Информация для воспитателей и родителей на тему: «Роль мини музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ»
консультация (средняя группа)

Галкина Елена Михайловна

Знакомство с русской  народной культурой, в частности,  с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_pro_russkuyu_izbu.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»                                                                        

Информация для воспитателей и родителей

на тему:

«Роль мини музея «Русская изба» в образовательном пространстве ДОУ»

Подготовила воспитатель

Галкина Елена Михайловна

г. Арзамас.

 Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

В детском саду воспитываются дети, нормально развивающиеся и  дети с нарушениями речи. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Знакомство с русской  народной культурой, в частности,  с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. 

В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба». Мы постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (лавки, люлька, кровать и др.). На полках расставили крынки, самовар, различную глиняную и деревянную посуду. На стену повесели старинное зеркало, рядом разместили прялку и деревянную шкатулку с предметами для вышивания. Нашли своё место ухват, кочерга, несколько берёзовых поленьев. В избе должно быть просторно, там нет места лишним вещам, но зато есть все необходимое.

Детям очень нравится посещать его, рассматривать посуду, мебель, утварь, потрогать, поиграть на трещотках и ложках. У детей возникают вопросы: кто же жил в таком доме? Как люди пользовались ухватом, кочергой? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали?

Посещая мини-музей «Русская изба» читают сказки, знакомятся с убранством «избы», с предметами обихода и их использованием. Воспитатели рассказывают детям, что же такое изба? В таком доме жила семья: мама, папа, дедушка, бабушка и много детей. Дом назывался изба. Центральное место занимала печка, которая грела дом. В печи варили еду, на ней грелись. При помощи ухвата ставили, а затем и вынимали из печки чугуны с картошкой и кашей. В люльке качали малыша. Все жили дружно, уважали старших и помогали друг другу. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробуждают в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволяет им ощутить себя частью русского народа. Через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки развивается речь детей. Воспитывается любовь к родному краю и даются первые представления о культуре русского народа.

Большой интерес у детей взывает знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Есть старинная традиция выбор имени ребёнку, который только родился. Дети с удовольствием перечисляют имена детей из детского сада, которые носят старинные имена. Дети слушают, как звучит полное старинное имя и его ласкательный вариант. Какие необходимо соблюдать традиции при первом купании малыша. Дети кладут в тазик с водой уголёк, зёрна и монетку. Воспитатель рассказывает, что это обозначает. После купания малыша заворачивают в отцовскую рубаху – это тоже одна из традиций нашего народа, чтобы малыш был такой же трудолюбивый, красивый и сильный как его родители.

Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети участвуют в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.

Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным  искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель, Хохлома и т.д. В образовательной деятельности дети с радостью изготавливают игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогами детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени детей знакомим  с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и  многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.

Таким образом, знакомя детей с традициями и жизнью русского народа, мы даём возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

Список литературы:

1.  программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

2.  Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

3.  А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.

4.  А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.