2014 № ВК-1202/07 О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы
  14. Письмо Министерства Просвещения РФ от 06.02.2019 № 06-101 О направлении методических рекомендаций
  15. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
  16. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
  17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2010 № 06-892 «О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в образовательные учреждения высшего профессионального образования граждан с ограниченными возможностями здоровья».
  19. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2006 г. N 06-971 "Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи".
  20. Письмо министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 " О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)"
  21. Письмо Министерства образования РФ от 14 июня 2003 г. №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».
  22. Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2001 г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
  23. Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 "О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
  24. Письмо Министерства образования РФ от 2 августа 2001 г. N 809/23-16 "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии".
  25. Письмо Министерства образования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
  26. Письмо Министерства образования РФ от 25 февраля 2004 г. N 26/112-6 "О едином государственном экзамене в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-IV видов".
  27. Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  28. Письмо Министерства образования РФ от 29 июня 1999 г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
  29. Письмо Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
  30. Письмо Министерства образования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
  31. Письмо Министерства образования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 «Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении».
  32. Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
  33. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  34. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"
  35. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).
  36. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  37. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
  38. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  39. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". 

 

Методические материалы

  1. Разработка и внедрение технологий повышения вовлеченности обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом. Критерии и рекомендации. 
    ООО "Институт проектирования и разработок"
    https://iproir.ru/06z19110002 
  2. Письмо Издательства "Современные образовательные технологии" №7 от 27.01.2020 "О предметной линии специальных учебников "Технологии. Профильный труд. Подготовка младшего обслуживающего персонала"
  3. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» – методика, технологии и реализация: метод. пособие / под ред. В.Д. Парубиной – Казань: ИД «МеДДоК», 2018. – 160 с.
    Источник
    https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/publications/4371-2018-07-09-20-00-57 
  4. Памятка для педагогических работников, работающих с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья (Выдается в качестве методических рекомендаций получившим инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования.)
  5. Материалы о правоприменительной практике законодательства в сфере инклюзивного образования школьников
  6. Резолюция II Всероссийского съезда дефектологов
    2-3 ноября 2017 года, г. Москва
  7. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции\"Аутизм. Стратегии помощи детям с РАС в системе образования\" 29-30 мая 2017г. ГБОУ ВО МПГУ г.Москва
  8. Методическое письмо \"Об инклюзивном образовании в условиях общеобразовательной организации в 2014/2015 уч.г.»
    Составители:
    Посысоев Н.Н., к.псх.н., заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО
    Отрошко Г.В. старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО 
  9. Методическое письмо \"Об особенностях адаптации учебного материала и составления рабочих программ по предметам основной школы в классах VII вида для детей с ОВЗ\" 
    Составители:
    Посысоев Н. Н.; к.псх.н., зав. кафедрой специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО
    Отрошко Г. В., ст. преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО
  10. Запись семинара по ОВЗ "Практика реализации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленного на достижение метапредметных результатов" 
    Лектор: Горностаев Игорь Сергеевич, методист Центра специальных форм образования АО «Издательство «Просвещение», старший преподаватель кафедры Специального дефектологического образования АНО ВО «Российский Новый Университет» (РосНОУ). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Проект: «Дорога добра»Тип проекта:  инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.Вид проекта:  долгосрочный.Возраст: старшая, подготовительная  группы  детского сада.Срок ...

Сотрудничество педагога с родителем ребенка с ОВЗ как условие инклюзивного образовательного пространства

Сотрудничество педагога и родителя ребенка с ОВЗ в понимании инклюзивного образовательного пространства проходит через вариативные формы взаимодействия  с семьей....

Выпускная квалификационная работа "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном отделении образовательной организации"

В 2015 году я проходила курсы повышения квалификации в рамках обучающих мероприятий Государственной программы "Доступная среда". И данная работа является моей ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБО...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты...

Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения

Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения....