Статья на тему: Организация деятельности старших дошкольников в условиях мини музея Русская изба
статья (подготовительная группа) на тему

Уколова Наталья Владимировна
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, много себе заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие соблюдали обычаи? Как украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, много себе заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие соблюдали обычаи? Как украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

    Тема моей работы «Организация деятельности старших дошкольников у условиях Мини-Музея «Русская изба»

       Реализация этой работы предполагает в условиях ДОУ интеграцию занятий познавательно - речевого художественно- эстетического цикла

      Приоритеты в работе, направленные на воспитание национальной гордости и  понимание детьми , что они часть великого русского народа

Работа ведется по 4 направлениям :

  • Создание атмосферы национального быта
  • Использование фольклора
  • сказки, песни, частушки, хороводы, пословицы, поговорки
  • Знакомство с народным  искусством.
  • Знакомство с традиционными, обрядовыми праздниками;

        Отсюда и родилась идея как-то систематизировать занятия по ознакомлению детей с жизнью и бытом русских людей.

Мы начали по крупицам собирать «экспонаты для своей избы». В этом мне помогли коллеги по работе, родители и дети.

 Поставили печь (самодельная),деревянный стол, лавки, постелили самотканые половики

В Русской избе теперь есть чугунки, ухваты, самовар, расшитые полотенца-рушники, прялки, стиральная доска

     Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в «Избе»

     Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.

     Ведь окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивается любознательность, воспитываются чувства прекрасного.

Нами были придуманы

Авторские  настольные игры

« Народная кукла ,где ты?»

Цель: научить отличать народную куклу от современной.

«Что где живет?»

Цель: систематизировать знания детей к предметам старины и современным в разных классификационных группах.

Широкое использование фольклора

(песен, сказок, частушек, пословиц, поговорок)

Любовь к слову, уважение к культуре начинается со знания и понимания духовных и нравственных истоков фольклора.

В устном народном творчестве, сохранились особенные черты русского характера, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбие.

Знакомя детей с поговорками и пословицами, загадками и сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям: воспитываем в детях положительное отношение к труду.

      Народ проявлял свои творческие стремления и способности, лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в росписях отражалась богатая духовная жизнь народа, понимание им окружающего мира- красоты природы, людей...

Рассматриваем красочные и сказочные узоры на изделиях мастеров Городца, знакомим с чудо-ремеслом дымковской игрушки. Дети лепят игрушки и расписывают их,  разрисовывают силуэты. Мы прививаем детям чувство красоты к родному языку, к родной культуре.

Детей знакомим с Русскими обычаями

В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает. А когда люди переезжали в новую избу, то они всегда забирали домового с собой. Сварят горшочек каши, скажут заветные слова. Накроют горшочек рушником и несут его в новый дом. А мы с вами знаем игру с палочками и весёлый стих про домового.

Тематические занятия

«Горшочек каши»

Давно забытые традиции благополучно возвращаются. Любой гурман всегда будет рад попробовать блюдо, приготовленное в горшочке. Издревле считается, что глина имеет свойство, наполняя человека силой и чистотой, вытягивать негативную энергию.

Знакомство детей с прялкой

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, муж — жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

А прялка - ниток напряла из шерсти,
Чтоб людям от мороза не замерзнуть!
Из ниток тех носки связала……

Знакомство с обрядовыми праздниками.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них прослеживается накопление веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

К счастью к нам постепенно возвращается национальная память  и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам свое ценное из своих культурных достижений.

В старину, встречая гостей, всегда говорили:

      «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо  

           было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
                         
Русь деревянная – края дорогие.
                          Здесь издавна русские люди живут.
                          Они прославляют жилища родные,
                          Раздольные русские песни поют

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредствам создания мини-музея «Русская изба»

В материале представнен опыт работы по созданию мини-музея "Русская изба", определены цели, задачи мини-музея, работа, проводимая с детьми....

Паспорт мини-музея «Русская изба»

Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия....

Организация мини-музея "Русская изба" в ДОУ

Для занятий по привитию интереса к прошлому нашего народа, необходима особая предметно-пространственная среда. Среда, которая бы удовлетворяла потребности, интересы самого ребёнка. Для этого организов...

Информация для воспитателей и родителей на тему: «Роль мини музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ»

Знакомство с русской  народной культурой, в частности,  с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру,...

Статья "Создание мини-музея" (русская изба)

Статья "Создание мини-музеев"...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...