Консультация "Организация мини-музея в условиях ДОУ"
консультация

Светлана Анатольевна Меньшенина

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей.

Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.

Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно!

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя,

детей и их семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ педагогической литературы позволил мне утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Думаю, что большая часть

воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные:

родители считают, что дошкольникам еще рано посещать

такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить» или

многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Поэтому я считаю, что нужно использовать элементы музейной педагогики в

образовательном процессе детского сада.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей.

Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.

Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно!

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя,

детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Работу по созданию мини-музеям мы разделили на три этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы вместе с ребятами и родителями определили тему и название мини музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

2. Практический этап.

Затем, следуя своей модели, начали создавать мини-музей «Игрушки моих родителей» в групповой комнате. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа разработали вместе с детьми содержание экскурсий по своему музею, темы бесед, причем сами ребята

предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музее.

3. Работа мини-музея, приглашение детей из других возрастных групп детского сада.

Мною были организованы

мини-музеи:

«Музей камня»;

«Русская изба»;

«Музей игрушки»

 В нашем детском саду были организованы

«Музей военной техники»;

«Русская кукла»;

«Выставка картин «Яблони в цвету»-онлайн;

Тематика мини-музеев ДОУ как правило направлена на воспитание патриотизма

дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашейстраны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов нашей Родины, систорическими и памятными местами.

Мини-музеи способствуют развитию речи;

формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (игры экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный методвзаимосвязаны. Большого вниманиязаслуживает идея подготовке юных экскурсоводов изстарших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий детей младшего дошкольного возраста.

Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует

систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях

систематической работы и методически правильной организациипедагогическогопроцесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятиюс раннего возраста. При этом неоценимо велика роль мини-музея, его огромныевозможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организацияэкспозиций иливыставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сборматериалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников,исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского саданевозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтомуназвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возрастдетей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определеннуюограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможностьэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческиеспособности и коммуникативные навыки.

Для разработкитехнологии использования музейной педагогики как инновационной впроцессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями

изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чегоони быстро устают и становятся пассивными).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Литература

1. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. Мирмузея. - 2005.

2. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как

новая научная дисциплина - 1997.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. /

Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. - 2006.

4. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. Мини-музей в детском саду. — М.:

Линка-пресс, 2008.

5. Юхневич М. Ю.Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. —

М.: Изд-во РИК, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"

Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории  и культуре....

Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...

Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях детского дошкольного учреждения»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Статья на тему: Организация деятельности старших дошкольников в условиях мини музея Русская изба

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, много себе заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо...

Консультация Организация мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Методика создания мини-музея в условиях ДОУ

ГЛАВА I. Методика организации мини-музея музыкальных инструментов в условиях ДОУ.1.1.         Фонд музея.Давно известно: именно эстетическое воспитание позволяе...

Консультация для воспитателей "Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Уважаемые коллеги предлагаю вам консультацию по теме: "Организация  мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения"....