Паспорт мини-музея «Русская изба»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ломако Татьяна Ивановна

Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  мини-музея «Русская изба» МКДОУ №3 «Радуга»:

Название: «Русская изба». 

Место расположения, условия:

 Мини-музей занимает  уголок в  группе «Теремок»  на 2 этаже    здания  МКДОУ №3.

 Направленность мини-музея  социально-- коммуникативное,  художественно-эстетическое.

Направление: этнография.

 Цель: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю, знакомство с русским народным бытом и традициями.

Задачи: 

-Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;

-Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

-Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

-Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

-Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

-Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

-Повысить статус МКДОУ и его конкурентоспособность.    

Адресность:

 Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги  и развлекательные мероприятия.

Руководитель:

 Воспитатель высшей категории: Ломако Татьяна Ивановна.

Площадь:

Мини-музея 8 квадратных метров     

Организационно-методическое обеспечение

Основные нормативно-правовые государственные акты, на основе которых строится работа любого музея:

1.Закон РФ от 26.05.1996 № 57-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” и постановление Правительства РФ от 12.02.1998 № 179 "Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации”.

2.Письмо Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).

Пояснительная записка.

Мини-музей  «Русская изба» МКДОУ   № 3  – живой, развивающийся организм, он стал неотъемлемой частью  предметно-развивающей  среды нашего детского сада.

 Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры- забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное  искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре.    

К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда,  хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства,  Прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие  обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные       вопросы –  поможет наш мини-музей «Русская игра», где собраны соответствующие экспонаты.

 Знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с истоками

                                  русской народной культуры

Систему работы по приобщению детей к русской народной культуре  проводжу через различные виды работ:

□ студийная работа;

□ занятия по изодеятельности, тематические праздники и развлечения;

□ посещение выставок и экспозиций  

□ организация выставок детского творчества в группах, холле детского сада, персональные выставки детских работ.

Студийная работа

 

Цель студийных занятий:

□ расширять представления детей о многообразии декоративно-прикладного искусства;

□ учить детей замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;

□ воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, формировать национальную гордость за мастерство русского народа;

□ знакомить детей старшего дошкольного возраста с приемами работы народных мастеров;

□ закреплять умение рисовать декоративные элементы народной росписи – точки, круги, дуги, волнистые линии, скобочки, полоски, листочки, ягодки …

□ знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнамента, учить придумывать узоры для украшения подарков близким, работникам детского сада;

□ формировать эстетический вкус, развивать творчество и фантазию.

Дети старшей группы   лектории по темам:

 «Как было в старину», «Дом, дом, открой свою тайну», «Хозяйка красна, каша вкусна», «Всякий дом хозяином держится», «Народные игры и забавы»

Музейные праздники:

«Рождественская сказка», «Пришла Коляда  накануне Рождества», « Светлое Христово Воскресенье», «Масленица».

Лектории для детей  старшей и подготовительной группы

«Мы пришли в музей», «Русская красавица матрешка», «Голубая сказка», «Раз - мазочек, два - мазочек, получается цветочек», «Золотая хохлома», «Чудо-кони, чудо-птицы», «Глиняных дел мастер»

На этих лекториях дети познакомились с устным народным творчеством, крестьянским домом, бытом, народными праздниками и обрядами, народными промыслами.

Все это позволяет детям накопить богатый опыт, яркие впечатления. Посещения музея любимы детьми, заставляют прикоснуться к искусству, почувствовать себя истинными знатоками искусства.

Занятия по изобразительной деятельности

 

На занятиях по изобразительной деятельности проводится  работа по ознакомлению старших дошкольников с народной культурой.

Так, с детьми старшей группы, провожу цикл занятий по мотивам русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк». На этих занятиях дети изучают:

-русский костюм - женский и мужской;

-знакомятся с названиями русской одежды: сарафан, рубаха, кушак,

кафтан, косоворотка, порты, колпак, кокошник и пр.;

-рисуют русских красавиц, добрых молодцев в русской одежде,

изображают сюжеты сказки, используя полученные ранее знания о быте

русского народа, его обрядах, праздниках.

 

На 1 этапе работы осуществляем разбор и анализ отдельных аспектов выбранного исторического события (ярмарка):

-рассматриваем иллюстраций, репродукции картин художника Кустодиева, В, И. Сурикова;

 -начитываем художественные произведения «Как жили люди на Руси», «Деревянное кружево Красноярья» и др.

На 2 этапе через эскизную деятельность прорабатываем отдельные части, составляющие предметно-изобразительный ряд будущей композиции, их элементы.

Детально изучаем и прорабатываем:

-деревянную архитектуру (русские избы, терема, наличники, ставни, крыши, крыльцо красное и др.);

-ландшафты;

-русский костюм;

-люди: платочница, коробейник, скоморох (изображаем с натуры

-ребенок в костюме);

-многофигурная композиция людей в русских костюмах в динамике

(лепка, рисование);

-предметы быта: посуда, игрушки, музыкальные инструменты;

-средства передвижения;

-аттракционы.

На 3 этапе работы с детьми синтезируем весь материал, наработанный в старшей и подготовительной группах + кружок  воплощаем в сложной многофигурной композиции по теме «Ярмарка». Созданные детьми картины обсуждаем, анализируем. Каждый ребенок дает название своей композиции. Далее работы детей готовим к вернисажу и музыкальному празднику «Веселая ярмарка». На открытие вернисажа приглашаем детей младших, средних и старшей групп, а так же родителей. В роли экскурсовода выступают сами  дети.

Музыкальные праздники и развлечения.

 Приобщение детей к истокам русской народной культуры наиболее эмоционально проходит в виде тематических развлечений и музыкальных праздников. Так, один раз в месяц проводила с детьми следующие развлечения: «Сарафан для Машутки, а рубаха для  Ванюшки»

Викторины «Кто лучше знает народную роспись»

Народные игры и забавы: роспись яиц и игры с ними «Чье яйцо крепче», «Чье дальше укатится?» и др.

Изготовление подарков к рождеству, Пасхе и пр.

Анализ эффективности работы по ознакомлению

дошкольников с русской народной культурой.

Выводы:                                                                                                                                              Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:  детей расширились представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства;

-обогатились представления о характерных особенностях

народных промыслов;

-дети на высоком уровне овладели навыками построения композиционных работ;

-у детей сформировано художественно-образное мышление;

- развита эмоционально-эстетическая сфера;

-сформирована любовь к Родине и русским корням. 

Список литературы:1. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008.

 

Экспонаты мини-музея:

Название

Количество шт.

1

Русская печка

1

2

Плетенные корзинки

2

3

Берестяные туеса

2

4

Набор матрешек

1

5

Набор деревянных ложек

9

6

Блюдо инкрустация соломкой

1

7

Лапоточки

1

8

Утица

1

9

Свистулька глиняная «Бычок»

1

10

Свистулька глиняная «Семейка»

1

11

Декоративное блюдо «Хохлома»

3

12

Самовар

1

13

Декоративная доска

1

14

Балалайки

5

15

Рушник

1

16

Столик «Хохлома»

1

17

Стульчик «Хохлома

1

18

Деревянные игрушки «Петушок»

1

19

Деревянная игрушка «Машина»

1

20

Скатерть «Городец»

2

21

Полотенца «Городец»

2

 22

 Вязанные  салфетки

3

23

Кокошники для девочек

12

24

Колыбелька для кукол

1

25

Куклы в русских народных костюмах

3

26

Кукольный спектакль

 10

27

Пальчиковый театр

16

28

ИКТ Народные песни, промыслы

«Хохлома», «Гжель», «Дымка»

12

29

Пазлы по русским народным сказкам

3

30

Косоворотки

10

31

Сарафаны

10

32

Книги.Знакомство детей с русским народным творчеством. Т.А. Бударина

1

32

Программа «Народное искусство в воспитании дошкольников»

Т. С. Комаровой

1

33

Русские народные сказки

15

34

Бусы из лент

12

35

Поделка «Чаепитие»

1

36

Набор деревянной посуды

1

37

Лампа керосиновая

1

38

Половик

1

39

Лоскутное одеяло

1

40

Керамическая ваза

1

41

42

 Плакат «Емеля на печке»

Плакат «Угощение»

1

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...